В Центрах содействия семейному воспитанию находятся дети с разным уровнем развития. Есть дети, которые не понимают обращенную речь и ситуативно только могут реагировать на голос, жест педагога. Но также есть дети, которым доступно выполнение развивающих заданий, они способны запомнить информацию и даже применять полученный знания в своей деятельности. Поэтому и дефектолог, и воспитатель должны учитывать такой диапазон уровней развития детей и в соответствии с этим строить свои занятия, подбирать задания, игровой материал. В нашем Центре учителя-дефектологи и воспитатели организовали свою работу в соответствии с 4-мя уровнями развития детей. В этой статье мы хотим на примере характеристики собственной деятельности детей и подборки заданий, упражнений, игр по лексической теме «Осень» показать систему проведения коррекционно-развивающих занятий учителя-дефектолога и занятий воспитателя с детьми разного уровня развития.
Характеристика деятельности детей 1-го уровня развития
Присутствуют биологические потребности; возможны социальные - потребность в общении. Может реагировать, воспринимать элементарные бытовые просьбы. Целенаправленность условна, необходима постоянная стимуляция педагога, но возможно стремление удовлетворить повседневные бытовые потребности. При активной помощи педагога возможно выполнение элементарного задания-действия. Способ выполнения заданий: пассивный отраженно-сопряженный и сопряженный.
Примеры заданий для детей 1-го уровня развития по лексической теме «Осень»
Развитие психических процессов:
- демонстрация картины/ролика «Осень»;
- прослушивание звуков осени (шум дождя, ветра);
- соотнесение звуков природного явления и тактильных ощущений (вода из душа, воздушный поток из фена);
- зрительно-тактильное изучение листьев деревьев, желудей, шишек;
- определение на ощупь мокрых и сухих предметов одежды.
Развитие речи:
- прослушивание потешек «Осень», «Дождик»;
- фиксирование взгляда на называемом предмете, картинке;
- доступное участие в обыгрывании текста потешки;
Развитие мелкой моторики рук:
- отработка ладонного захвата листьев, природного материала;
- удерживание в руках зонта;
- формирование захвата карандаша; раскрашивание листочка;
- расположение на листе бумаги листьев;
- раскрашивание одежды и обуви (шапка, сапожки);
- сортировка природного материала;
- отжимание мокрых элементов одежды.
Формирование игровой деятельности:
- игры-потешки;
- игра «Дай ёжику листик» (выбрать из природного материала только листья и отдать игрушечному ёжику); игру можно продолжить с другим природным материалом;
- игра «Дождик» (услышав шум дождя нужно спрятаться под зонт).
Социальное развитие:
- выполнение заданий: «Дай (покажи, положи на место), сапоги (куртку, шапку, зонт)»
- игра «Сложу и уберу» (сложить кофту, повесить куртку, правильно поставить обувь)
- надевание предметов одежды.
Характеристика деятельности детей 2-го уровня развития
Сформированы основные социальные потребности - общение, привязанность; доступна кратковременная мотивация игровой деятельности. Понимает привычную односложную инструкцию, подкрепленную наглядностью и невербальными средствами. При заинтересованности возможно кратковременное целенаправленное выполнение заданий. При помощи педагога ориентируется в очень простом задании, при объяснении обязательно использование демонстрации действий и наглядности. Доступно самостоятельное выполнение хорошо знакомых элементарных бытовых и игровых действий, но часто отвлекается; при выполнении новых или более сложных заданий необходим постоянный контроль и организующая помощь взрослого. Способ выполнения заданий: поэтапное отраженное выполнение действий с использованием помощи. Помощь использует избирательно, очень ограниченно.
Примеры заданий для детей 2-го уровня развития по лексической теме «Осень».
Развитие психических процессов:
- игра «Путешествие листочка» (проведение пальцем по пунктирной линии, идущей от нарисованного листа);
- игра «Найди такой же лист»;
- упражнение «Разрезные картинки» (2 части);
- игра «Найди пару» (подобрать по цвету предметы одежды и обуви).
Развитие речи:
- упражнение «Что это?» (соотнесение предмета с его изображением, проговаривая название);
- упражнение «Подбери нужную одежду, обувь» (показать и назвать, что надеваем на голову, руки, ноги).
Развитие мелкой моторики рук:
- игра «Нарви ягоды рябины»;
- игра «Разложи шишки сосны и ели»;
- игра «Найди грибы» (достать игрушечные грибы из контейнера с крупой);
- аппликация из засушенных листьев;
- раскрашивание одежды и обуви (шапка, сапожки);
- выкладывание из счетных палочек картинки «Дождь».
Формирование игровой деятельности:
- игра «Одень куклу Машу на прогулку»;
- игра «Прогулка!» (педагог говорит слово «прогулка», ребенок под сопровождение музыки надевает шапку).
Социальное развитие:
- разбросать листья на полу и убрать их в контейнер;
- игра «Дождь!» (услышав шум дождя надеть капюшон, открыть и закрыть зонт.
