Введение
В современном обществе большое внимание уделяется ориентации учащихся на нравственные ценности: умение соотносить поступки, события с общепринятыми нормами и ценностями; способность к самостоятельному нравственному поступку в различных ситуациях. Одной из основных задач становится «ориентация образования не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и на развитие его личности» [1], а выпускник школы, как указано в стандартах второго поколения, должен быть «носителем ценностей гражданского общества» [1].
Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Детей отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость. На неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности ежедневно обрушивается большое количество негативной информации.
Другая причина необходимости духовно-нравственного воспитания детей заключена в проблеме раннего развития способностей. Не приступая к развитию нравственных качеств ребёнка (доброты, сердечности, сострадания, совестливости) родители прежде начинают развивать способности ребёнка. В погоне за развитием интеллекта упускается воспитание души, нравственное и духовное развитие ребёнка, без которых все накопленные знания могут оказаться бесполезными. Результат - эгоизм в ребёнке, взращенном на убеждении, что он - безмерно талантлив и самодостаточен и потому вполне может обойтись без «лишних», обременительных для него чувств и убеждений духовно-нравственного порядка. Желание и стремление добиться успеха любой ценой становится для него жизненным ориентиром, которому он подчиняет своё время, силы, способности и всего себя без остатка.
Сегодня из большинства школ ушла веками создаваемая система духовно-нравственного воспитания. Духовно-нравственный запас, оставленный нашими предками, почти исчерпан. Сейчас происходит утрата ценностей. У детей порой нет идеала. А ведь особую роль в нравственном воспитании играет нравственный идеал как совершенное воплощение представлений о человеке. Добрый пример необходим людям всегда и во всяком деле, но особенно необходим он детям для взросления души. Идеал служит ориентиром для человеческой жизни и поведения, он является той высшей целью, к которой стремятся люди и которая руководит их деятельностью [2].
Школа, за годы учёбы ребёнка, должна сформировать устойчивые нравственные свойства личности, способной ориентироваться в окружающем мире и жить по нормам и законам морали и нравственности.
Цель работы: выявить педагогические условия воспитания нравственных ценностей у детей младшего школьного возраста.
Задачи:
- расскрыть теоретические основы нравственного воспитания;
- дать характеристику младшему школьному возрасту;
- выявить условия учебного процесса в реализации нравственного воспитания младших школьников;
- перечислить и раскрыть способы организации процесса воспитания младшего школьника;
- разработать памятку для классного руководителя по формированию нравственных ценностей детей младшего школьного возраста;
- разработать примеры внеклассных занятий по формированию нравственных ценностей детей младшего школьного возраста.
Глоссарий
- Воспитание - это двусторонний процесс, основанный на взаимодействии воспитателя и воспитуемых.
- Духовные традиции - это элементы религиозного и культурного наследия народа данной страны.
- Идеал - понятие высшей ценности, которая обладает свойствами безусловности (абсолютности), то есть независящей от преходящих обстоятельств и универсальности, то есть должна быть принята каждой личностью.
- Нравственность - это внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами.
- Нравственное воспитание - целенаправленное и систематическое воздействие на сознание, чувства и поведение воспитанников с целью формирования у них нравственных качеств, соответствующих требованиям общественной морали.
- Нравственное мышление - процесс постоянного накопления и осмысления нравственных фактов, отношений, ситуаций, их анализ, оценка, принятие нравственных решений, осуществление ответственных выборов.
- Нравственное сознание - активный процесс отражения ребенком своих нравственных отношений, состояний.
- Нравственные чувства - моральные чувства, которые определяют устойчивые отношения личности к окружающему миру
- Моральные нормы - это взгляды, представления людей о добре и зле, о чести, совести, долге, справедливости, а также принципы поведения, исходящие из такого рода взглядов.
- Поведение - совокупность поступков человека, выделяя при этом внешние действия и внутреннюю обусловленность поступков, то есть их мотивацию, переживание.
- Поступок - какое-либо действие или состояние человека, но всякое действие или состояние становится поступком только при условии, если оно рассматривается во взаимосвязи с порождающими его целями, мотивами и намерениями личности.
- Самооценка - суждение о собственной социальной значимости.
- Ценностные ориентации - определённая иерархия ценностей, которая является элементом саморегуляции деятельности личности.
