Химические превращения: признаки химических реакций. 8-й класс

Разделы: Химия

Класс: 8


I. Мотивационно-ориентационный этап

II. Актуализация знаний: игра «Где логика»

Прежде, чем начать изучение новой темы, предлагаю вам побыть участником игры «Где логика». Необходимо определить: что объединяет картинки или о чём говорит изображение.

Игра, конечно же связана с нашей сегодняшней темой.

  • ЯВЛЕНИЯ
  • РЕАКЦИИ ГОРЕНИЯ
  • ОКСИДЫ
  • ФОТОСИНТЕЗ
  • РЖАВЛЕНИЕ ЖЕЛЕЗА (КОРРОЗИЯ Ме)
  • ЗАКОН СОХРАНЕНИЯ МАССЫ ВЕЩЕСТВ

Вот, что у нас получилось по результатам игры. Ребята, а что объединяет все эти определения, с чем ассоциируются у вас эти слова и словосочетания? То, что их объединяет и есть тема нашего урока сегодня.

Химические явления - химические реакции - химические превращения

На столе зажженная свеча. Учитель читает отрывок из стихотворения Б.Пастернака «Зимняя ночь».

Мело, мело по всей земле
Во все пределы.
Свеча горела на столе,
Свеча горела.
Как летом роем мошкара
Летит на пламя,
Слетались хлопья со двора
К оконной раме.
Метель лепила на стекле
Кружки и стрелы.
Свеча горела на столе,
Свеча горела.

В этом году мы с вами начали изучать очень интересный предмет, относящийся к естественно-научным предметам - химию. Что изучает химия? (наука о веществах, их свойствах, о превращениях веществ и способах управления этими превращениями).

В природе, на производстве, в быту с веществами происходят различные изменения. Эти изменения называются явлениями.

Какие явления вы наблюдаете при горении свечи?

  • плавление парафина (переход из твёрдого состояния в жидкое)
  • затвердевание парафина (переход из жидкого в твердое состояние)

Как называются такие явления? (физические). А какие именно изменения происходят с веществами при физических явлениях? (изменение агрегатного состояния, форма, состав вещества не меняется).

  • горение парафина (свет и выделение тепла)

Как называются такие явления? (химические) Главное отличие химических явлений от физических? А как можно назвать химические явления по-другому? ХИМИЧЕСКИЕ ПРЕВРАЩЕНИЯ ИЛИ РЕАКЦИИ. Сущность всех химических реакций состоит в превращениях одних веществ в другие. А как можно понять, что химическая реакция прошла? Что одни вещества превратились в другие? Часто химические превращения сопровождаются внешними эффектами, которые воспринимаются органами чувств. Эти явления называют признаками химических реакций.

Цель нашего урока - СЕГОДНЯ МЫ И БУДЕМ изучать эти внешние эффекты.

Тема нашего урока «Химические превращения: признаки и значение».

Итак, сегодня мы должны:

  • определить сущность химических превращений;
  • выявить признаки химических реакций, отметить значение химических реакций.

Это будет планом нашего урока.

III. Изучение новой темы

1. Химические реакции. Признаки реакций

А) Обращение к словам лауреата Нобелевской премии Н.Н.Семенова: «Химическое превращение, химическая реакция есть главный предмет химии». Это абсолютно верные слова основоположника химической физики Николая Николаевича Семёнова. Ведь самое сложное, но при этом самое важное в химии - это изучение химических свойств соединений, которые, конечно же, сопровождаются химическими реакциями.

Реакция (лат.) - отпор, противодействие, ответное воздействие.

Б) Ребята, а предложите, как мы можем выявить признаки реакций? (конечно, только провести эксперимент).

Проведение эксперимента (по группам).

Вам необходимо осуществить реакции и выявить признак проводимой вами реакции.

Вы должны проделать опыты, соблюдая правила ТБ, следуя инструкции на ваших сопроводительных листах, и записать наблюдения, сделать выводы (указать признак реакции). После выполнения опыта, вы должны отчитаться, что произошло в ваших пробирках, указать признак, выйти и закрепить его на доске.

Провести инструктаж по ТБ (вы сегодня работаете с растворами кислот и щелочей, свойства которых вы пока не знаете, поэтому выполняем опыт, строго следуя инструкции).

  • 1 группа: гидрокарбонат натрия + соляная кислота (шипение и охлаждение)
  • 2 группа: хлорид железа + роданид калия (изменение цвета)
  • 3 группа: магний + соляная кислота (выделение газа, нагревание)
  • 4 группа: гидроксид натрия + сульфат меди + серная кислота (образование осадка и его растворение)
  • 5 группа: щелочь + фенолфталеин + соляная кислота (изменение окраски, обесцвечивание).

