Педагогический коллектив - сложное целое, объединенное общими педагогическими задачами, составленное из людей, различающихся между собой по возрасту и опыту, вкусам и интересам, специальности и педагогическим взглядам, нравственному уровню и интеллекту. Здесь встречаются семейные и несемейные, веселые и грустные, люди с разными типами нервной системы, характерами и темпераментами, с разным уровнем нравственного развития. Для того, чтобы коллектив, собранный из столь разных людей, мог работать как единое целое, необходима согласованность усилий всех его участников. В чём же состоит работа коллектива в школе, почему данная тема является актуальной. Инновационный характер осуществляемых в образовании перемен, введение новых ФГОС требует и нового учителя. Сегодня нужны педагоги, способные включиться в процессы обновления образования, владеющие компетентностью в информационной, исследовательской, проектной деятельности, понимающие и осознающие новую миссию учителя.
Как же строятся отношения учителя с коллегами?
Важным компонентом творческой атмосферы является ответственность каждого учителя за коллектив и всего коллектива за каждого. Творческая атмосфера всегда предполагает наличие в коллективе понятия «взаимно». А.С.Макаренко так определял источник авторитетности учителя: «…авторитет проистекает только от ответственности». Если каждый учитель поймет, что ответственность равна авторитету, то он сможет по степени полезности своей деятельности определить свое место в коллективе.
Творческая атмосфера - это профессиональные споры, борьба мнений, деловые разногласия. Отсутствие их ведет к разрушению творческой атмосферы. Это средство повышения производительности труда. Коллективы, в которых бурлит мысль и учителя идут навстречу сложным вопросам обучения и воспитания, не боясь столкновений, не испытывают тягостных ссор, мелочных дрязг, без паники готовы преодолеть непредусмотренные затруднения, рождаемые жизнью.
Однако споры полезны, когда они принципиальны, иначе создают отрицательный эмоциональный климат, порождающий взаимные обиды. Несмотря на то, что в основном наш коллектив женский, мы всегда умели обойти сплетни и мелочность, и этого правила постараемся придерживаться дальше.
Составной элемент творческой атмосферы - признание лидерства лучших учителей, мастеров. Творческий коллектив предусматривает совершенствование на примере самых преданных делу, талантливых педагогов. Задача же лидера - увлечь своими идеями, открытиями коллег. Если учитель не увлекает других, «сам себе режиссер», то он не воспринимается окружающими как лидер.
Писатель Юрий Олеша говорил: «Творчество радиоактивно», происходит известный психологический закон «заражения»: окружающих начинает беспокоить собственная пассивность, однообразие своей работы, появляется здоровая неудовлетворенность собой.
О своих коллегах говорят либо хорошо, либо очень хорошо. И ни с кем вслух не обсуждают недостатки коллег. Тем более их не обсуждают с родителями или учениками. А если на родительском или классном собрании только назревает конфликт, то его следует сразу же погасить, не дав разгореться.
Каждый день учителя собираются в учительской, и уже по атмосфере в ней можно во многом судить о нравственных отношениях в коллективе: грубость или доброжелательность, ворчание и угрозы или искренность, раздраженность или внимательность и т.п. - уже какой-то показатель этих отношений. А практика показывает, что даже настроение из учительской учитель несет в класс, и раздраженность, возникшая в ней, влечет за собой недостаточную педагогическую продуктивность на уроке.
Как правильно общаться с коллегами? Все мы работаем в коллективе. А он, как известно, состоит из людей. И каждый понимает, что не будет ни желания, ни сил идти на работу из-за напряженных отношений с коллегами. Дабы с вами такого не случилось, соблюдайте некоторые правила общения, рекомендуемые психологами.
- Быть добрым, дружелюбным и чувствительным к своим коллегам.
- Владеть тоном и тактом общения с коллегами.
- Не завидовать успехам коллег.
- Делиться своим опытом с коллегами.
- Не стесняться учиться у коллег.
- Не смотреть на коллег сверху своего "полета".
- Хранить доброе имя своих коллег.
- Не пытаться поднять авторитет своего предмета через унижение других.
- Быть непримиримым к фактам антипедагогичного поведения коллег.
- Делайте комплименты.
Для решения задач современного образования необходима иная качественная подготовка и переподготовка учителя, разнообразные формы взаимодействия.
Учителю XXI века необходимо обладать следующими качествами:
- работа в команде;
- сетевое взаимодействие (использование ИКТ);
- наставничество (форма сотрудничества).
Итак, работа в команде, это взаимодействие учителей на школьном, городском, региональном уровне.
В педагогической литературе организационные формы методической работы классифицируются по способу организации (коллективные, групповые, индивидуальные), а также по степени активности участников (активные, пассивные).
