Одной из важных задач современной школы является развитие функционально грамотных людей и не случайно, этому вопросу в настоящее время, отводится огромное значение.
При изучении любого учебного предмета есть потенциал для формирования и развития функциональной грамотности. Каждый предмет дает свои возможности: формирование коммуникативных навыков, читательской и естественнонаучной компетенции или финансовой грамотности.
Одной из составляющих функциональной грамотности, является формирование математической грамотности, именно на ней я хотела бы остановиться.
По-моему мнению, проблема, при формировании функциональной грамотности на уроках математики заключается:
- во-первых, обучающиеся испытывают затруднения, связанные с продуктивным чтением. Они не могут выделить существенную информацию, вопрос и данные, важные для решения задачи. Учащиеся прекрасно справляются с базовыми задачами в несколько действий со стандартными формулировками, неплохо справляются с заданиями, где нужно вычленить информацию из таблицы, короткого текста и ответить на вопрос, но если информация представлена в косвенном виде или вопрос не слишком стандартный, дети теряются и лишь третья часть обучающихся справляется с такими заданиями. Непривычность и необычность формулировок пугает учащихся.
- вторая и основная проблема при формировании математической функциональной грамотности: как сформулировать задачу, чтобы найти тот математический аппарат, с помощью которого уже можно решить привычную математическую задачу? Кроме того, важна интерпретация результата, полученного математическими вычислениями, обратный перевод с математического языка на язык решаемой проблемной задачи.
Понимая эти проблемы, большинство педагогов пытаются решить их, включая в свой урок практико-ориентированные или, так называемые, контекстные задачи. Я хотела бы предложить несколько задач, которые я использую на своих уроках в 5-7 классах.
Задача 1.
Не деревня, не село.
Здесь красиво и тепло.
Отдыхаем тут всё лето,
Ведь морозов летом нету!
Шашлыки можно пожарить,
В баньке тело всё пропарить,
В огороде покопаться,
На рыбалочку собраться.
Можно и позагорать,
И друзей в гости позвать,
На гитаре поиграть,
Пошуметь и покричать.
Улыбнулась нам удача -
Год назад купили……
(дачу)
Прочтите текст «На даче» и выполните задания.
Лене 9 лет, у неё большая и дружная семья. В летние выходные дни все домочадцы любят собираться на даче. Каждый член семьи занят полезным делом: папа мастерит или ремонтирует, женщины готовят еду или работают в саду и огороде, а Лена и её младший брат любят кататься на велосипедах и играть в бадминтон. В конце каждого дня семья собирается за большим круглым столом на открытой террасе и пьёт чай с пирогами, которые печёт бабушка. В этот раз был пирог из сладких яблок, которые Лена с братом собрали с утра со старой яблони. |
|
Вопрос 1. Для приготовления 1 кг яблочного пирога требуется 250 г сливочного масла, 100 г сахара, и 400 г муки. Оставшаяся масса приходится на начинку для пирога. Сколько граммов муки потребуется для приготовления одного и еще половины килограмма пирога?
Вопрос 2. Весной папа решил покрасить забор со стороны улицы. Сколько банок краски потребуется для покраски забора высотой 2 м и длиной 130 м, если 1 л краски хватает на покраску 10 м2 площади и банка краски вмещает 2л?
Вопрос 3. Выбери из следующих вариантов наиболее выгодный способ поездки на дачу для семьи Лены:
1) Такси вместимостью 5 человек от дома до дома в дачном поселке - 1300р.
2) Общественный транспорт:
- автобус до железнодорожного вокзала - 50р.;
- такси от станции до дачи вместимостью 4 человека - 120р.
Примечание: в общественном транспорте стоимость детского билета, составляет половину стоимости взрослого билета.
Вопрос 4. Осенью семья решила посадить яблони. Были изучены цены на саженцы в различных магазинах. В магазине А саженцы предлагались по цене 350 р. За штуку, и дополнительно необходимо заплатить за доставку на дачу 1000 р. В магазине В саженцы стоили 380 р. За штуку, но с бесплатной доставкой. Известно, что при посадке расстояние между рядами должно быть не менее 6 м, а между саженцами в ряду - не менее 4 м.
Какое наибольшее количество саженцев можно посадить на участке площадью 10´10 м, и какую наименьшую цену за саженцы необходимо заплатить?
