Тип урока: Знакомство с новым материалом.
Цель: знакомство с буквой и звуком Оо.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- Повторить пройденные звуки и буквы
- Познакомить учащихся с новым звуком и буквой его обозначающим
- Формировать навык фонематического анализа
Коррекционно-развивающие:
- Тренировать учащихся в четкости произношения звуков в слогах, словах;
- Развивать фонематический слух, внимание, память, мышление;
Коррекционно-воспитательные:
- Воспитывать интерес к чтению; взаимопомощь, умение слушать друг друга.
Ход урока
1. Организационный момент
На меня все посмотрели,
Улыбнулись, тихо сели.
Сели правильно,
Спинки выпрямили.
Глаза смотрят и видят
Уши слушают и слышат
Сначала думаю, а потом говорю
Помню, что в классе я не один
Умею слушать мнения других.
2. Артикуляционная гимнастика
- Сейчас выполним гимнастику для язычка, чтобы подготовить его к работе.
- Приготовьте зеркало. Я показываю, затем вы выполняете упражнение.
1. Улыбка
2. Трубочка
Теперь потренируем язычок
- Лопатка
- Пошлёпать по язычку верхней губой: пя-пя-пя
- Подуйте на ладошку так, чтобы было холодно.
Молодцы! Теперь мы готовы к работе со звуками и буквами. Самым активным и старательным на зарядке был…….
3. Повторение букв и слогов
А) Сейчас будем повторять буквы, которые вы уже знаете.
- С какими звуками мы познакомились на прошлых уроках?
- Что вы знаете о звуке а, у?
- Фишкой, какого цвета обозначаем?
- Чем отличается звук от буквы?
- На что похожа буква А? Буква У?
- Показ букв на светофорах.
- Еще, с какой буквой мы познакомились?
- Что знаете об этом звуке? Каким цветом обозначаем? Покажите.
Б) Повторение и чтение слогов
Теперь будем читать слоги
- Прочитаем слоги на доске (два сильных, хором, два слабых)
Ау, уа, ам, ма, ум, му
- Молодцы!
4. Знакомство с новым звуком и его закрепление
А) Выделение нового звука
- Сегодня мы познакомимся с новым звуком. Чтобы узнать какой это звук, надо отгадать загадку:
На носу сидим,
На весь мир глядим,
За уши держимся. (Очки)
- Как догадались, что это очки?
- Разделите слово на слоги.
- Сколько слогов в слове очки? (2)
- Назовите первый слог. Теперь второй.
- Произнесём все вместе первый слог: оч, а теперь так: ооооооч. Какой первый звук в слоге оч?
«О» - это наш новый звук.
Б) Артикуляция и характеристика звука «О»
- Давайте научимся произносить звук «О» отчётливо и посмотрим, как он произносится.
- Возьмите зеркала. Произнесите звук «О». Можно ли этот звук спеть?
Спойте его хором (по одному).
- Когда мы произносим звук О, мы губы вытягиваем в форме овала, при этом воздух проходит свободно, не встречая преграды. Как называется этот звук? (гласный)
- Фишкой, какого цвета мы договорились обозначать гласные звуки?
В) Упражнения на выделение звука
Игра «Кто внимательнее»
Услышав звук О, дети должны хлопнуть в ладоши
- О, и, у, а, о, о, э, ы, о
- Ом, ут, ис, ок, ко, ту, ма, во
- Дом, сок, лук, сын, лист, лось, лак, лоб, стол, стул
Определение места звука в слове.
Предметные картинки: огурец, пальто, оса, лимон, ведро.
- Что учились определять?
- С каким звуком познакомились?
Дайте характеристику звуку «О».
Физминутка
Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали.
Ножками потопали,
Ручками похлопали.
Покрутились, повертелись
И за парты все уселись.
Глазки крепко закрываем,
Дружно до 5 считаем.
Открываем, поморгаем
И работать продолжаем.
5. Знакомство с буквой и её закрепление
1) Знакомство с буквой.
- А сейчас узнаем новую букву. Звук «О» можно записать буквой О (показ)
В этой букве нет угла
От того она кругла.
До того она кругла,
Покатиться бы могла.
- Давайте посмотрим где живёт наша буква О.
2) Закрепление буквы
- Сейчас будем узнавать букву О и запоминать её.
- Посмотрите на картинку. На что похожа буква О?
- Рассмотрите букву на доске.
- Из каких элементов состоит буква?
- Сложите букву из веревочки.
- А из палочек можно сложить букву О? Почему?
Итак, какую букву сложили?
- А сейчас будем работать на карточках. Для этого подготовим пальчики к работе.
Раз, два, три, четыре, пять (поочередно разгибать пальцы, сжатые в кулак, начиная с большого)
Вышли пальчики гулять!
Этот пальчик гриб нашел. (загнуть мизинец)
Этот пальчик чистит стол. (загнуть безымянный палец)
Этот резал. (загнуть средний палец)
Этот ел. (загнуть указательный палец)
Ну а этот лишь глядел! (загнуть большой палец)
У вас на партах лежит карточка. Подчеркните все буквы О.
- Какую букву мы подчёркивали?
6. Работа по букварю
- Откройте букварь по закладке. Найдите новую букву.
- Почему буква О в красном квадратике?
- Давайте еще раз споём эту букву (громко, тихо, громко-тихо)
Найдите схемы. Будем их читать.
- Кто нарисован к первой схеме? (девочка). В имени девочки первая буква О. Как будут звать девочку? (Оля)
- Разделим слово Оля на слоги. О-ля.
Итог
- Назовите букву, которую мы изучили на сегодняшнем уроке.
- Покажите её среди остальных букв в кассе.
- Какие слова вы знаете на звук О? (Ответы учащихся)
- Молодцы, ребята. Отлично потрудились. Спасибо за урок.