Методическая разработка воспитательного мероприятия для студентов СПО "Будущее Земли – наш образ жизни сегодня"

Разделы: Внеклассная работа, Экология


Пояснительная записка

Настоящая методическая разработка составлена в соответствии с целями и задачами, заложенными в Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. Одним из приоритетов государственной политики в области воспитания в названном документе обозначено формирование позиции личности по отношению к окружающей действительности. Выбранное тематическое направление «Экологическое воспитание» способствует воспитанию у подростков чувства ответственности за состояние природных ресурсов и развитию умения разумного взаимодействия с ними. Тема воспитательного мероприятия - «Будущее Земли - наш образ жизни сегодня» отражает необходимость развития у подростков стремления соблюдать и пропагандировать правила экологически целесообразного образа жизни, что является одной из ключевых личностных характеристик современного человека, способного предотвратить глобальную экологическую катастрофу. Этим обусловлена актуальность воспитательного мероприятия.

Целевая аудитория воспитательного мероприятия: обучающиеся 1 курса профессии 23.01.09 Машинист локомотива Грязинского технического колледжа (возраст 16-17 лет).

В соответствии с планом воспитательной работы разработанное воспитательное мероприятие приурочено ко Дню Земли, который ежегодно отмечается во всем мире 22 апреля как символ любви и заботы о нашей планете. Форма и содержание мероприятия отражают задачи концепции экологического образования населения всей планеты в плане реализации стратегии выживания и устойчивого развития человечества. День экологических знаний отмечается в России 15 апреля и дает старт ежегодной общероссийской акции «Дни защиты окружающей среды от экологической опасности, которая завершается 5 июня Всемирным днем охраны окружающей среды. Предлагаемое мероприятие может быть проведено в эти сроки.

Цель мероприятия: формирование экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды.

Задачи воспитательного мероприятия:

  • формирование нетерпимого отношения к действиям, приносящим вред экологии;
  • воспитание ответственного отношения к окружающей среде;
  • развитие умений разумного природопользования в процессе воспитания активной жизненной позиции;
  • формирование навыков проектной деятельности.

Реализация поставленной цели и задач способствует достижению личностных результатов, сформулированных в Примерной программе воспитания УГПС 23.00.00 Техника и технологии наземного транспорта, а именно:

  • ЛР 10 - воспитание гражданина, заботящегося о защите окружающей среды, собственной и чужой безопасности.
  • ЛР 14 - формирование у обучающихся навыка оценки информации в цифровой среде, способности строить логические умозаключения на основании поступающей информации и данных.
  • ЛР 16 - приобретение обучающимися социально значимых знаний о правилах ведения экологического образа жизни о нормах и традициях трудовой деятельности человека.
  • ЛР 22 - формирование навыков общения и самоуправления.

Форма проведения воспитательного мероприятия: проектное занятие. Выбор формы обусловлен требованиями к студенту СПО, заложенными в Программе воспитания, а именно в воспитании проектно мыслящего, способного эффективно взаимодействовать с членами команды и конструктивно сотрудничать с людьми разных возрастов, нацеленного на достижение поставленных задач.

Для достижения планируемых результатов использовались традиционные и инновационные образовательные технологии и методы воспитания: метод формирования сознания (беседа с аудиторией подростков), метод организации деятельности и формирования опыта поведения (поручение, решение поставленных задач), технология развития критического мышления, проектная и информационно-коммуникационная технологии, а также простейшие педагогические приемы, как интонация, эмоциональная отзывчивость, убеждение, перевод бытовой ситуации в воспитательную.

Используемые ресурсы: мероприятие проводится в кабинете, оснащенном компьютером с подключением к сети Интернет, проектором и экраном. На каждую группу в составе 8 человек требуется один ноутбук с выходом в Интернет, листы бумаги, маркеры.

Продолжительность мероприятия: 45 минут.

Материалы предлагаемой разработки могут быть использованы классными руководителями 10-11 классов общеобразовательных организаций и организаций СПО для проведения классных часов и экологических акций, а также в рамках изучения предметов и модулей экологической направленности.

Основная часть мероприятия

1. Подготовительный этап

В процессе подготовки к мероприятию обучающимся вместе с родителями в течение одной недели предлагается провести мониторинг и предоставить результаты по следующим пунктам:

  • расход воды на семью (холодной и горячей) в кубометрах;
  • количество бытовых отходов в килограммах;
  • количество встреченных машин по дороге на работу (учебу) и обратно.

2. Сценарий воспитательного мероприятия

Вступительное слово преподавателя: Дорогие друзья, здравствуйте! В начале нашей встречи мне хотелось бы предложить вам прослушать одну известную песню, а затем ответить на вопрос: за что мы можем просить прощения у нашей планеты?

https://www.youtube.com/watch?v=gEILrFZblA8

Студенты отвечают на поставленный вопрос.

