Система проведения коррекционно-развивающих занятий с детьми разного уровня развития (из опыта работы дефектолога и воспитателя)

Разделы: Коррекционная педагогика


В Центрах содействия семейному воспитанию находятся дети с разным уровнем развития. Есть дети, которые не понимают обращенную речь и ситуативно только могут реагировать на голос, жест педагога. Но также есть дети, которым доступно выполнение развивающих заданий, они способны запомнить информацию и даже применять полученный знания в своей деятельности. Поэтому и дефектолог, и воспитатель должны учитывать такой диапазон уровней развития детей и в соответствии с этим строить свои занятия, подбирать задания, игровой материал. В нашем Центре учителя-дефектологи и воспитатели организовали свою работу в соответствии с 4-мя уровнями развития детей. В этой статье мы хотим на примере характеристики собственной деятельности детей и подборки заданий, упражнений, игр по лексической теме «Осень» показать систему проведения коррекционно-развивающих занятий учителя-дефектолога и занятий воспитателя с детьми разного уровня развития.

Характеристика деятельности детей 1-го уровня развития

Присутствуют биологические потребности; возможны социальные - потребность в общении. Может реагировать, воспринимать элементарные бытовые просьбы. Целенаправленность условна, необходима постоянная стимуляция педагога, но возможно стремление удовлетворить повседневные бытовые потребности. При активной помощи педагога возможно выполнение элементарного задания-действия. Способ выполнения заданий: пассивный отраженно-сопряженный и сопряженный.

Примеры заданий для детей 1-го уровня развития по лексической теме «Осень»

Развитие психических процессов:

  • демонстрация картины/ролика «Осень»;
  • прослушивание звуков осени (шум дождя, ветра);
  • соотнесение звуков природного явления и тактильных ощущений (вода из душа, воздушный поток из фена);
  • зрительно-тактильное изучение листьев деревьев, желудей, шишек;
  • определение на ощупь мокрых и сухих предметов одежды.

Развитие речи:

  • прослушивание потешек «Осень», «Дождик»;
  • фиксирование взгляда на называемом предмете, картинке;
  • доступное участие в обыгрывании текста потешки;

Развитие мелкой моторики рук:

  • отработка ладонного захвата листьев, природного материала;
  • удерживание в руках зонта;
  • формирование захвата карандаша; раскрашивание листочка;
  • расположение на листе бумаги листьев;
  • раскрашивание одежды и обуви (шапка, сапожки);
  • сортировка природного материала;
  • отжимание мокрых элементов одежды.

Формирование игровой деятельности:

  • игры-потешки;
  • игра «Дай ёжику листик» (выбрать из природного материала только листья и отдать игрушечному ёжику); игру можно продолжить с другим природным материалом;
  • игра «Дождик» (услышав шум дождя нужно спрятаться под зонт).

Социальное развитие:

  • выполнение заданий: «Дай (покажи, положи на место), сапоги (куртку, шапку, зонт)»
  • игра «Сложу и уберу» (сложить кофту, повесить куртку, правильно поставить обувь)
  • надевание предметов одежды.

Характеристика деятельности детей 2-го уровня развития

Сформированы основные социальные потребности - общение, привязанность; доступна кратковременная мотивация игровой деятельности. Понимает привычную односложную инструкцию, подкрепленную наглядностью и невербальными средствами. При заинтересованности возможно кратковременное целенаправленное выполнение заданий. При помощи педагога ориентируется в очень простом задании, при объяснении обязательно использование демонстрации действий и наглядности. Доступно самостоятельное выполнение хорошо знакомых элементарных бытовых и игровых действий, но часто отвлекается; при выполнении новых или более сложных заданий необходим постоянный контроль и организующая помощь взрослого. Способ выполнения заданий: поэтапное отраженное выполнение действий с использованием помощи. Помощь использует избирательно, очень ограниченно.

Примеры заданий для детей 2-го уровня развития по лексической теме «Осень».

Развитие психических процессов:

  • игра «Путешествие листочка» (проведение пальцем по пунктирной линии, идущей от нарисованного листа);
  • игра «Найди такой же лист»;
  • упражнение «Разрезные картинки» (2 части);
  • игра «Найди пару» (подобрать по цвету предметы одежды и обуви).

Развитие речи:

  • упражнение «Что это?» (соотнесение предмета с его изображением, проговаривая название);
  • упражнение «Подбери нужную одежду, обувь» (показать и назвать, что надеваем на голову, руки, ноги).

Развитие мелкой моторики рук:

  • игра «Нарви ягоды рябины»;
  • игра «Разложи шишки сосны и ели»;
  • игра «Найди грибы» (достать игрушечные грибы из контейнера с крупой);
  • аппликация из засушенных листьев;
  • раскрашивание одежды и обуви (шапка, сапожки);
  • выкладывание из счетных палочек картинки «Дождь».

Формирование игровой деятельности:

  • игра «Одень куклу Машу на прогулку»;
  • игра «Прогулка!» (педагог говорит слово «прогулка», ребенок под сопровождение музыки надевает шапку).

Социальное развитие:

  • разбросать листья на полу и убрать их в контейнер;
  • игра «Дождь!» (услышав шум дождя надеть капюшон, открыть и закрыть зонт.

