Предмет: биология.
Класс: 9.
Автор УМК: В.В.Пасечник / Биология 5-9 классы.
Учебник: Биология: Введение в общую биологию. 9 кл.: учебник /В.В.Пасечник, А.А.Каменский, Е.А.Криксунов, Г.Г.Швецов. - М.: Дрофа, 2020. - 288 с.: ил.
Пояснительная записка
Данный урок завершает цикл уроков по теме «Генетика», входящей в раздел «Организменный уровень организации живого». Изучение материала происходит с опорой на уже имеющиеся знания курса биологии 9-го класса. Для раскрытия темы урока и достижения цели и задач выбраны иллюстративно-объяснительные и частично-поисковые методы, так как они способствуют развитию мыслительной и аналитической деятельности учащихся, позволяют включить учеников в процесс получения и усвоения знаний. В ходе изучения нового материала используются ЭОР, учащиеся работают с дополнительными материалами, представляют результаты своей работы, слушают выступления одноклассников. Изучение нового материала осуществляется в групповой форме. Урок сопровождается презентацией. Применяемые при изучении темы методы способствуют развитию у учащихся познавательного интереса, навыков коммуникации и логического мышления. Смена видов деятельности, положительная психологическая атмосфера позволит рационально распределить время, предупредить перегрузку учащихся.
Цель урока: Сформировать у учащихся знания об основных методах изучения наследственности человека.
Задачи урока:
Образовательные:
- Познакомить с основными методами изучения наследственности человека и результатами их практического использования.
- Показать необходимость генетических знаний для прогнозирования появления наследственных болезней у человека.
- Применять полученные на уроке знания для составления родословных, определения типа наследования признаков.
Развивающие:
- Развитие мыслительных операций - анализировать и систематизировать информацию, творчески ее перерабатывать.
- Продолжить формирование умений сравнивать объекты, работать с текстовым материалом, схемами, нахождение нужной информации.
- Развивать навыки самостоятельной работы с учебником и дополнительной литературой.
Воспитательные:
- Воспитывать чувство товарищества, аккуратность.
- Воспитывать бережное отношение своему здоровью.
Планируемые результаты учебного занятия:
Предметные:
- использовать основные методы научного познания в учебных биологических исследованиях, анализировать родословные;
- представлять биологическую информацию в виде схемы и делать выводы на основании представленных данных;
- объяснять возможные причины наследственных заболеваний.
Метапредметные:
- регулятивные:
- самостоятельно определять цель учебной деятельности, искать пути решения проблемы и средства достижения цели;
- участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое;
- коммуникативные:
- обсуждать в рабочей группе информацию;
- слушать товарища и обосновывать свое мнение;
- выражать свои мысли и идеи.
-
познавательные:
- продолжить формирование уменияработать с учебником и другими источниками информации;
- продолжить формирование умения анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления.
Личностные:
- осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию;
- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.
Основные понятия: методы исследования генетики человека: генеалогический, близнецовый, цитогенетический, биохимический.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Методы и технологии:
- ИКТ
- Частично-поисковый
- Иллюстративно-объяснительный
- Проблемное обучение
Оборудование: проектор, презентация «Методы изучения наследственности человека», распечатанный дополнительный материал.