Словарно-орфографическая работа на уроках русского языка в начальной школе

Разделы: Начальная школа

Ключевые слова: русский язык


Русский язык считается одним из самых сложных школьных предметов в школе. Основа грамотности состоит в усвоении орфографических правил правописания. В ФГОС НОО поставлена конкретная задача: научить школьников понимать, что безошибочное письмо - это один из уровней культуры общения человека, применять правила при написании текстов, овладеть умением проверять написанное. Чем богаче словарный запас человека, тем насыщеннее, понятнее, грамотнее и красивее его устная и письменная речь. Все это формируется именно с азов начальной школы.

Письменная речь есть самая многословная, точная и развернутая форма речи. В ней приходится передавать написанием слов то, что в устной речи передается с помощью интонации и понимания конкретной ситуации. В процессе развития ребенка значение слов для него меняется.

Так что же собой представляет словарно-орфографическая работа? Это совокупность целенаправленных систематически проводимых упражнений направленных на усвоение школьниками лексических, грамматических, произносительных и орфографических норм литературного языка.

В современной начальной школе программой по русскому языку для каждого класса предусматривается обязательное изучение некоторых не проверяемых орфограммами слов, которые называются словарными. Усвоение их написания достигается путем частого использования их в упражнениях, заданиях, выполняемые на протяжении всего урока. И одной из главных задач перед учителем в данной ситуации является задача научить учащегося писать словарные слова без ошибок. От того, насколько правильно будут сформированы навыки правописания в начальной школе, зависит дальнейшее обучение учащегося в школе, его орфографическая и речевая грамотность[2].

Со словарными словами младшие школьники встречаются на каждом уроке с самых первых дней обучения. Число таких слов с каждой страницей учебников по русскому языку, литературному чтению, математике, окружающему миру и другим предметам растет с каждым разом, достигая к моменту окончания начальной школы внушительной около 500 единиц.

На данный момент методика работы по организации словарно-орфографической работы на уроках русского языка вроде бы достаточно разработана, и потому формирование орфографической грамотности как компонента учебной деятельности требует специальной организации и квалифицированности педагога.

Но, почему-то практика показывает, что, школьники делают ошибки в написании и произношении большого количества словарных слов. Причинами этого могут быть неправильное использование дидактического материала, с помощью которого следует проводить обучение, существующие рекомендации по правильному написанию слов слишком разнятся.

Словарной работе в школе уделяется мало внимания, нередко она носит случайный, эпизодический характер или дается на самостоятельное изучения учащимся, в виду загруженности учителя, отчего и речь учащихся формируется неправильно более чем у 50 процентов обучающихся начальной школы.

Большое негативное влияние при этом оказывает дистанционная работа, которая полностью противоречит правильному развитию орфографической работы. Учащимся начальной школы самостоятельно очень сложно разобраться с правильным написанием орфограмм и словарных слов [1].

Для правильного написания словарных слов необходимо развивать у школьников все виды памяти: слуховую, зрительную, эмоциональную, тактильную. Актуальной остаётся задача сделать интересным, познавательным процесс изучения словарных слов.

В настоящее время все учебники русского языка предполагают проведение словарно-орфографической работы, которую учителю необходимо организовать на каждом уроке. Несмотря программы образования, новые стандарты и методы обучения, ситуация в школах в настоящий момент такова, что учащиеся изучают словарные слова обычными методами заучивания и механического запонимания. Приёмы и методы, которые могли бы использоваться на уроках, настолько разнообразны и их так много, что порой даже опытные учителя теряются в них и предпочитают «идти старым, проверенным путем» - то есть преподавать так же, как учили их самих [3].

Многолетняя практика показала, что работа над словарными словами такими методами малоэффективна. Ошибки в словах встречаются даже в работах старшеклассников. В связи с этим учителям приходится разрабатывать специальные упражнения и задания для работы над словарными словами, но делать это получается не к каждому уроку.

Для того чтобы добиться от обучающихся грамотного письма, чтобы работа со словарными словами дала верный результат, нужно применять наиболее эффективные способы, приемы, методы грамотного написания словарных слов [4].

Была проведена работа, актуальностью которой является разница между необходимостью организации словарно-орфографической работы на уроках русского языка в начальных классах и недостаточным использованием всех имеющихся методов и приемов.

Таким образом, целью работы является выявление эффективности использования методов и приемов организации словарной работы у младших школьников на уроках русского языка.

Объектом служит процесс организации словарно-орфографической работы в начальных классах, предметом - методы и приёмы организации словарно-орфографической работы на уроках русского языка в начальных классах. Если использовать специально отобранные методы и приёмы, то процесс организации словарно-орфографической работы в школе будет проходить эффективно.