Примечание: При выполнении задания 4, всем учащимся раздать «участки» земли, на которые нужно посадить яблони (листок 10´10 клеток)
Проверь себя:
1. 600гр
2. Найдем площадь
2*130= 260 м.кв.
260: 10= 26 литров
26:2= 13 банок
3.
1 вариант 1300р
2 вариант
до вокзала 50*3+25*2=200р
от вокзала 2 такси 240
Итого 440р
4.
Всего деревьев 6
А: 350*6+1000=3100р
В: 380*6= 2280 р
Характеристики заданий
Задачи |
Содержательная область |
Ведущая познавательная деятельность |
Контекст |
Вопрос 1 |
Количество |
Формулировать |
Личный |
Вопрос 2 |
Количество |
Формулировать |
Профессиональный |
Вопрос 3 |
Количество |
Формулировать |
Профессиональный |
Вопрос 4 |
Количество |
Формулировать |
Профессиональный |
Задача 2.
В славном городе гостим,
Отдыхаем, не грустим.
Мы нашли уютный дом,
Замечательно живём!
Все квартиры - номера
Чисто убраны с утра.
Кто мне сможет подсказать,
Как наш дом именовать?
(гостиница)
Прочтите текст «Гостиница» и выполните задания.
Для развития туристического бизнеса мэрией города было принято решение о строительстве новой гостиницы. В ее проектировании, строительстве и оборудовании приняли участие студенты учебных заведений города. По проекту, который разработали с участием студентов архитектурного университета, в гостинице должно быть 200 современных одноместных и двухместных номеров. Бизнес-план, составленный студентами финансового университета, предполагал, что одноместный номер будет приносить 25000 р. Прибыли, а двухместный- 40 000р. в месяц. Расчет прибыли основывается на предложении, что одноместные номера будут ежемесячно заполняться на 60%, а двухместные - на 80%. |
|
Вопрос 1. Для гостиничных номеров отеля тумбочки будут изготавливать студенты городского колледжа художественных ремесел. Для изготовления одной тумбочки необходимы следующие детали:
- 3 прямоугольные доски;
- 2 квадратные доски;
- 2 скобы;
- 1 ручка
Какое наибольшее количество тумбочек можно изготовить из следующего набора деталей (Таблица 1)?
Таблица 1
Прямоугольная доска |
Квадратная доска |
Скобы |
Ручка |
243 шт. |
210 шт. |
187 шт. |
112 шт. |
Вопрос 2. Строительство гостиницы предусматривает проведение различных видов работ. В таблице 2 представлены статьи расходов на строительство гостиницы в процентах. Покажите на круговой диаграмме распределение статей расходов на все виды работ по строительству гостиницы.
Таблица 2
Статья расходов |
Стоимость,% |
Строительство здания |
50 |
Приобретение оборудования и мебели |
25 |
Транспортные расходы |
10 |
Работы по монтажу, наладке и пуску оборудования |
5 |
Строительство автостоянки |
10 |
Вопрос 3. Вычислите, сколько одноместных и двухместных номеров заложено в проект гостиницы, чтобы месячная прибыль составляла 5 040 000р?
Проверь себя:
- 81 тумб
- 80 одноместных, 120 двухместных
Характеристики заданий
Задачи |
Содержательная область |
Ведущая познавательная деятельность |
Контекст |
Вопрос 1 |
Количество |
Формулировать |
Профессиональный |
Вопрос 2 |
Неопределенность и данные |
Интерпретировать |
Профессиональный |
Вопрос 3 |
Количество |
Формулировать |
Профессиональный |
Задача 3.
Порой случается такое, что можно чудом лишь назвать:
Ученика и педагога взялись местами поменять.
И вот вчерашний старшеклассник цепляет бейджик на груди
Берет конспект, журнал, указку кошмар, предвидя впереди.
И постепенно шаг за шагом он для себя осознает,
Что не нужна ему награда - он детям ЗНАНИЯ дает!
(День самоуправления)
Прочтите текст «Ученическое самоуправление» и выполните задания.
В школе действует ученическое самоуправление. Учащимся это дает возможность предлагать свои решения и нести за них ответственность, придумывать и проводить собственные мероприятия, оценивать свои силы. Высшим представительным органом ученического самоуправления школы является Большой Ученический Совет. БУС-так между собой его называют ученики.
