Классный час «Я выбираю здоровый образ жизни»

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей, Классное руководство


Пояснительная записка

Охрана здоровья школьников является приоритетным направлением развития системы образования. Здоровье детей - это основа нашего будущего. Воспитание у подрастающего поколения потребности вести здоровый образ жизни невозможно без профилактической работы, в процессе которой решается важнейшая задача по сохранению здоровья детей. Данный классный час способствует формированию у учащихся мотивации к здоровому образу жизни. Современные подростки редко соблюдают правильный режим дня, ложатся спать поздно, засиживаются за компьютером, не умеют правильно распоряжаться своим временем. Поэтому тема классного часа является актуальной.

Целевая аудитория: 11-13 летние учащиеся 5-7 классов.

Методическая разработка классного часа «Я выбираю здоровый образ жизни» имеет большое значение и играет важную роль в системе работы классного руководителя. Мероприятия по ЗОЖ запланированы в плане воспитательной работы классного руководителя. Данная разработка продолжает серию классных часов, которые были проведены с детьми в предыдущих классах, тем самым сохраняется преемственность.

Цель: пропагандировать здоровый образ жизни.

Задачи:

  • Вызвать интерес к проблеме здоровья, желание задуматься над тем, что здоровье - самое ценное достояние человека.
  • Сформировать представление о значении правильного питания, режима дня, физической культуры.
  • Попытаться сформировать мотивацию на нетерпимое отношение к вредным привычкам.
  • Развивать умение рассуждать, анализировать, обобщать полученные знания.
  • Развивать устную речь учащихся.
  • Воспитывать чувства любви и заботы к собственному организму.
  • Формировать у детей коммуникативные навыки.

Планируемые результаты:

  • Личностные ууд:воспринимать речь учителя и одноклассников, непосредственно не обращенную к обучающемуся; выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, желание больше узнать; применять правила сотрудничества; сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением товарищей; проявлять терпение и доброжелательность, доверие к собеседнику в совместной деятельности.
  • Регулятивные ууд: удерживать цель деятельности до получения ее результата; оценивать уровень владения тем или иным учебным действием; осуществлять личностную рефлексию.
  • Познавательные ууд: извлекать нужную информацию из текстов, таблиц, диаграмм; представить информацию в других формах; делать выводы; классифицировать; высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы.
  • Коммуникативные ууд: строить высказывания в соответствии с задачей; сотрудничество между одноклассниками при работе в группах; слушать и понимать партнера; планировать и согласованно выполнять совместную деятельность; распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга и уметь договариваться.

Форма: этическая беседа с элементами творческой деятельности.

В ходе занятия используются традиционные и информационные педагогические технологии: рассказ, показ презентации, показ видео роликов, ознакомление с текстом рекомендаций.

Для подготовки мероприятия и достижения планируемых результатов учителем были получены необходимые знания, использованы нужные педагогические технологии, методы, приемы.

Оборудование: мультимедийный проектор, ноутбук, презентация, цветные карточки с информацией.

Литература и интернет-ресурсы

  1. Детская энциклопедия познавательный журнал № 2-2007.
  2. https://nsportal.ru/shkola/algebra/library/2013/11/06/zdorovyy-obraz-zhizni-yazykom-matematiki
  3. https://school2 5.tomsk.ru/docs/оsnovnye-svedeniya/pitanie/rekomendatsii.pdf
  4. https://ppt-online.org/embed/593444"
  5. https://rutube.ru/video/5733ebf3c468b235b1dd651d59ec622a/
  6. https://www.youtube.com/watch?v=taxwdSa49Hc

В представленном сценарии отражена роль и значимость здорового образа жизни. Рекомендуется классным руководителям, воспитателям ГПД и педагогам дополнительного образования для организации и проведения воспитательных мероприятий.

Содержательные блоки классного часа

Часть 1. Мотивационная.

Часть 2. Основная.

Часть 3. Заключение.

