Особенности мониторинга процесса внеурочной деятельности по немецкому языку

Разделы: Иностранные языки

Ключевые слова: немецкий язык


Программа внеурочной деятельности «Немецкий язык с Детским онлайн-университетом» отличается высокой степенью новизны для российской системы образования, поскольку предметно-языковое интегрированное обучение, имея практику успешного применения во многих странах, ещё не нашло широкого распространения в российских школах.

Единые обязательные требования к содержанию и организации мониторинга внеурочной деятельности сегодня отсутствуют. Сегодня в образовании можно понимать мониторинг вслед за Э.Ф.Зеером как «процесс отслеживания состояния объекта (системы или сложного явления) через непрерывный или периодический повтор сбора данных, представляющей собой комплексность определенных ключевых показателей».

Среди основных задач мониторинга можно выделить: непрерывное исследование качества процесса и результатов внеурочной деятельности школьников; своевременное выявление изменений внеурочной деятельности школьников, их причин, предупреждение негативных тенденций; оценивание эффективности и полноты ресурсного обеспечения внеурочной деятельности; прогнозирование развития качества внеурочной деятельности.

Рассмотрим особенности мониторинга процесса внеурочной деятельности по немецкому языку при реализации проекта немецкого культурного центра им. Гёте «Kinderuni». На микроуровне в процессе изучения курса «Детский университет» проводится мониторинг внеурочной деятельности отдельных школьников. На мезоуровне мы рассматриваем мониторинг реализации данного проекта и программы внеурочной деятельности.

Целью реализации данной программы внеурочной деятельности является создание условий для использования обучающимися немецкого языка в качестве средства расширения своего фонда знаний об окружающем мире. Программа носит пропедевтический характер. Она готовит обучающихся к изучению предметов естественнонаучного цикла (биология, физика, химия) в основной школе и одновременно мотивирует к изучению немецкого языка.

В основу программы «Немецкий язык с Детским онлайн-университетом» положены принципы предметно-языкового интегрированного обучения (CLIL - Content and Language Integrated Learning). CLIL преследует две цели, а именно - изучение предмета посредством иностранного языка, и иностранного языка через преподаваемый предмет (в нашем случае это «Окружающий мир» и «Искусство»).

Содержание занятий отражено в освоении материала при обучении на трех «факультетах»: «Человек» (например, изменение тени при приближении объекта к источнику света и при удалении от него; создание театра теней), «Природа» (например, извлечение необходимой информации из видеосюжетов. Эксперимент, объясняющий происхождение шума в ракушке. Запись и презентация «звукового коктейля» из звуков школы) и «Техника» (например, моделирование принципа действия 3D-принтера, умение видеть 3D-картинки; рисование объёмного изображения руки).

С целью создания ситуации успеха для разных типов обучающихся при организации учебной деятельности используется мультисенсорный подход, учитывающий особенности восприятия информации визуалами, аудиалами и кинестетами. Особое внимание уделяется двигательной активности обучающихся на занятиях. Активное участие в создании наглядных моделей изучаемых процессов и явлений, включение подвижных игр помогает обучающимся формировать абстрактные понятия и удовлетворяет их потребность в движении.

Среди занятий курса «Немецкий язык с Детским онлайн-университетом» нельзя выделить аудиторные и внеаудиторные активные (подвижные), поскольку каждое из собраний научного общества комбинированное по своей сути: включает просмотр видеосюжетов, естественно-научные эксперименты, нахождение причин наблюдаемым явлениям, художественное творчество, конструирование объектов либо моделирование явлений окружающего мира, подвижные игры.

Занятия представляют собой заседания научного общества. Обучение происходит через исследование. Короткие научно-популярные видеосюжеты с сайта виртуального детского университета позволяют обучающимся погрузиться в проблему, а затем в ходе самостоятельной исследовательской деятельности в сопровождении учителя они углубляют знания в обозначенной в сюжете области и приобретают собственный практический опыт. При изучении разных аспектов проблемы реализуется системно-деятельностный подход в обучении, и у обучающихся формируется более целостная картина мира.

Для мониторинга результатов внеурочной деятельности обучающегося предусмотрена система «бейдж», которые ребята могут получить как за освоение модуля, так и дополнительно по аспектам «Язык», «Наука». Возможно получение «бейджа» за выполнение так называемого бонусного задания.

Важная роль на заседаниях общества отводится кооперативному обучению, развивающему умения эффективно взаимодействовать с одноклассниками и с учителем при решении проблем. В соответствии с требованиями ФГОС достижение личностных и метапредметных результатов не выносится на итоговую оценку обучающихся, поэтому оценка этих результатов осуществляется в ходе внешних неперсонифицированных мониторинговых исследований. В процессе освоения курса «Детский университет» проводятся анкетирование и изучение продуктов деятельности (практическая работа, наблюдение за ходом выполнения групповых и индивидуальных учебных исследований).

Интегрированное обучение делает основной акцент на содержательной стороне речи, а не на формальной (грамматическая корректность), и это позволяет учащимся использовать иностранный язык естественно, с ощущением успешности, без страха сделать ошибку. При использовании иностранного языка для решения конкретных познавательных и коммуникативных задач его изучение приобретает личностный смысл для обучающихся и становится более целенаправленным. Для обучающихся разработана система заданий, которые они выполняют индивидуально, онлайн. Мониторинг результативности выполнения заданий учитель может осуществлять онлайн, в разделе, где представлена система отчета о времени прохождения модулей, результативности обучающихся в освоении отдельных аспектов. По мере прохождения разделов курса формируется итоговый сертификат. Он дополняется постоянно.

Обобщая вышесказанное, следует отметить, что мониторинг внеурочной деятельности по немецкому языку как компонент образовательного процесса является информационной основой процесса развития и обучения школьника и условием его эффективности.

Источники информации

  1. Зеер Э.Ф. Становление личностно ориентированного образования // Образование и наука, 1999, № 1. 5.
  2. Григорьев, Д.В., Степанов, П.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. - М.:Просвещение, 2013. - 223 с. - (Стандарты второго поколения).
  3. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 августа 2017 года N 09-1672 «О направлении методических рекомендаций по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности» [Электронный ресурс]. // Центр российского образования [сайт]. - Режим доступа https://rusedu.center/docs/category/3-pismo-minobr.html (дата обращения: 30.08.2019).
  4. Детский онлайн-университет [Электронный ресурс] // Немецкий культурный центр имени Гёте [сайт]. - Режим доступа https://kinderuni.goethe.de/?lang=ru (30.08.2019).