Выборы председателя БУСа- это одно из главных школьных событий года. От исхода выборов зависит весь следующий учебный год. Выборы-это сложная система. Нельзя напрямую отдать свой голос за понравившегося тебе кандидата. Н каждой ступени выбираются свои представители, которые на Большом школьном собрании слушают выступления и отдают голос за понравившегося кандидата. |
|
Вопрос 1. Для проведения Большого Ученического Совета принято решение направить представителей:
- от начальной школы - 20% учащихся;
- от основной школы - 30% учащихся;
- от старшей школы - 50 %.
Сколько классов в основной школе, если в классе не более 30 учащихся, а на собрании должно было присутствовать 126 человек?
Вопрос 2. Используя данные предыдущей задачи, вычислите вероятность того, что главой БУСа будет избран:
а) представитель основной школы;
б) представитель старшей школы.
Вопрос 3. Представительство учащихся на заседании БУСа представлено в таблице3.
Таблица 3
Уровень образования |
Количество присутствующих |
Количество отсутствующих |
Начальная школа |
33 |
5 |
Основная школа |
123 |
3 |
Старшая школа |
55 |
2 |
Определите количество учащихся в школе.
Вопрос 4. Настал день выборов председателя БУСа. Претендентов было трое: Иванов, Петров и Сидоров. Во время выборов за Сидорова было отдано в 1,5 раза больше голосов, чем за Иванова, а за Петрова - в 3 раза больше чем за Иванова и Сидорова вместе. Сколько процентов голосов было отдано за победителя?
Проверь себя:
- 14
- а) 0,3 б)0,5
- 724
- 4.75%
Характеристики заданий
Задачи |
Содержательная область |
Ведущая познавательная деятельность |
Контекст |
Вопрос 1 |
Количество |
Формулировать |
Общественный |
Вопрос 2 |
Количество |
Формулировать |
Общественный |
Вопрос 3 |
Количество |
Формулировать |
Общественный |
Вопрос 4 |
Количество |
Формулировать |
Общественный |
Задача 4
В нем …. честно ты сражался,
К победе двигаться старался,
Преграды преодолевал
И победителем ты стал.
(в конкурсе)
Прочтите текст «Конкурс» и выполните задания.
Ежегодно в городе проходит юношеский музыкальный конкурс, на который приезжают дети из разных регионов России. Весь год ребята репетируют, чтобы выступить со своими лучшими номерами.
|
|
Вопрос 1. Средняя оценка, которую получила Даша за первые три этапа, составляет 62 балла. За четвертый этап она получила 70 баллов. Чему равна средняя оценка Дарьи за четыре этапа конкурса?
Вопрос 2. Какую минимальную оценку мог выставить член жюри за выступление Даша на третьем этапе конкурса, если известно что на этом этапе она получила не менее 92 баллов, а один из членов жюри поставил ей максимальный балл?
Вопрос 3. Известно, что на одном из этапов 4 члена жюри выставили одинаковые оценки за выступление Даши и у 6 других членов жюри мнения по поводу выступления Даши также совпали. Составьте уравнение, которое поможет рассчитать, сколько баллов выставил каждый член жюри за выступление Даши на втором этапе, если в сумме она получила 76 баллов. Определите, сколько баллов поставил каждый член жюри, если ни один из них не поставил меньше 7 баллов.
Вопрос 4. Порядок выступлений участников конкурса организаторы решили определить с помощью жеребьевки. Вместе с Дашей в ее возрастной группе соревнуются Лена, Таня, Полина, Антон и Ольга. Ребята бросили жребий - кому открывать конкурсный день. Найдите вероятность того, что первой выступит девочка.
Проверь себя:
- 64
- 9 баллов
- 4х+6у=76, 4 члена жюри- по 7 б; 6- по 8 б
- 5/6
Характеристики заданий
Задачи
|
Содержательная область |
Ведущая познавательная деятельность |
Контекст |
Вопрос 1 |
Количество |
Формулировать |
Профессиональный |
Вопрос 2 |
Количество |
Формулировать |
Профессиональный |
Вопрос 3 |
Количество |
Формулировать |
Профессиональный |
Вопрос 4 |
Количество |
Формулировать |
Общественный |
И в заключение хотелось бы отметить, что решение контекстных задач на уроках математики помогают в решении ряда задач:
- научиться решать задачи, с которыми каждый учащийся может столкнуться в повседневной жизни;
- показать, что математика нужна всем, чем бы человек не занимался, какой бы профессией не овладевал, где бы не учился;
- подготовиться к сдаче ВПР, ОГЭ и ЕГЭ;
- стать математически грамотным человеком.