СЦЕНАРИЙ КЛАССНОГО ЧАСА

ЭТАП

СОДЕРЖАНИЕ

РЕЗУЛЬТАТ

Введение

Учитель: Здравствуйте, ребята! Сегодня наш разговор о важном. Об образе жизни каждого из вас.

Знакомство с темой и целью занятия

Мотивационная беседа

Учитель: Здоровье человека - это главная ценность в жизни. Его не купишь ни за какие деньги. Каждый из нас хочет быть здоровым и счастливым. Но не задумывается о том, как сделать, чтобы жизнь была в ладу с собой, с окружающим миром. Как вы думаете, какие факторы влияют на здоровье человека?
Ответы обучающихся
Учитель: Ученые считают, что 20% всех воздействий на здоровье человека оказывают экологические факторы, 20% - биологические (наследственность), 10% - здравоохранение (качество медицинского обслуживания) и 50% - образ жизни человека (Слайд 2). Какие из этих факторов зависят от самого человека?
Ответы обучающихся
Учитель: Крепкое здоровье, поддерживаемое и укрепляемое самим человеком, позволит ему прожить долгую и полную радостей жизнь.
Как же укрепить свое здоровье? Ответ прост вести здоровый образ жизни.

Работа с презентацией

Учитель: Составляющие здорового образа жизни помогут нам определить следующие слайды (Слайды 3-7).
Задание «найди общее».
Итак, эторежим дня, правильное питание, физическая активность, отказ от вредных привычек, эмоциональное состояние.

Определение составляющих здорового образа жизни

Основная часть

Учитель: Чтобы быть здоровым нужно соблюдать режим дня. Режим дня - продуманный распорядок действий на день, планирование времени с целью его рационального и максимально эффективного распределения.
Для вашего возраста есть определенные рекомендации, которые нужно соблюдать (Слайд 8).

Деятельность в течение суток

Время (ч)

1.

Сон

9

2.

Учебные занятия

5

3.

Пребывание на свежем воздухе

2

4.

Подготовка к урокам

2

5.

Компьютер

1

Задание по группам. Составьте режим дня, который, по вашему мнению, является правильным. При этом учитывайте периоды приема пищи и работы (учебы), оставьте время на отдых.
Затем следует обсуждение, выбор верного варианта, запись его на доске.
Учитель: В чем самая главная проблема современного человека? Правильно, в нехватке времени. Режим дня - это распределение времени на все виды суточной деятельности и отдыха с учетом возраста, состояния здоровья, особенностей личности.
Учитель: Из чего складывается день школьника? Давайте, выведем формулу, пользуясь которой, любой из вас сможет составить свой индивидуальный режим дня. Берем за основу 2 опоры, определяющие две половины режима - день и ночь, активность и покой. Из суток вычтем те обязательные часы, которые человек должен спать.
24 - сон = бодрствование = 24-9 = 15
Бодрствование - время от пробуждения до школы - время в школе = 15- 2- 5(6)=7(8) часов.
7 часов - домашнее задание = свободное время.
Учитель: А теперь давайте вместе сформулируем правила по соблюдению режима дня. В этом нам помогут цветные карточки, лежащие у вас на столах. Поднимите руку те, у кого нужная информация и зачитайте ее.

Зачитывают информацию (карточки красного цвета):
- вставать ежедневно в одно и тоже время;
- делать регулярно утреннюю гимнастику;
- есть в установленные часы;
- чередовать умственный труд с физическими упражнениями и отдыхом;
- соблюдать правила личной гигиены, следить за чистотой тела, одежды, обуви;
- работать и спать в хорошо проветриваемом помещении;
- ложится спать в одно и то же время.

