Конспект урока в 9-м коррекционном классе по теме "Волосы и ногти"

Разделы: Коррекционная педагогика

Класс: 9

Ключевые слова: парикмахер


Предмет: биология.

Класс: 9.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Цель: познакомить учащихся со строением волоса и ногтя, особенностями ухода за волосами и ногтями.

Задачи:

  • Образовательная: познакомить учащихся со строением волоса и ногтя, особенностями ухода за волосами и ногтями.
  • Коррекционно-развивающая: развивать санитарно-гигиеническую культуру, прививать умение ухаживать за своим телом;
  • Воспитательная: воспитывать бережное отношение к своему здоровью.

Оборудование: учебник Биология 9 класс. Е.Н.Соломина, Т.В.Шиверева, ноутбук, презентация, карточки-задания, лупы, ножницы.

Ход урока

I. Организационный момент (1 мин)

Добрый день, ребята! Добрый день уважаемые гости!

II. Подготовка к восприятию нового материала (5 мин)

Вот и закончился последний месяц зимы и наступило долгожданное время года, весна. Вместе с приходом весны, приближается прекрасный праздник - 8 Марта. (Слайд 1)

В преддверии этого праздника женщины и девушки посещают салон красоты.

- А вы знаете, что такое салон красоты?

(Слайд 2) Салон красоты - это предприятие, которое предоставляет косметическое обслуживание для населения.

- Скажите, люди каких профессий работают в салонах красоты? (Ответы детей)

Профессии в сфере красоты существуют разные, причем мастерами могут быть не только женщины, но и мужчины. Каждый сможет найти занятие по душе, способное приносить не только удовольствие, но и позволит зарабатывать деньги.

Самыми востребованными профессиями в сфере красоты, являются:

(3 Слайд) Визажист -это мастер, который владеет различными техниками нанесения макияжа, может с помощью декоративной косметики скрыть изъяны на лице, подчеркнуть достоинства.

(4 слайд) Бровист - это специалист, который занимается оформлением бровей: создает правильную форму, окрашивает их, выполняет коррекцию.

(5 Слайд) Лешмейкер - мастер, который занимается наращиванием и коррекцией ресниц.

(6 Слайд) Мастер перманентного макияжа - наносит перманентный макияж. Татуаж бровей.

(7 Слайд) Парикмахер-стилист - мастер, который делает прически или стрижки, а также подбирает стиль, который наиболее подходит тому или иному клиенту.

(8 Слайд) Мастер ногтевого сервиса - специалисты выполняют разные виды маникюра и педикюра.

(9 слайд) Итак, подумайте, с (каким органом) чем работают все эти специалисты? что они приводят в порядок? (с кожей) (с волосами и ногтями).

- Должны ли все эти мастера знать строение волоса и ногтя и способы ухода за ними? (Да)

Конечно, каждый квалифицированный специалист должен знать строение и волос и ногтей и способы ухода за ними.

(Слайд 10) Вы в будущем можете тоже приобрести одну из этих специальностей, окончив курсы (маникюра, педикюра или парикмахерские курсы), это как правило 2-х, 3-х или 6-месячное платное обучение. Так же вам может предложить прохождение таких курсов центр занятости населения, но уже бесплатно.

III. Изложение нового материала

Итак, ребята, какова же тема нашего урока? (Ответы детей)

Молодцы, тема нашего урока «Волосы и ногти. Уход за волосами и ногтями» (11 Слайд) (Откройте тетради, запишите число и тему урока)

Посмотрите на экран. (12 слайд)

- Из каких слоев состоит кожа? (Эпидермис, дерма, жировая ткань). Молодцы.

Подумайте, почему волосы и ногти мы изучаем в разделе «Кожа»? (Ответы детей)

Так вот, волосы и ногти представляют собой видоизмененный верхний слой кожи, эпидермис, Волосы и ногти - это производные кожи.

(13 Слайд) Строение волоса

Строение волос довольно интересно - рассматривая его, не перестаешь удивляться предусмотрительности природы.

Волос как дерево делится на ствол (стержень) и корень.

(13 слайд) Стержень волоса - это его видимая часть, торчащая над поверхностью кожи и создающая неповторимый облик каждого из нас.

(13 слайд) Корень волоса находится в дерме, в особом углублении - волосяном мешочке, образует волосяную луковицу.

(13 слайд) Питаются волосы благодаря кровеносным сосудам.

- У вас лежит в конвертах рисунок, строение волоса, вклейте его в тетрадь.

- Сейчас возьмите лупу. (Проделываю все с детьми) Посмотрите на свои руки, вы видите волоски? (Да) Какие они? (Тоненькие и короткие, это пушковые волосы). (14 слайд)

(14 Слайд) Как вы думаете, какова их функция? Основная функция пушковых волос - это защита кожи и сохранение тепла.

- Посмотрите на ладони, есть волосы? (Нет). Ладони и стопы - это единственные места, где нет волос. (15 Слайд)

- Посмотрите в зеркало, что видите над глазами? (Брови), а по краям нижнего и верхнего века? (Ресницы). Это, ребята, щетинистые волосы. Считается, что ресницы - самые жесткие и толстые волоски на теле человека. (16 Слайд)

- Какова функция щетинистых волос? (Защитная) От чего защищают ресницы? (Ресницы защищают глаза от попадания грязи, пыли. Брови - от попадания пота в глаза) Молодцы!

(16 слайд) - Все верно, брови и ресницы защищают глаза от попадания инородных частиц.

(17 слайд) Третий вид волос - это длинные волосы- волосы головы, усы и борода у мужчин.

(17 слайд) - Скажите, а какова функция длинных волос? (Защита от холода и жары, ну и конечно же для красоты).