Поставленные задачи:

  1. Изучить и систематизировать психолого-педагогическую литературу по исследуемой теме.
  2. Охарактеризовать процесс организации словарно-орфографической работы в начальных классах.
  3. Выявить методы и приёмы организации словарно-орфографической работы на уроках русского языка в начальных классах.
  4. Разработать конспект урока русского языка с включением методов и приёмов организации словарно-орфографической работы в начальных классах с методическим обоснованием.

Используемые методы:

  1. Теоретические методы (изучение, анализ и систематизация информации по теме исследования);
  2. Эмпирические методы (анализ педагогический документации).

Существует еще одна причина, по которой необходимо проведение словарной работы на уроках русского языка в начальной школе. Дело в том, что словарь младших школьников недостаточно развит. В основном он находится в рамках обиходно-бытового словаря. Среди разнообразных упражнений, которые применяются учителем в целях повышения речевой культуры учащихся, важное место должны занимать лексические упражнения, так как они расширяют словарный запас, учат выбирать из него необходимые по смыслу слова и делают его не только правильным, точным и выразительным.

Недостаточно, чтобы ученик познакомился с грамматикой словарного слова. Важно добиться, чтобы значения этих слов были понятны учащемуся, чтобы он мог научиться применять их при написании и устном составлении текстов. При помощи лексических упражнений укрепляются навыки мыслительной деятельности.

Таким образом, предполагается в ходе работы исследовать процесс словарно-орфографической работы в начальной школе с помощью различных методов и приемов, выбрать наиболее эффективные из них.

Повышение орфографической грамотности учащихся остается одной из важнейших задач методики преподавания русского языка в начальной школе. Систематическая и целенаправленная работа над трудными словами вызывает у учащихся интерес к изучению этих слов и способствует их прочному и успешному запоминанию. Необходимо чтобы ребенок использовал одно и тоже слово 5-7 раз в разнообразных вариантах упражнений. Это приводит к тому, что учащийся свободно овладевает словарным материалом и безошибочно применяет в практике.

Работая над данной темой, были замечены положительные результаты в работе по итогам проверок знаний словаря детей. Эффективность очевидна: дети усваивают орфографию не только «программных» слов, но и многих других, значительно быстрее и их знания прочнее.

Поставленные нами задачи полностью решены: проанализировав психолого-педагогическую, методическую и лингвистическую литературу, мы определили понятия словарно-орфографической работы, этимологии и этимологического анализа; описали основные приёмы словарно-орфографической работы; обосновали возможность и необходимость проведения словарно-орфографической работы на уроках русского языка в начальных классах.

В процессе наблюдения за организацией словарно-орфографической работы мы установили, что в основе словарно-орфографической работы лежит механическое запоминание словарных слов, а этимологический анализ, несмотря на его большую воспитывающую и практическую ценность, в начальных классах не применяется или применяется эпизодически в целях развития познавательного интереса учащихся.

В ходе нашего исследования нами была проведена опытно-экспериментальная работа в 3 классе. В основу словарно-орфографической работы мы положили исследовательский анализ словарных слов. Результатами этой работы стало повышение уровня орфографической грамотности у учащихся экспериментального класса на 5%.

Перед учителем начальных классов стоит очень серьезная задача - добиться, чтобы учащиеся овладевали навыками правописания словарных слов с самого начала знакомства с ними. Если при изучении слов с проверяемыми гласными в качестве отправной точки служит, с одной стороны, ударение, с другой - словоизменение и словообразование, то словарные слова нужно просто запомнить. Необходимо научить детей видеть свои ошибки, выработать у них так называемую «орфографическую зоркость», добиться определенной самостоятельности орфографического мышления.

Так как критерием эффективности словарно-орфографической работы является уменьшение количества орфографических ошибок в словах с непроверяемыми орфограммами, следовательно, результаты опытно-экспериментальной работы подтверждают нашу гипотезу. Словарно-орфографическая работа на уроках русского языка в начальной школе проходит более эффективно, если в её основе лежит процесс исследования [5].

Проведённое исследование позволяет утверждать, что словарно-орфографическая работа в начальной школе должна проводиться системно, с учётом возрастных особенностей младших школьников.

Литература

  1. Работа над словом на уроках русского языка в начальных классах. Сборник статей. - М., 2010.
  2. Русский язык в начальных классах. Теория и практика обучения. / Под ред. М.С.Соловейчика. - М., 2015.
  3. Трус Н.С., Мустаева А.Ф. Методические рекомендации по организации словарно-орфографической работы в начальной школе. - Уфа, 2007.
  4. https://docs.yandex.ru/docs/view?tm=1637045398&tld=ru&lang=ru&name=slovarno-orfograficheskaya-rabota-v-nachalnyh-klassah.docx
  5. https://infourok.ru/metodicheskaya-razrabotka-organizaciya-slovarnoorfograficheskoy-raboti-na-urokah-russkogo-yazika-v-nachalnoy-shkole-576591.html