«Педагогика должна ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день детского развития, только тогда она сумеет вызвать в процессе обучения к жизни те процессы, которые сейчас лежат в зоне ближайшего развития».
Л.С.Выготский
В настоящее время - правильная и образная речь детей дошкольного возраста явление достаточно редкое. Все чаще в группах детского сада встречаются дети с ОВЗ, с общим недоразвитием речи, с которыми ведется особая работа педагога и специалистов. В речи остальных детей также наблюдается множество проблем. К примеру, на своих занятиях, я заметила, что воспитанники не всегда правильно выстраивают предложения, нарушают в них порядок слов, имеют скудный словарный запас, который ограничен примитивным набором слов. Кроме того, по мнению современного исследователя Зайковой О.И., дети не проявляют самостоятельности в выборе средств, в способах действий, достижении результата; дети не могут в должной мере увлечься изучением материала; в следствии недостаточно развитых коммуникативных навыков, дети редко обращаются к воспитателю и другим детям с вопросами, характеризующими их познавательные интересы.
В соответствии с Федеральной образовательной программой дошкольного образования (ФОП ДО) воспитатель в своей деятельности может использовать различные формы, способы, методы и средства обучения и воспитания детей. Среди множества современных методов технологий, я остановила свой выбор на методе интеллект-карт. Это достаточно простой метод, созданный американским ученым, Тони Бьюзеном, позволяет составлять обозримые, легко воспринимаемые записи, которые будут понятны детям дошкольного возраста. Метод интеллект-карт для развития речи у детей дошкольного возраста предложила к.п.н. Валентина Михайловна Акименко. Применение данных карт побудит дошкольников к осмыслению окружающего мира и развитию связной речи за счет составления описательных рассказов по карте.
Интеллект-карта - это наглядная карта, изображение, на котором сразу можно увидеть центральную тему, так как она находится в самом центре, а все крупные идеи расходятся от нее лучиками. Такое изображение позволит структурировать, качественно и осмысленно изучать материал по темам недели.
Цель моей работы - развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством метода интеллектуальных карт.
Достижение планируемых результатов предполагает решение следующих задач:
- Первая задача -- совершенствовать связную речь детей старшего дошкольного возраста.
- Вторая задача -- активизировать, расширить словарный запас детей по теме, развивать умение выделять главную мысль.
- Третья задача - создать условия, способствующие развитию коммуникативных способностей детей.
- Рассмотрим свойства интеллект- карты
Наглядность. Перед детьми выстраивается определенная полноценная картинка, которая состоит из определенных частей.
Привлекательность. Хорошая интеллектуальная карта имеет свою эстетику, ее рассматривать не только интересно, но и приятно.
Запоминаемость. Благодаря использованию образов и цвета интеллект-карта легко запоминается.
Своевременность. Интеллект-карта помогает выявить недостаток информации и понять, какой информации не хватает;
Творчество. Интеллект-карта стимулирует творчество, помогает найти нестандартные пути решения.
Возможность пересмотра. Пересмотр интеллект-карт через некоторое время помогает усвоить картину в целом, запомнить ее, а также увидеть новые идеи.
Существуют определенные правила создания интеллект-карт, разработанные Тони Бьюзеном. Для создания интеллект-карт используются цветные карандаши, маркеры. Основная идея располагается в центре. Для изображения идеи можно использовать рисунки картинки. Каждая главная ветвь имеет свой цвет.
Главные ветви соединяются с центральной идеей, а ветви второго и третьего и т.д. порядка соединяются с главными ветвями. Ветви должны быть изогнутыми, а не прямыми (как ветви дерева). Над каждой линией - ветвью пишется одно ключевое слово. Для лучшего запоминания и усвоения желательно использовать рисунки, картинки, ассоциации о каждом. Разросшиеся ветви можно заключать в контуры, чтобы они не смешивались с соседними ветвями.
Для составления интеллект-карты я использую большой лист формата А3, располагаю его горизонтально, чтобы больше места можно было отвести под рисунок. В центре с детьми обозначаю главную идею: приклеиваем картинку, так как она лучше воспринимается или совместно пишем слово, букву первого слова. Далее активизируем и обогащаем словарь по теме.