Далее каждая группа отчитывается, указывает признак реакции и вешает табличку (1 учащийся) с названием признака на доску: выпадение осадка, выделение газа, изменение окраски, выделение тепла, появление запаха, растворение осадка, охлаждение (поглощение тепла), обесцвечивание раствора. Каждый из вас на своем листочке записывает наблюдения при выполнении опыта другой группой. Запишите, пожалуйста основные признаки химических реакций себе в тетрадь, а точнее в таблицу на технологической карте урока.

В) Опыт «Вулкан на столе»

Какое природное явление напоминает этот опыт? (извержение вулкана)

Перед вами картина Карла Павловича Брюллова «Последний день Помпеи» (1833 год), на которой художник показал беспощадную стихию разрушения. 24 августа 79 года (почти 2000 лет назад) при извержении вулкана Везувия был уничтожен итальянский город Помпея. Он оказался залитым 20-метровым слоем раскаленной лавы и застывшей смеси пепла, камней и горячего грязевого потока. Погибло всё население - 2000 жителей.

Александр Сергеевич Пушкин

Везувий зев открыл…

Везувий зев открыл - дым хлынул клубом - пламя
Широко развилось, как боевое знамя.
Земля волнуется - с шатнувшихся колонн
Кумиры падают! Народ, гонимый страхом,
Под каменным дождем, под воспаленным прахом,
Толпами, стар и млад, бежит из града вон.

Укажите признаки этой реакции? (изменение цвета, образование искр (свет)).

Г) Бенгальские огни. На этом наши эксперименты не заканчиваются. Скоро наступит замечательный праздник, Новый год! Праздник, который все мы с нетерпением ждём, ждём чуда, сказку… К празднику мы часто покупаем бенгальские огни, и мало кто знает о их химическом составе. (Зажигаю бенгальский огонь) Как легко задорные искры бенгальских огней поднимают настроение, создают несравнимое ни с каким другим праздником ощущение именного Нового года. Своим названием они обязаны жителям Бенгалии (находится в Индии), расположенной вдоль Бенгальского залива. Жители использовали похожий состав, только не для праздника, а для случая сигнализации с помощью горящей горючей смеси в бамбуковых трубках. Бенгальские огни, или бенгальские свечи, из Индии распространились по всему миру.

Признак этих реакций - это выделение тепла и света. Как называются реакции, протекающие с выделением тепла и света? В основе этих реакций лежит взаимодействие, с каким простым веществом? (с кислородом)

Задание: в состав бенгальских огней входят алюминиевые, магниевые и железные стружки, в процессе они горят, т.е. протекают следующие реакции:

  • Al + O2
  • Mg + O2
  • Fe (III) + O2

Какие вещества образуются в результате этих реакций, как они называются?

Закончите уравнения, данных реакций и расставьте в них коэффициенты. Давайте проверим, что у нас получилось? Запишите все уравнения реакции в своих тетрадях.

Горение - одна из первых реакций, освоенных человеком. Переоценить роль, которую сыграл в развитии цивилизации факт овладения огнем невозможно.

Для первобытного человека огонь стал источником тепла, способом защиты от диких зверей, средством труда. Люди с его помощью научились готовить пищу, добывать соль, плавить руду. Горение стало первым процессом, которым человек научился управлять.

В искусстве огонь символизирует горение души, самопожертвование во имя других. Огонь символизирует и еще одно качество человеческой личности - творческое начало. Неслучайно, аллегорический образ горящей свечи так часто встречается в произведениях поэтов, на картинах художников. Однако реакция горения приносит величайшие беды, когда в огне пожаров сгорают дома, гибнут леса и поля, полыхают ёмкости с нефтью и газом. Чаще всего эти беды связаны с неумелым, безграмотным и безответственным отношением людей к огню.

2. Значение химических реакций

Как вы думаете, пользу или вред приносят химические реакции? (ответы учащихся)

ХИМИЯ ВОКРУГ НАС!!!

Существуют тысячи химических превращений, без которых невозможно было бы ни получение современных материалов, ни развитие электроники и вычислительной техники, ни само существование жизни на Земле. Ведь любой живой организм - это сложнейший природный «химический комбинат», работа которого по превращению одних веществ в другие не прекращается ни на секунду. Есть и реакции, которые приносят немало неприятностей.

Работа по рядам по тексту. Ваша задача ознакомиться с текстом и ответить на 2 вопроса по нему.