Глава I. Теоретические аспекты нравственного воспитания младших школьников
1.1. Теоретические основы воспитания нравственных ценностей
Понятие ценности является высшим результатом развития потребностей человека. Ценности являются наиболее высоким уровнем мотивации поведения по сравнению с потребностями, которые составляют ее низший, элементарный уровень. «На первый план выступает не то, что безусловно необходимо, без чего нельзя существовать (эта задача решается на уровне потребностей), не то, что выгодно с точки зрения материальных условий бытия (это уровень действия интересов), а то, что должно, что соответствует представлению о назначении человека, его достоинстве, те моменты в мотивации поведения, в которых проявляется самоутверждение и свобода личности.» [3, 16]. По сравнению с интересом, который представляет собой утверждение единичного во всяком общем деле, ценность - это утверждение всеобщего в деятельности индивида.
Существует понятие высшей ценности, которая обладает свойствами безусловности (абсолютности), то есть независящей от преходящих обстоятельств и универсальности, то есть должна быть принята каждой личностью. Эту высшую ценность также называют идеалом [4, 230]. С нашей точки зрения именно усвоение общечеловеческих идеалов и ценностей, понимание их абсолютного и универсального характера должно стать перспективной целью в воспитательной работе с детьми.
Особое значение при этом получает система ценностных ориентации. Ценностные ориентации индивида имеют решающее значение в регуляции его поведения. Если в системе ценностных ориентации существует непоследовательность, противоречия в иерархии ценностей, то человек способен изменить своим высоким идеалам под внешним давлением или из-за эгоистических интересов. И наоборот, целостная, осмысленная иерархия ценностей обеспечивает последовательность в поведении, верность выбранной цели, несмотря на обстоятельства [3, 203].
Содержание ценностных ориентаций (мировоззренческие, нравственные убеждения, глубокие и постоянные привязанности, нравственные принципы поведения) является элементом саморегуляции деятельности личности. Благодаря тому, что мораль пронизывает все сферы жизнедеятельности человека, любые действия имеют определенное нравственное значение. Поэтому нравственная деятельность это не какое-то отдельное изолированное явление.
В словаре Ожегова С.И. мы видим: «Нравственность - это внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами». (5, с. 414).
Л.А.Григорович дал следующее определение: «нравственность - это личностная характеристика, объединяющая такие качества и свойства, как доброта, порядочность, дисциплинированность, коллективизм». (6, c. 104)
Если педагоги, психологи и другие ученые разных времен признавали огромную роль нравственности в развитии и формировании личности, тем больше значение имеет эта проблема в системе современного воспитания. На нравственное формирование личности оказывают воздействие многие социальные условия и биологические факторы, но решающую роль в этом процессе играют педагогические, как наиболее управляемые, направленные на выработку определенного рода отношений.
Воспитание - это двусторонний процесс, основанный на взаимодействии воспитателя и воспитуемых. (7, c. 25)
Можно выделить следующие составные части воспитания:
1. Интеллектуально-познавательное.
Цель: выявление и развитие природных задатков, творческих способностей, формирование готовности к самонаблюдению и самопознанию.
2. Гражданско-правовое.
Цель: формирование правовой и политической культуры, воспитание и уважения к законам, к правам и законным интересам личности.
3. Духовно - нравственное
Цель: развитие способностей учащихся к приобретению умений и навыков в художественной деятельности, приобщение к культурным ценностям, нравственным традициям семьи и родного края.
4. Военно-патриотическое.
Цель: формирование и развитие интереса к истории школы, уважительного отношения к истории рода, семьи, экологического мировоззрения, любви к родному краю.
5. Спортивно-оздоровительное.
Цель: формирование физической культуры, воспитание потребности в здоровом образе жизни. Охрана жизни детей.
6. Трудовое.
Цель: воспитание положительного отношения к труду как к важнейшей ценности в жизни. Развитие потребности в творческом труде.
Нравственное воспитание является важнейшей составной частью воспитания детей младшего школьного возраста.