Знакомство с режимом дня. Формулирование правил по его соблюдению

Основная часть

Учитель: Правильное питание - главный фактор здорового образа жизни. Это сбалансированный рацион из натуральных и качественных продуктов, которые удовлетворяют все нужды организма.
На диаграмме (Слайд 9) показано распределение дневной нормы питания, которую рекомендуют врачи.
Сколько раз в день рекомендуют питаться врачи? На какую область дневного рациона питания приходится большая часть нормы питания за день?
Ответы обучающихся
Учитель: Завтрак должен быть сытным на столько, чтобы не проголодаться в течение 3-4 часов. Обед - основной прием пищи. Ужин должен состоять из продуктов, которые легко перевариваются.

Знакомство с основами здорового питания

Ролик 1 «Что такое здоровое питание»

Просмотр мультфильма «Что такое здоровое питание» по ссылке https://rutube.ru/video/5733ebf3c468b235b1dd651d59ec622a/ (Здоровое питание 1сезон 1 серия)

Основная часть

Учитель: В заключении сформулируем принципы правильного питания, снова обратимся к карточкам.
Зачитывают информацию (карточки зеленого цвета):
- Правильное соотношение пищи и затрат энергии.
- Достаточное содержание в пище витаминов и минеральных веществ.
- Режим питания (регулярность и кратность приема пищи).
- Соответствие содержания в пище белков, жиров, углеводов возрасту и состоянию человека.

Основная часть

Учитель: Одним из залогов здоровья является отказ от вредных привычек. А какие вредные привычки вы знаете?
Ответы обучающихся
Учитель: Наиболее распространенной в вашем возрасте является курение. На диаграмме (Слайд 10) вы видите статистику курения среди подростков в одном из регионов. При этом для первой категории нормой является 1-2 сигареты в день, а для последней от шести до десяти штук. Проанализируйте и сравните данные представленные на диаграмме. Сделайте соответствующие выводы.
Ответы обучающихся
Учитель: В народе табак называют черной травой не зря. Химиками уже доказано, что при курении образуется более 6 тыс. веществ. 30 из них - смертельные яды. Человек, выкуривающий пачку сигарет в день, получает такую же дозу радиации, как если бы ему сделали 200 рентгеновских снимков. На следующей диаграмме (Слайд 11) вы видите состав табачного дыма. Все они ядовитые вещества. Они отнимают кислород у тканей, разрушают их и вызывают различные заболевания. Что происходит с этими веществами? 25% веществ в табаке сгорает и разрушается, 50% попадает в воздух, 20% - в организм курильщика, только 5% остается в фильтре. В легкие из сигарет попадает сажа, за 20 лет в легких скапливается до 6 кг сажи. За год курильщики Земли выбрасывают в атмосферу 720 т синильной кислоты, 384 000 т аммиака, 108 000 т никотина, 600 000 т табачного дегтя, 550 000 т угарного газа.
Учитель: Курильщики значительно подрывают свое здоровье и сокращают себе жизнь. Каждая сигарета сокращает жизнь на 8 - 15 минут. Снижается количество эритроцитов и гемоглобина, появляется аритмия пульса.
Стенокардия у курильщиков чаще в 13 раз;
Инфаркт миокарда, гипертрофия сердечной мышцы чаще в 13 раз (особенно у лиц до 40лет);
Острый инфаркт миокарда (у 80% курящих со школьной скамьи).
Курение способствует возникновению атеросклероза, гипертонической болезни, кровоизлияния в мозг.
Учитель: У курильщиков в 2-3 раза чаще бывают сердечно-сосудистые заболевания, в 15-30 раз чаще - рак легких, в 10 - язва желудка. Курильщики чаще страдают ОРЗ, бронхитами, астмами, у них нарушаются зрение и слух. Часто развивается рак губы, гортани, голосовых связок, пищевода. В медицине известен случай, когда при вскрытии трупа скальпель заскрежетал о камень. Это оказалось, что в легких скопилось около 1,5 кг угля. Курил этот человек около 25 лет и умер от рака легких…
МИЛЫЕ ДЕВУШКИ,
- Ваша молодость и красота - ваше богатство.
- От курения станет хриплым голос.
- Постепенно почернеют, испортятся зубы.
- Со временем кожа лица приобретет землистый цвет, потеряет свою эластичность, будет дряблой и морщинистой.
- Запах изо рта настолько неприятен, что не удивляйтесь, если знакомые парни будут вас избегать.
- Курящие девушки смотрятся вульгарными, доступными и дешевыми.
- Катастрофа неизбежна.
Учитель: Чтобы узнать данные министерства здравоохранения снова обратимся к карточкам на ваших столах. Кто нашел нужную информацию, зачитайте ее.
Зачитывают информацию (карточки синего цвета):
- пульс курильщика чаще пульса некурящего в три раза;
- курильщики чаще болеют простудными заболеваниями;
- курение притупляет вкусовые ощущения;
- причиной многих пожаров является сигарета.
- ежегодно мы теряем 500 тысяч человек!