Пассивные формыработы методической службы сориентированы в большой степени на репродуктивную мыследеятельность и обеспечивают опору на зону актуального развития педагогов.
- Теоретический семинар.
- Проблемный семинар.
- Семинар-практикум.
- Тренинг.
- Викторина
- Устный журнал.
- Открытый микрофон.
- Научно-теоретические конференции и педагогические чтения.
Активные формыстимулируют поиск, творческую исследовательскую деятельность педагогов и ориентированы на зону ближайшего развития педагогов.
- Как сделать, чтобы каждый педагог стал активным, заинтересованным участником работы различных форм профессиональных объединений? Как избавиться от пассивности отдельных педагогов? Как перевести их от репродуктивной деятельности к исследовательской? К формированию умения рефлексировать в процессе познания нового и освоения знакомого материала?
Активизация творческой деятельности педагогов возможна через нетрадиционные, интерактивные методы и формы работы с педагогами.
Многие основные методические инновации связаны с применением интерактивных методов обучения. Необходимо разобраться с самим понятием. Слово «интерактив» пришло к нам из английского языка от слова "interact", где "inter" - это «взаимный», "act" - действовать.
Интерактивный означает способность взаимодействовать или находится в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, компьютером) или кем-либо (например, человеком). Отсюда можно сделать выводы, что интерактивное обучение - это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие.
Наиболее эффективными активными формами организации методической работы на современном этапе являются:
- Конкурс рефератов.
- Научно-практическая конференция.
- Деловая игра.
- Педагогический КВН.
- Методический мост.
- Решение педагогических задач.
- Методический фестиваль.
- Ярмарка педагогических идей.
- Разработка методического портфеля.
- Круглый стол.
- Вечера вопросов и ответов.
- Дискуссия.
- Мозговая атака (мозговой штурм).
- Методический ринг.
- Парный или интегрированный урок.
- Методическая декада.
- Дни науки.
- Методический мост.
- Методическая мозаика.
- Профессиональная выставка.
- Час коллективного творчества.
- Защита проекта.
- Тематический педагогический совет.
- Открытый урок.
Как же происходит реализация различных форм сетевой активности (развитие сетевого взаимодействия).
Благодаря работе в сетевых сообществах, реализуя различные формы сетевой активности, учитель развивает в себе те компетентности, которые он в силу свой профессиональной деятельности затем формирует в своих учениках: коммуникативные, информационно-коммуникационные, исследовательские, проектные, познавательные, самообразовательные, активную гражданскую позицию, открытость и готовность ко всему новому. Поэтому вовлечение педагогов в сетевое взаимодействие является одним из условий их личностного развития.
- Участие педагогов в сетевых сообществах, форумах;
- Участие педагогов в конкурсах, конференциях, мастер-классах в сетевой форме;
- Создание педагогами электронного портфолио;
- Организация педагогами участия школьников в дистанционных проектах (конкурсах, олимпиадах, школах, фестивалях);
- Повышение квалификации педагогов в дистанционной форме;
- Аттестация педагогических кадров, благодаря участию в различных сетевых конкурсах;
- Организация публикаций педагогов в СМИ, сайтах различного уровня;
- Создание и развитие личных сайтов и блогов;
- Поддержка и развитие школьных сайтов.
Дистанционные курсы повышения квалификации, семинары, мастер-классы, педагогические мастерские. Такая форма обучения имеет много положительных моментов:
- Обучение идёт без отрыва от работы, семьи;
- Учиться можно в удобное время суток и день недели (ночь, выходной день);
- Повышаешь квалификацию не только в области своего предмета, но и в области применения ИКТ.
Участие в сетевых, дистанционных конкурсах и фестивалях в независимости от результата даёт возможность учителю опубликовать собственные методические разработки. Кроме того, по условиям большинства конкурсов работы участников комментируются, проходят профессиональную и общественную экспертизу, при этом сам учитель принимает активное участие в такой работе. В ходе мероприятий педагог также знакомится с опытом коллег, сравнивая свою работу с другими, выявляя пробелы в работе или наоборот, отмечает своё преимущество, делает выводы. Несомненно, такое взаимодействие помогает педагогу повысить своё профессиональное мастерство, и, что не менее важно, позволяет самоутвердиться.
Сетевые сообщества педагогов можно найти на многих образовательных порталах: Открытый класс, Сеть творческих учителей и т.д. Каждый учитель может найти для себя самое интересное по содержанию и самое приемлемое по форме работы сообщество. Если такового не найдётся, можно самому создать нужное сообщество. Работа в сообществах может быть самой разнообразной: это и конкурсы для учителей и учеников, это и семинары, и конференции, и мастер-классы, и консультационные линии. Став членом образовательного портала, сообщества каждый учитель может создать свою персональную страницу, разместив на ней самую разнообразную информацию, загрузить файлы от плана-конспекта урока до собственного портфолио. Так же может стать экспертом.
