1 слайд
Школьная география обладает в этом отношении огромным потенциалом и обусловливает необходимость подготовки школьников к самостоятельной творческой деятельности, формированию у них умений и навыков ведения исследовательской работы. Научить ребёнка видеть красоту родной природы, беречь и любить её - одна из задач учителя географии.
2 слайд. Важная задача школы - воспитать человека пытливой, творческой, ищущей мысли.
Среди инновационных педагогических средств и методов особое место занимает исследовательская деятельность.
Обучающиеся овладевают такими приемами как наблюдения, сопоставления, прием доказательства, прием обобщения, прием выдвижения гипотез, прием переноса знаний в новую ситуацию, прием установления причинно-следственных связей и некоторые другие.
3 слайд.
«Познать свой край изучить его - значить полюбить его еще более глубоко…».
А.С.Барков
С чего начинается исследование? С удивления… А почему так, а не иначе? Вот оно начало поиска и исследования….
4 слайд. Алгоритм привлечение обучающихся к проектно- исследовательской деятельности по географии: От урока к исследованию
Тема урока - заинтересовать - задать проблемный вопрос - найти ответ через мини исследования «Домашние исследования» - выступление на уроке - расширение работы в рамках настоящего исследования - выход на более высокий уровень - НПК.
5 слайд. Памятка начинающему исследователю
- Выбери тему исследования.
- Определи цель исследования.
- Подумай, ответы на какие вопросы помогут раскрыть тебе тему исследования.
- Выдвини свои предположения (гипотезы), которые, по твоему мнению раскроют тему исследования.
- Реши, как и где ты будешь искать ответы на поставленные вопросы.
- Поработай с различными источниками информации, найди ответы на свои вопросы.
- Сделай выводы.
- Оформи результаты своей работы.
- Подготовь краткое выступление по представлению своего исследования.
6 слайд. Домашнее исследование. 5-6 классы
При изучении особенностей географических оболочек использую исследовательские домашние задания:
«Путешествие вокруг моего дома»
- Составление плана местности
- Составление маршрутной съемки «от школы до дома»
- Гербарий растений
- Наблюдение за погодой
- Изучение снежного покрова
- Талая вода. Капель
- Описание ПТК рядом с домом
7, 8, 9 слайд
Изучение курса физической географии России (8 класс) строиться на краеведческом подходе:
Широко используется краеведческий материал и 8 классах при изучении климата, внутренних вод, почв, растительности и животного мира. Основное значение краеведческого материала здесь - помочь учащимся понять причинно-следственные связи в природной среде.
Научные работы НПК
- Исследование природы дачного участка
- Изучение полезных ископаемых г. Алзамай
- Изучение особенностей снежного покрова в г. Алзамай
- Исследование календарного (зимнего, летнего периода г. Алзамай
- Изменение органолептических свойств и характеристик снежного покрова под влиянием факторов антропогенного происхождения в г. Алзамай
- Экологическая обстановка г. Алзамай
Слайд 10 Краеведческий подход в курсе географии 8-9 классах сохраняется и при изучении населения и хозяйства (первичного сектора экономики). Домашнее исследование:
«Социологическое путешествие»
- Демографические показатели моей семьи (соотношение детей в поколениях)
- Социологическое исследование семей школьников
- Социальный портрет молодого поколения в г.Алзамай
- Производственная и непроизводственная сфера г.Алзамай
Слайд 11. Научные работы НПК
- Особенности топонимики г.Алзамай и его окрестностей
- Демографическая ситуация г.Алзамай
- «География пищевой промышленности в магазинах города Алзамай»
- «История железной дороги в истории города Алзамай»
- Географическая грамотность населения г.Алзамай»
Слайд 12. Направления научных работ в моей практике с обучающимися самые различные: изучение погодных условий, изучение снежного покрова, природных ресурсов, изучение экологии, численности населения, топонимики и многое другое. Расширяется научная работа, когда учащиеся продолжают работу на следующий год…
Каждая исследовательская работа учащихся является неповторимой и уникальной в познании природы родного края. Изучение географических особенностей своей малой родины представляет собой интересный практический материал для проведения уроков географии, способствует развитию краеведческой работы в школе и привитию интереса к предмету. «Краеведение для учителя - верный путь к научной исследовательской деятельности».