Текст 1. «Фотосинтез»

Из несметного числа химических реакций химики и биологи выделяют одну, без которой наша прекрасная планета была бы серой безжизненной пустыней. Это реакция фотосинтеза.

Фотосинтез - это уникальный процесс, протекающий на Земле в листьях зеленых растений и в клетках некоторых бактерий, уравнение реакции словами приведено ниже:

углекислый газ + вода → глюкоза + кислород

Глюкоза - это углевод (органическое вещество), которое в растениях превращается в более сложные углеводы и служат растениям питательными веществами. Фотосинтез - это уникальный и чрезвычайно сложный процесс.

Во-первых, протекает он только при освещении, причём наилучшим образом для него подходит солнечный свет.

Во-вторых, фотосинтез протекает при участии сложного вещества - хлорофилла, это вещество, которое придаёт растениям зеленый цвет. Фотосинтез - это преобразователь и аккумулятор энергии, которую живые организмы используют для обеспечения жизненных процессов. Благодаря этому процессу, воздух обогащается кислородом.

Вопросы:

  1. Какие исходные вещества и продукты реакции фотосинтеза?
  2. Какие необходимы условия для протекания процесса фотосинтеза?

Текст 2. «Горение и медленное окисление»

Кислород, как вы знаете, по-латински называется oxigenium, поэтому реакции с его участием также относятся к реакциям окисления.

Реакции горения - это быстро протекающие реакции окисления, идущие с выделением тепла и света. Однако, есть реакции окисления, которые идут медленно и не сопровождаются выделением света. Они так и называются - реакции медленного окисления. Теплота при этом выделяется постепенно, но может накапливаться и играть немаловажную роль в жизни природы и человека.

Например, некоторые пресмыкающиеся в кучу медленно окисляющихся, гниющих остатков растений помещают яйца, в которых происходит развитие зародышей без насиживания - для этого достаточно того тепла, которое образуется при медленном окислении (гниении) мусора. а вот теплота, которая накапливается при медленном окислении влажной пшеницы, хранящейся в элеваторе, наоборот убивает зародыши, пшеница гниёт.

В результате медленного окисления различный мусор и органические остатки превращаются в специальных кучах в удобрение - компост.

В нашем организме также беспрерывно протекают реакции медленного окисления, которые являются результатом ДЫХАНИЯ. В организм человека поступают кислород и питательные вещества, которые взаимодействуют друг с другом, образуя необходимую для жизнедеятельности энергию.

Вопросы:

  1. Чем процесс медленного окисления отличается от горения?
  2. В результате какого процесса реакции медленного окисления протекают в организме человека?

Текст 3. «Коррозия металлов»

Немало неприятностей приносит химический процесс, который называется коррозией (от лат. corrodere - разъедать). Коррозия - это самопроизвольное разрушение металлов и сплавов в результате их взаимодействия с веществами окружающей среды.

Чаще всего коррозии подвергаются изделия из железа и его сплавов. Коррозию железа называют также ржавлением. Ежегодно из-за коррозии превращается в труху четвертая часть всего производимого в мире металла. Коррозия вызывает серьёзные экологические катастрофы. Утечка газа, нефти и других опасных продуктов из разрушенных коррозией трубопроводов приводят к загрязнению окружающей среды. Коррозию металлов и их сплавов вызывают такие компоненты окружающей среды, как вода, кислород, оксиды углерода и серы, присутствующие в воздухе, а также соли, растворённые в грунтовых водах, воде морей и океанов.

Вопросы:

  1. Что такое коррозия и какие металлы подвергаются ей чаще всего?
  2. Какие компоненты окружающей среды вызывают коррозию металлов?

IV. Закрепление материала

Выберите ту фразу, которая вам ближе, и закончите её.

  • Сегодня я понял …
  • Теперь я могу…
  • Я приобрел….
  • Меня удивило …
  • Я попробую …
  • Мне захотелось…

Зажигаю свечу

Метель лепила на стекле
Кружки и стрелы.
Свеча горела на столе,
Свеча горела…
И все терялось в снежной мгле,
Седой и белой.
Свеча горела на столе,
Свеча горела.

«…я могу только выразить вам свое пожелание, чтобы вы могли с честью выдержать сравнение со свечой, то есть могли быть светочем для окружающих, и что бы во всех ваших действиях вы подражали красоте пламени, честно и производительно выполняли свой долг перед человечеством» Майкл Фарадей, английский ученый - физик и химик.

Надеюсь, что вы остались довольны уроком. До свидания.