(Слайд 18) Запишем в тетрадь, виды волос (Пушковые, щетинистые, длинные)

- Возьмите ножницы, отстригите немного волос. Больно? (нет) О чем это говорит? Почему нам не больно? (волосы не имеют нервных окончаний)

- Сейчас, давайте поговорим, как нужно ухаживать за волосами? (Ответы детей)

1) (19 Слайд) Мыть волосы по необходимости, но не реже 1 раза в неделю. После мытья использовать бальзам-кондиционер, для того, чтобы волосы были мягкими, гладкими и хорошо расчесывались.

2) (20 Слайд) Тщательно расчесывать, не менее 2-х раз в день. Расчёсывать волосы нужно с кончиков. Бережно, без резких движений расчесать концы, придерживая при этом длину, а затем постепенно продвигаться к корням, пока не расчешете все волосы. Это наименее травматичный способ.

3) (21 Слайд) Регулярно посещать парикмахерскую. Стричься, чтобы избавиться от посеченных частей волоса и для поддержания формы прически.

- Если голову долго не мыть и не расчесывать, что произойдет? (Появятся вши)

- А что может произойти, если вы будете пользоваться расческой человека, у которого вши? (Можно перенести вшей)

- Как называется паразитарное заболевание, вызываемое вшами? (Педикулез)

(22 Слайд) Педикулез - паразитарное заболевание, вызываемое вшами. (Записываем в тетрадь)

- Можно ли разрешать другим людям пользоваться своей расческой? (нет)

(23 Слайд) Расческа, (23 СЛАЙД) полотенце, как и зубная щетка - это индивидуальные средства личной гигиены.

- Посмотрите, как выглядят здоровые, ухоженные, а значит красивые волосы. (24-25) (10 мин)

(26 Слайд)

А теперь, ребята, встали!
Быстро руки вверх подняли,
В стороны, вперед, назад.
Повернулись в право, в лево,
Тихо сели - вновь за дело.

(27 Слайд) Сейчас поговорим о ногтях (10 мин)

Ногти - это роговые образования кожи на концах пальцев. (Записываем в тетрадь)

- Найдите в учебнике и прочитайте, что представляет собой ноготь. (Стр.172) (28 Слайд)

- Что называется лункой? Посмотрите свои ногти, найдите лунку. (посмотрите на рис 121)

(Слайд 30) - Какова функция ногтей? (защита кончиков пальцев от механических повреждений)

- Как выглядят здоровые ногти? (29 Слайд)

- Как нужно ухаживать за ногтями? (30 Слайд)

(31 слайд) 1) При мытье рук нужно чистить ногти специальной щеточкой.

(31 слайд) 2) Использовать резиновые перчатки, как средство защиты от химических веществ, воды.

(31 слайд) 3) Использовать крем для рук и ногтей.

(31 слайд) 4) Большое значение имеет правильное питание. Недостаток витаминов, особенно группы В, плохо влияют на состояние ногтевой пластины.

- Изменение ногтевой пластины может быть вызвано грибковыми поражениями.

- Это инфекционное заболевание.

Признаки грибка: (32 Слайд)

  1. Ноготь утолщается
  2. Окраска становится серой или желтой.

- Скажите, а может ли грибок передаваться от человека к человеку? (Да)

Способы передачи грибка ногтя: (33 Слайд) (5 шелчков)

  1. Пользование общим полотенцем;
  2. Пользование чужими тапками;
  3. С поверхности пола, ковра;
  4. Общественные бани, бассейны;
  5. Тесная непресыщенная обувь.

Знаете ли вы к какому врачу нужно обращаться при заболевании ногтей? (Ответы детей)

Если появляются признаки грибкового заболевания, необходимо обратиться к врачу - дерматологу. (34 Слайд)

IV. Закрепление

Программированное задание. Продолжите предложения. (3 мин)

(35 Слайд) Выполняют задание на карточках, проверяем по слайду и каждый ставит себе оценку)

  • Волосы и ногти представляют собой видоизмененный верхний слой кожи, _____________________________
  • Видимая часть волоса, торчащая над поверхностью кожи, это - _______________________________________
  • Часть волоса, которая находится в дерме, в особом углублении - волосяном мешочке, это -_______________
  • Паразитарное заболевание, вызываемое вшами, называется - _________________________________________

Программированное задание «Найди пару» (36-37 Слайд) (3 мин)

Задание: к каждому из названий волос из первого столбика найдите пару - функцию, которую они выполняют из второго столбика. Каждую пару соедини стрелкой.

Название волос

Функция

Пушковые

Защищают глаза от попадания инородных частиц.

Щетинистые

Защита от холода и жары.

Длинные

Защита кожи и сохранение тепла.

(38 Слайд) Разгадайте кроссворд, сверим ответы на карточках с ответами на слайде.

  1. Мастер, который владеет различными техниками нанесения макияжа, может с помощью декоративной косметики скрыть изъяны на лице, подчеркнуть достоинства. (Визажист)
  2. Роговые образования кожи на концах пальцев. (Ногти)
  3. Косметическая процедура по обработке ногтей на пальцах рук. (Маникюр)
  4. Мастер, который занимается наращиванием и коррекцией ресниц. (Лешмейкер)
  5. Специалист, который занимается оформлением бровей: создает правильную форму, окрашивает их, выполняет коррекцию. (Бровист)
  6. Мастер, который делает прически или стрижки. (Парикмахер)

IV. Задание на дом

Параграф 45, вопросы 1-8, стр. 174

IV. Итог урока

- Что нового вы узнали сегодня на уроке? (оценивание работы)

И в заключение мне хочется всех женщин и девочек поздравить с праздником, 8 Марта. (Слайд 38)