Характеристика деятельности детей 3-го уровня развития
Сформирована мотивация игровой и частично трудовой и учебной деятельности, но при возникновении трудностей теряет интерес к заданию. Понимает простую инструкцию, без подкрепления наглядности. Доступнацеленаправленная деятельность, но необходима организующая и стимулирующая помощь педагога; сохраняются трудности удержания алгоритма выполнения заданий. Хорошо ориентируется в простом или знакомом задании; при более сложном или новом задании возможна продолжительная ориентация и необходима помощь. Доступно выполнение задания по устной инструкции с использованием образца. Использует помощь, но помощь должна быть многократной.
Примеры заданий для детей 3-го уровня развития по лексической теме «Осень».
Развитие психических процессов:
- упражнение «Найди одинаковые листочки»;
- раскладывание листьев по размерам;
- игра «Что изменилось?» (с использованием предметов одежды и обуви или карточек с их изображением для осени).
Развитие речи:
- игра «Повтори, не ошибись» (повторение 2-3-х слов по теме);
- разложить по цвету шапки, шарфы, перчатки (или их картинки);
- составление по образцу и проговаривание двухсложной распространенной фразы: «Осенью я надену куртку (шапку, джинсы)»;
- повторение проговаривание стихотворения/потешки по теме.
Развитие мелкой моторики рук:
- вычеркивание листочков из ряда графических изображений;
- соединение листочков по порядку от самого маленького до самого большого;
- штриховка листиков определенного размера;
- найти и обвести: кленовый лист - красным, березовый - желтым, дубовый - зеленым цветом.
Формирование игровой деятельности:
- настольная игра «Времена года». (лото, пазлы, домино)
- игра «Одень куклу Машу на прогулку» (найти правильный вариант сезонной одежды).
Социальное развитие:
- Беседа: «Осенняя работа в огороде»
- игра «Урожай» (подобрать картинки овощей, которые выросли осенью).
Характеристика деятельности детей 4-го уровня развития
Сформирован устойчивый интерес к деятельности. Понимает инструкцию, состоящую из 1-го и более действий. Доступно произвольное достижение цели, в сложных для ребенка ситуациях необходима помощь и стимуляция педагога. Хорошо использует помощь, самостоятельно корректирует хорошо знакомые действия в соответствии с замечаниями педагога.При ориентировке в задании достаточно устной инструкции, в сложном задании требуется более активная помощь.Способ выполнения заданий:по устной инструкции и самостоятельно; доступно использование операционно-технологических карт.
Примеры заданий для детей 4-го уровня развития по лексической теме «Осень».
Развитие психических процессов:
- игра «Четвертый лишний»
- игра «Запомни и зачеркни»
- (запомнить ряд предметов, на другой карточке определить лишние предметы)
- игра «Найди, обведи, расскажи»
- (указать картинки, относящиеся к осени);
- составление картины «Осень» из готовых элементов-картинок.
Развитие речи:
- игра «Какое время года?»; (найти картинки, на которых изображена осень, назвать основные признаки осени, названия осенних месяцев)
- «Назови признак/действие»
- дождь/ветер (какой?)
- дождь/ветер (что делает?)
- «Скажи ласково»;
- «Один - много»;
- «Сосчитай до пяти» (один лист, два листа и т.д.);
- составление рассказа по вопросам по сюжетной картинке.
Развитие мелкой моторики рук:
- найти и раскрасить картинку, на которой изображена осень;
- игра «С какого дерева упали листья?»
- Покажи стрелочками и раскрась
- аппликация из готовых элементов «Осень» (самостоятельный выбор элементов и расположение деталей на листе бумаги).
Формирование игровой деятельности:
- игра «Времена года» (подобрать к каждому времени года картинки с их признаками)
- подвижная игра «На прогулку!» (педагог называет время года, ребенок надевает головной убор/обувь в зависимости от сезона).
Социальное развитие:
- беседа: «Деятельность человека осенью»;
- упражнение «Помощник» (педагог называет действия человека в разное время года, ребенок хлопает в ладоши только тогда, когда называются действия человека осенью).
Предложенные нами задания выполняются как учителем-дефектологом, так и воспитателем во время групповых и индивидуальных занятий.
Воспитатели и специалисты работают в команде и должны владеть необходимыми знаниями и пониманием того, что можно ожидать от работы с ребёнком. Работа всех педагогов должна строиться с учетом актуального уровня развития ребенка и его потенциальными возможностями.
Список литературы
- Обучение детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития: Программы / С.В.Андреева, С.Н.Бахарева, А.М.Царёв и др.; Под ред. А.М.Царёва. - Псков: Центр социального проектирования «Возрождение», 2004 - 5 с.
- Специальная индивидуальная программа развития для детей с нарушениями интеллекта / Баранова Т.Ф., Басангова Б.М., Мартыненко С.М., Шоркина Т.Д.: Методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера. - 2018 - 64.
- Формирование жизненных компетенций у детей с умственной отсталостью/ Баранова Т.Ф., Басангова Б.М., Мартыненко С.М., Танцюра С.Ю., Шоркина Т.Д. - М.: ТЦ Сфера. - 2020 - 64 с.
- Худенко Е.Д., Приходько О.Г. Программа воспитания и социализации детей со сложной структурой дефекта. М., 2008.