Как известно, каждый человек пропускает через легкие 15 кг воздуха ежесуточно, поглощает примерно 1,5 килограмма пищи и выпивает около 2 литров воды. Удовлетворяя свои физиологические потребности, мы совершенно не задумываемся, что когда-то вещества, необходимые для нашей жизнедеятельности, могут иссякнуть просто потому, что они будут непригодны для употребления, то есть станут токсичными для организма. Поразительным примером эволюции сознания является уникальный документ, с которым мне бы хотелось вас сегодня познакомить. Это Декларация взаимозависимости, провозглашающая осознание того, что всё в мире взаимосвязано и спасти планету от экологического кризиса мы можем только все вместе. Автор этого документа - канадский генетик, активист экологического движения Дэвид Судзуки. По прочтении этого документа мы должны четко определить, что мы знаем, во что мы верим и какие решения мы должны принять сегодня, чтобы предотвратить глобальную катастрофу.

https://davidsuzuki.org/wp-content/uploads/2017/09/Declaration-of-Interdependence_Russian.pdf

Текст выводится на экран, студенты читают по очереди по одному предложению вслух.

Дорогие друзья, выполняя домашнее задание, вы получили представление о количестве мусора, которое выбрасывается каждой семьей на свалку. А ведь мусор живет долго. Он гниет, разлагается и токсичные газы поступают в атмосферу. Предлагаю пройти тест и узнать продолжительность жизни отдельных отходов. (Студенты получают рабочие листы и выбирают правильный ответ.)

Как долго живет:

  • шкурка от банана (2,4,6 месяцев);
  • проездной билет (1,2,3 месяца);
  • шерстяной носок (1,3,4 года);
  • деревянный кол (3,4,6 лет);
  • бумажная чашка (1,3,5 лет);
  • покрашенный деревянный кол (10,13,15 лет);
  • консервная банка (100,150,200 лет);
  • пластиковая бутылка (300,400,500 лет);
  • стеклянная тара (10, 1000 лет, вечно).

Через 10 минут студенты получают ответы на экране (6, 1, 1, 4, 5, 13, 100, 500, вечно).

Цифры заставляют задуматься, правда? Кстати, семья Дэвида Судзуки, состоящая из четырех человек, выносит в неделю всего одно ведро мусора. Что же мы можем сделать, чтобы уменьшить выброс бытовых отходов на улицу? Предлагаю разделиться на группы. Первая группа получает задание по решению этой задачи и представит свои результаты в конце нашего мероприятия. С помощью интернет-ресурсов найдите информацию о явлениях апсайклинг и фудшеринг и разработайте свои идеи по каждому из них.

Вторая группа займется проблемой загрязнения воздуха. Вы ведь считали, сколько машин проезжало мимо вас по пути в колледж или домой. Так вот, взрослый человек вдыхает с городским воздухом примерно 160 мкг бензола в сутки, курильщик дополнительно получает от 10 до 30 мкг на одну сигарету. Сигаретный дым содержит 150-204 мг/м3 бензола. Бензол содержится в сырой нефти и бензине (до 5% по объёму). Его основной источник поступления в атмосферу - выхлопы двигателей внутреннего сгорания и испарение углеводородного топлива. Бензол может выпадать на поверхность Земли с дождевыми осадками. Другую проблему создает свинец. До недавнего времени это опасное вещество в больших количествах попадало в воздух из автомобильного выхлопа, поскольку тетраэтилсвинец использовали в качестве добавки к топливу. Сейчас этилированный бензин запрещён в большинстве стран, но в почве вблизи автомобильных дорог до сих пор наблюдается повышенное содержание свинца. Проработайте, пожалуйста, информацию и предложите свои идеи по вопросу: как сделать воздух в нашем городе чище. Обратите внимание на явление каршеринг.

http://u3a.itmo.ru/atmosfera.html

https://city4people.ru/post/blog_402.html

Ну, а третья группа занимается вопросом сохранения пресной воды. Вы ведь теперь имеете представление, сколько воды тратит одна семья в неделю. А ее запасы, к сожалению, небезграничны. Воспользуйтесь интернет-ресурсами и предоставьте свои рекомендации по сокращению использования воды в бытовых целях.

https://city4people.ru/post/blog_402.html

Студенты работают в группах в течение 10-12 минут и представляют свои проекты в форме интеллект-карты (mindmap) или постера.

Дорогие друзья, сегодня мы внесли свой вклад в защиту природы и сохранения жизни на Земле. Вы приобрели знания о новых возможностях рационального природопользования. Предлагаю вам поделиться в соцсетях этими знаниями и создать совместно с неравнодушными людьми проект по фудшерингу или каршерингу, а креативные идеи по апсайклингу представить на своих страничках. Спасибо всем за работу!