Взаимодействие с коллегами в сети, позволяет:
- Найти единомышленников и расширить круг своего общения.
- Получить возможность представить свой педагогический опыт широкой аудитории.
- Узнать мнение своих коллег-профессионалов, а также получить бесплатные консультации советы и рекомендации.
- Выступить в роли эксперта и прокомментировать работы коллег.
- Обсудить злободневные проблемы методики преподавания предмета, школы, образования в целом.
- Познакомиться с опытом коллег и в дальнейшем использовать предложенные ими идеи в своей работе.
- Планировать свое время и принимать участие в работе сетевых сообществ когда это удобно.
- Повысить свою самооценку и получить отличный стимул для творчества и профессионального развития.
- Освоить самые современные сетевые сервисы и в дальнейшем использовать их возможности.
- Приобрести навыки дистанционной работы.
- Получить сертификат участника и пополнить свое портфолио.
Обо всём этом нужно постоянно говорить педагогам, напоминать, требовать: на совещаниях, педсоветах, семинарах. И, конечно же хвалить: морально и материально.
Наша школа - это стабильный и сплоченный коллектив профессионалов-единомышленников, работающих не только над созданием оптимальной образовательной среды и организацией детского досуга, но и болеющих за воспитание ребят, за их здоровье и интересы, за личностное развитие каждого и создание комфортного микроклимата, во многом обеспечивающего по-семейному добрую и уютную атмосферу нашей школы, которой мы так гордимся.
Учителя - в основном профессионалы высокого уровня, люди, радеющие за школу и выстраивающие фундамент ее продуктивности и успеха по кирпичику своими каждодневными усилиями. Они любят своих воспитанников, разделяют их проблемы и помогают решить их, всегда понимают и отстаивают интересы ребенка, являясь прежде всего старшими друзьями детей и добрыми помощниками и единомышленниками родителей.
Наконец, наши учителя - просто очень достойные и интересные люди, которые не боятся нового и всегда готовы поучиться, способны признавать свои заблуждения и постоянно совершенствоваться в профессиональном и человеческом смысле, дарят себя детям, не жалея сил и свободного времени и получая от этого радость.
Каждый сотрудник предан школе и детям и делает все возможное для того, чтобы у нас всем было по-настоящему хорошо. И, наверное, именно поэтому наши дети вырастают уверенными в себе, защищенными и любимыми, а главное - способными любить и понимать этот мир.
Но при этом необходимо постоянно видеть себя как бы со стороны, глазами других людей. Анализировать, как вы вели себя во время общения с коллегами, с учениками, стремиться поставить себя на место того человека, с которым общаетесь. Придя в школу, оставлять свои проблемы и амбиции. Развивать свой внутренний духовный мир, свои таланты и способности. Помнить, что творческая, духовно богатая личность всегда привлекает других людей, особенно когда всё это сопрягается с чуткостью, способностью понимать окружающих. Не забывать кодекс чести учителя.
- Учись видеть и уважать в другом человеке личность.
- Учись видеть в себе недостатки и прощать их другим.
- Будь честен в помыслах, не навреди словом.
- Щедро делись своим педагогическим мастерством, ибо «не оскудеет рука дающего».
- Учись радоваться успехам коллег.
- Не позволяй себе плохого настроения.
- Будь внимателен к чужим недостаткам.
- Помни, что твой внешний вид соответствует твоему внутреннему содержанию.
- Максимально используй свои силы и возможности в работе.
- Повышай свой интеллект.
- Повышай свой уровень психологических знаний.
- Добросовестно выполняй функциональные обязанности учителя.
Говорят, что счастливый человек - это тот, кто с радостью идёт на работу, и с радостью возвращается домой.
Любимые коллеги! Оставайтесь всегда высококлассными специалистами в нашем общем деле и незаменимыми сотрудниками. И пусть любой коллектив остаётся на долгие годы сплоченным и дружным.
Чтобы озарять светом других, нужно носить солнце в себе! (Р.Роллан)
Источники
- http://pi.sfedu.ru/university/publish/schools/2/10.html - Педагогическая культура учителя в системе личностно ориентированного образования.
- http://www.orenirk.ru/novosti/novosti04koltireva.htm - Эмоциональная культура педагога как условие эффективного взаимодействия с родителями.
- http://www.74439s013.edusite.ru/p33aa1.html - Культура школы как фактор социализации учащихся.
- http://www.alted.ru/oo869/pedsovet.jsp - Педагогическое общение как особый вид творчества.