Интегративное занятие музыкотерапии с использованием изотерапии (с применением арт-терапевтической техники «Визаулизация») по пьесе К.Сен-Санса «Аквариум» из фортепианного цикла «Карнавал животных».
Музыкотерапия - один из видов арт-терапии, который укрепляет здоровье детей, доставляет детям удовольствие. Музыка способствует развитию творчества, фантазии, повышает интерес к окружающему миру, способствует развитию культуры ребёнка, благотворно воздействует на психику людей.
Занятие для детей старшего дошкольного возраста (подготовительная логопедическая группа, 6-7 лет МАДОУ «Детский сад № 64» г.Балаково, Саратовская область.
- По форме - групповая (13 человек).
- По степени активности - активная.
- По структуре - структурированная.
Цель: Развитие творческого воображения, путем создания образа на основе изобразительной возможности музыки.
Задачи:
- Создать позитивное самовосприятия;
- Создать благоприятную атмосферу;
- Стимулировать творческие проявления в изображениях персонажей музыкальной пьесы;
- Развивать образную речь, воображение;
- Развивать умение концентрировать внимание на позитивных мыслях, чувствах о прекрасном.
Предварительная работа: Прослушивание пьесы «Аувариум», просмотр музыкального клипа с обитателями водной стихии, беседа о настроении и характере музыки, образов.
Необходимые материалы: Музыкальная пьеса К.Сен-Санс «Аквариум», видеопроектор, альбомный лист, цветные карандаши
Ход занятия
Звучит музыка плеска воды.
Педагог предлагает детям оказаться в царстве природной стихии Воды. Побеседовать о том, что вода на Земле это океаны, моря, реки. Вспомнить жителей водной стихии, главных - рыб. Рыбы тоже бывают разные - большие, маленькие, тёмные, разноцветные (голубые, красные, жёлтые, блестящие и т.п.). У рыб мягкие плавнички, хвосты, все движения их плавные, они плавно передвигаются - плавают, они не разговаривают.
Педагог: - Ребята, прослушаем ещё раз пьесу «Аквариум». Прислушайтесь к звукам.
Прослушивание пьесы «Аквариум» К.Сен-Санса.
Педагог: - Как звучит музыка, что вы скажете?
Дети: - Музыка переливается, как будто плавают рыбки.
Педагог: - Ребята, а какие рыбки изображены в музыке?
Дети: - Они маленькие, мягкие, блестящие, золотые, красивые.
Педагог: - Действительно, музыка искрится и переливается волшебными струями.
Нежная мелодия изображают волшебную картину: будто солнце отражается в воде и разноцветные лучи его рассыпаются вокруг. А в аквариуме резвятся золотые рыбки необыкновенной красоты. Как красиво струится и переливается музыка!
Ребята, а давайте изобразим таких рыбок?
Проводится арт-терапевтическое упражнение «Рыбки»
Цель: Снять психоэмоциональное напряжение, стресс; расслабление мышечных зажимов.
Дети, не сходя с места, «танцуют», используя только руки: сначала чуть-чуть пошевеливают кончиками пальцев, потом постепенно переходят к усиливающим волнообразным движениям руками, отдельно, только кистями рук. «Рыбки» показывают, как работают их «хвостики». Под музыку «рыбки» бьют «хвостиками» по воде. Затем, дети опускают руки и расслабляются, прислушиваясь к своим ощущениям.
Проводится беседа
Повторно звучит музыка. Дети слушают с закрытыми глазами.
Педагог: - Ребята, давайте представим себя рыбками, мы умеет плавать, плавно двигаем своими плавничками, хвостиками. Нас окутывает мягкая и тёплая водичка. Нам очень приятно плавать. Мы видим солнышко сквозь воды. Я - рыбка Мечта, я хочу плавать в прозрачной и чистой воде.
А какую рыбку вы себе представили? Нарисуйте, пожалуйста.
Дети рисуют.
Рефлексия
По мере законченности рисунка, педагог подходит к каждому ребёнку. Ребёнок рассказывает о своей рыбке. Педагог записывает.
По окончании, все рисунки развешиваются на доске.
Заключение
Как показало интегративное занятие «Разноцветные рыбки», музыкальные звуки, музыка с ее изобразительным характером, взаимодействует с ассоциативными структурами, помогает развитию творческого потенциала детей, побуждает к активному восприятию окружающего мира, благотворно влияет на общее эмоциональное состояние. Такая форма проведения занятия очень понравилась детям, она интересна, без шаблонов изображения образов, это дало возможность фантазии и разнообразию изображения музыкального персонажа.
У детей занятие оставила много положительных впечатлений от собственного творчества.