Знакомство с негативным влиянием курения на организм

Основная часть

Учитель: Физическая активность является одним из ключевых аспектов здорового образа жизни. Она делает человека не только физически более привлекательным, но и существенно улучшает его здоровье, позитивно влияет на продолжительность жизни, в первую очередь активной ее части.

Знакомство с индексом массы тела и оптимальной ежедневной нагрузкой

Ролик 2 «Оптимальная двигательная активность»

Просмотр видеоролика «Оптимальная двигательная активность» по ссылке https://www.youtube.com/watch?v=taxwdSa49Hc

Основная часть

Учитель: Итак, двигательная активность - одна из важнейших потребностей человека, особенно в детском и юношеском возрасте. Чему она способствует? Обратитесь к карточкам.
Зачитывают информацию (карточки желтого цвета):
- лучшему развитию нервной системы;
- росту и укреплению костной и мышечной ткани;
- повышает выносливость организма;
- повышает устойчивость к заболеваниям.

Основная часть

Учитель: Положительные эмоции хорошо влияют на здоровье - это научно доказанный факт! Люди, которые страдают от депрессии и постоянно испытывают чувство тревоги, более подвержены различным заболеваниям. Светлые мысли в голове - обязательная составляющая здорового образа жизни!
Задание: поменяйте местами слова и прочитайте пословицу (Слайд 12).
- Кто занимается силы, тот набирается спортом. (Кто спортом занимается, тот силы набирается.)
- Закаляй дела тело для с пользой своё. (Закаляй своё тело с пользой для дела.)
- Утро зарядкой провожают, вечер прогулкой встречают. (Утро встречают зарядкой, вечер провожают прогулкой.)
- Спорт и организм укрепляют туризм. (Спорт и туризм укрепляют организм.)
- Умеренность сто врачей целебнее, чем в еде. (Умеренность в еде целебнее, чем сто врачей.)
- Завтрак отдай врагу, обед съешь сам, а ужин подели с другом. (Завтрак съешь сам, обед подели с другом, а ужин отдай врагу.)
- Укладываясь спать бодрым, проснешься с пустым желудком. (Укладываясь спать с пустым желудком, проснешься бодрым.)
- Продление злоба улыбка старит нам века, а - только сулит человека. (Улыбка нам сулит продление века, а злоба - только старит человека.)

Заключение

Учитель: Предлагаю дома изготовить буклеты про одну из составляющих здоровья.
Сейчас я хочу увидеть ваши эмоции после сегодняшнего мероприятия (Слайд 13). Давайте будем чаще улыбаться! Живите радостно и увлеченно, тогда все негативное, а также болезни покинут вас.

Эмоциональная оценка занятия

Итоговая
рефлексия

Закончите предложения:
-
Из сегодняшнего занятия я уже знал…
-
Было интересно узнать сегодня…
-
Меня удивило…
-
Мне захотелось…
-
Я понял(а)…
Ответы обучающихся
Учитель: Спасибо!

Развитие
мотивации к
активному
саморазвитию