Накануне новой тематической недели, а это четверг и пятница, мы с детьми готовим материал: я сообщаю детям тему следующей недели, и мы проводим игру на ассоциации. В ходе работы я привнесла элементы творчества и инициативы: дети самостоятельно выбирали, как они «добудут» информацию. В нашей группе дети очень любят рисовать и вырезать свои рисунки и картинки из журналов и газет, поэтому наши интеллект-карты обильно снабжены нарисованными картинками. Таким образом, дети проявляли самостоятельность, инициативу и творчество в изучении новой темы.
Дети самостоятельно или коллективно определяли основные понятия темы, решали, что и чем они будут рисовать, и как будут располагать картинки на интеллект-карте. Например, на тему «Дикие животные», дети называли разные слова, которые они ассоциируют с данной темой. Далее дети выбирали, как «раздобудут» материал: нарисуют или вырежут. Также нам помогали родители, они знали какую тему изучают дети и старались помочь. Когда информация была получена по теме, начинали совместную работу по структурированию. Дети начинали отделять главное от второстепенного по теме. Дети, с моей небольшой помощью выстраивали иерархию из картинок на интеллект-карте при помощи липучек.
От главной идеи дети проводили линии или ветки разного цвета. К ветвям добавлялись символы или иллюстрации.
В процессе использования интеллект-карты просила в центре обозначить, к примеру, животное, далее дети прикрепляли, что может быть связано с понятием: еда, место обитания, особенности. Потом приглашались дети, которые обозначали цветные линии, в соответствии с названным словом.
Один ребенок провел линию - второй прикреплял знакомую картинку, третий - проговаривал предложение, если были ошибки в составлении, поправляла. Например, Заяц любит есть морковку. Она оранжевого цвета и растет на огороде. Задаю вопрос: «Что ещё можно дополнить по данной ветви?» Дети учились составлять связный рассказ с опорой на наглядную схему.
В самостоятельной деятельности дети с интересом самостоятельно играли и играют с интеллект-картой.
С родителями также проводилась работа по ознакомлению с методом интеллект-карт. Предварительно была вымещена консультация на стенде в приемной и в закрытой группе «В Контакте» на темы: «Интеллект-карты», «Использование интеллект-карт в развитии речи детей старшего возраста». На родительском собрании «Старший возраст, какой он?», в сентябре, родители были осведомлены, что дети начали заниматься по данному методу. Они узнали, что такое интеллектуальные карты, и чем они могут быть полезны детям старшего дошкольного возраста. Для примера, я показала, как можно составить интеллект - карту «Осень». Также предложила родителям принять участие в изготовлении интеллект-карт: нарисовать с детьми предметы в выходные или распечатать детям шаблоны - а они могли бы их раскрасить, или распечатать. Темы недели и формат листочков обговаривались в пятницу, перед выходными. Большинство родителей поддержали инициативу - дети приносили совместно раскрашенные картинки. Также родителям было сообщено, что в закрытой группе «Дошколята» будет выложено видео. Многим родителям понравилась проводимая работа с детьми, было много положительных откликов. Родители стали активными помощниками и участниками в процессе совместной поисково-познавательной деятельности.
Работу по развитию связной речи методом интеллект - карт проводит и сменный воспитатель. Она включает их в утренний и вечерний круг, и в образовательную деятельность, используя для работы готовые интеллект- карты. Благодаря систематической работе обеспечивается непрерывное обучение детей.
В дальнейшем я хотела бы провести открытое занятие с родителями «Развитие связной речи дошкольников с помощью интеллект-карт» и мастер-классы для педагогов:
«Создание и применение интеллект-карт в учебном процессе», «Интеллект-карта как эффективный инструмент профессионального планирования» или составление интеллект-карты «Мое профессиональное развитие».
Творческие и игровые моменты в составлении карт делают занятия для дошкольников легкими и увлекательными. Вот некоторые рекомендации по применению интеллект-карт
- Следует задавать больше вопросов детям
- Обращать внимание на то, чтобы дети отвечали полным предложением
- Добавляйте и усложняйте в соответствие с возрастом
- Больше беседуйте по интеллект-карте
- Не бойтесь экспериментировать
Применение метода интеллект-карты в работе с детьми 5 лет показало свою эффективность.
Итогом её использования стало развитие у воспитанников связной речи и коммуникативных способностей.
Следует отметить, что интеллект-карты эффективны, как при работе с новой темой, так и при повторении и закреплении старой.