Характеристика деятельности детей 3-го уровня развития

Сформирована мотивация игровой и частично трудовой и учебной деятельности, но при возникновении трудностей теряет интерес к заданию. Понимает простую инструкцию, без подкрепления наглядности. Доступнацеленаправленная деятельность, но необходима организующая и стимулирующая помощь педагога; сохраняются трудности удержания алгоритма выполнения заданий. Хорошо ориентируется в простом или знакомом задании; при более сложном или новом задании возможна продолжительная ориентация и необходима помощь. Доступно выполнение задания по устной инструкции с использованием образца. Использует помощь, но помощь должна быть многократной.

Примеры заданий для детей 3-го уровня развития по лексической теме «Осень».

Развитие психических процессов:

  • упражнение «Найди одинаковые листочки»;
  • раскладывание листьев по размерам;
  • игра «Что изменилось?» (с использованием предметов одежды и обуви или карточек с их изображением для осени).

Развитие речи:

  • игра «Повтори, не ошибись» (повторение 2-3-х слов по теме);
  • разложить по цвету шапки, шарфы, перчатки (или их картинки);
  • составление по образцу и проговаривание двухсложной распространенной фразы: «Осенью я надену куртку (шапку, джинсы)»;
  • повторение проговаривание стихотворения/потешки по теме.

Развитие мелкой моторики рук:

  • вычеркивание листочков из ряда графических изображений;
  • соединение листочков по порядку от самого маленького до самого большого;
  • штриховка листиков определенного размера;
  • найти и обвести: кленовый лист - красным, березовый - желтым, дубовый - зеленым цветом.

Формирование игровой деятельности:

  • настольная игра «Времена года». (лото, пазлы, домино)
  • игра «Одень куклу Машу на прогулку» (найти правильный вариант сезонной одежды).

Социальное развитие:

  • Беседа: «Осенняя работа в огороде»
  • игра «Урожай» (подобрать картинки овощей, которые выросли осенью).

Характеристика деятельности детей 4-го уровня развития

Сформирован устойчивый интерес к деятельности. Понимает инструкцию, состоящую из 1-го и более действий. Доступно произвольное достижение цели, в сложных для ребенка ситуациях необходима помощь и стимуляция педагога. Хорошо использует помощь, самостоятельно корректирует хорошо знакомые действия в соответствии с замечаниями педагога.При ориентировке в задании достаточно устной инструкции, в сложном задании требуется более активная помощь.Способ выполнения заданий:по устной инструкции и самостоятельно; доступно использование операционно-технологических карт.

Примеры заданий для детей 4-го уровня развития по лексической теме «Осень».

Развитие психических процессов:

  • игра «Четвертый лишний»
  • игра «Запомни и зачеркни»
  • (запомнить ряд предметов, на другой карточке определить лишние предметы)
  • игра «Найди, обведи, расскажи»
  • (указать картинки, относящиеся к осени);
  • составление картины «Осень» из готовых элементов-картинок.

Развитие речи:

  • игра «Какое время года?»; (найти картинки, на которых изображена осень, назвать основные признаки осени, названия осенних месяцев)
  • «Назови признак/действие»
  • дождь/ветер (какой?)
  • дождь/ветер (что делает?)
  • «Скажи ласково»;
  • «Один - много»;
  • «Сосчитай до пяти» (один лист, два листа и т.д.);
  • составление рассказа по вопросам по сюжетной картинке.

Развитие мелкой моторики рук:

  • найти и раскрасить картинку, на которой изображена осень;
  • игра «С какого дерева упали листья?»
  • Покажи стрелочками и раскрась
  • аппликация из готовых элементов «Осень» (самостоятельный выбор элементов и расположение деталей на листе бумаги).

Формирование игровой деятельности:

  • игра «Времена года» (подобрать к каждому времени года картинки с их признаками)
  • подвижная игра «На прогулку!» (педагог называет время года, ребенок надевает головной убор/обувь в зависимости от сезона).

Социальное развитие:

  • беседа: «Деятельность человека осенью»;
  • упражнение «Помощник» (педагог называет действия человека в разное время года, ребенок хлопает в ладоши только тогда, когда называются действия человека осенью).

Предложенные нами задания выполняются как учителем-дефектологом, так и воспитателем во время групповых и индивидуальных занятий.

Воспитатели и специалисты работают в команде и должны владеть необходимыми знаниями и пониманием того, что можно ожидать от работы с ребёнком. Работа всех педагогов должна строиться с учетом актуального уровня развития ребенка и его потенциальными возможностями.

Список литературы

  1. Обучение детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития: Программы / С.В.Андреева, С.Н.Бахарева, А.М.Царёв и др.; Под ред. А.М.Царёва. - Псков: Центр социального проектирования «Возрождение», 2004 - 5 с.
  2. Специальная индивидуальная программа развития для детей с нарушениями интеллекта / Баранова Т.Ф., Басангова Б.М., Мартыненко С.М., Шоркина Т.Д.: Методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера. - 2018 - 64.
  3. Формирование жизненных компетенций у детей с умственной отсталостью/ Баранова Т.Ф., Басангова Б.М., Мартыненко С.М., Танцюра С.Ю., Шоркина Т.Д. - М.: ТЦ Сфера. - 2020 - 64 с.
  4. Худенко Е.Д., Приходько О.Г. Программа воспитания и социализации детей со сложной структурой дефекта. М., 2008.