Понятие нравственное воспитание Подласый П.И. раскрывает как целенаправленное и систематическое воздействие на сознание, чувства и поведение воспитанников с целью формирования у них нравственных качеств, соответствующих требованиям общественной морали. (7, c. 163)
Основные задачи нравственного воспитания: «1. формирование нравственного сознания; 2. воспитание и развитие нравственных чувств; 3. выработка умений и привычек нравственного поведения» (7, c. 163)
«Нравственное сознание - активный процесс отражения ребенком своих нравственных отношений, состояний. Субъективной движущей силой развития нравственного сознания является нравственное мышление - процесс постоянного накопления и осмысления нравственных фактов, отношений, ситуаций, их анализ, оценка, принятие нравственных решений, осуществление ответственных выборов. (8, c. 266)
Формирование нравственного сознания предполагает воспитание нравственных чувств. Их можно определить как переживание человеком своего отношения к действительности, людям, собственному поведению. Педагоги придают большое значение моральным чувствам, которые определяют устойчивые отношения личности к окружающему миру. Различают простые чувства как временное состояние человека и сложные гражданские чувства, объектом которых является общество, государство и коллектив. Это чувства гуманизма, товарищества, коллективизма, долга и ответственности. Важнейшее значение в воспитании чувств имеет проблема нравственной направленности таких простых чувств, как, например, удовольствие, радость, негодование, стыд и др. Удовольствие от поступка, нужного коллективу, чувство раскаяния и стыда за недостойное поведение - все эти переживания включаются в нравственный опыт младшего школьника.
О нравственности человека обычно судят по его поведению, но поведение - понятие весьма широкое и охватывает все стороны жизнедеятельности личности. Поэтому для раскрытия его нравственной сущности необходимо выделить какую-то наименьшую единицу, которая сохраняла бы свойства целого. Такой наименьшей единицей поведения может служить поступок. Под поступком понимают какое-либо действие или состояние человека, но всякое действие или состояние становится поступком только при условии, если оно рассматривается во взаимосвязи с порождающими его целями, мотивами и намерениями личности (3, с. 25) Таким образом, под поведением понимают совокупность поступков человека, выделяя при этом внешние действия и внутреннюю обусловленность поступков, то есть их мотивацию, переживание. (9, с. 5)
Однако нравственное поведение характеризуется не только поступком, но и системой нравственных привычек. Нравственная привычка - это способность и умение произвести действие не только без особого на то контроля, но и в силу выработанной потребности в данной деятельности.
«Нравственное поведение личности имеет следующую последовательность: жизненная ситуация - порождаемое ею нравственно - чувственное переживание - нравственное осмысление ситуации и мотивов поведения, выбор и принятие решений - волевой стимул - поступок. В жизненной практике, особенно в экстремальных условиях, всегда реализуются в единстве все названные компоненты.» (10, c. 265)
Существенным признаком процесса нравственного воспитания является его концентрическое построение: решение воспитательных задач начинается с элементарного уровня и заканчивается более высоким. Для достижения целей используются все усложняющиеся виды деятельности. Этот принцип последовательности реализуется с учетом возрастных особенностей учащихся. (11, с. 386).
Процесс нравственного воспитания динамичный и творческий: учителя постоянно вносят в него свои коррективы, направленные на его совершенствование. Специфической особенностью данного процесса следует также то, что он длителен, а результаты его отсрочены во времени.
В качестве итога к данной главе, можно отметить, что процесс нравственного формирования личности - это длительный и непрерывный процесс, который начинается с рождения человека и продолжается всю жизнь.
Нравственное поведение характеризуется тем, что оно у каждого определяется сознательным выбором тех или иных действий. Поведение нравственно, если человек взвешивает, продумывает свои действия, поступает со знанием дела, выбирая единственно возможный, верный путь решения стоящей перед ним проблемы.
Важнейшим средством нравственного воспитания является использование созданных в культуре на разных этапах исторического развития нравственных идеалов, т.е. образцов нравственного поведения, к которому стремится человек.
1.2. Характеристика младшего школьного возраста
На первый взгляд может показаться, что нельзя обозначить какие-то периоды в едином непрерывном процессе нравственного формирования личности. И, тем не менее, это возможно и целесообразно. Педагогика зафиксировала, что в различные возрастные периоды существуют неодинаковые возможности для нравственного воспитания. Нравственное развитие младшего школьника занимает ведущее место в формировании всесторонне развитой личности, оказывает огромное влияние и на умственное развитие, и на трудовую подготовку, и на физическое развитие и на воспитание эстетических чувств и интересов.
Учитывая возраст детей, нормы нравственного поведения можно разбить на 3 уровня:
- Ребенок до 5 лет усваивает примитивный уровень правил поведения, основанный на запрете или отрицании чего-либо. Если малыша приучили к выполнению данных элементарных норм, то окружающие считают этого малыша воспитанным ребенком.
- К 10-11-ти годам необходимо, чтобы подросток умел учитывать состояние окружающих людей, и его присутствие не только не мешало им, но и было бы приятным. Бессмысленно говорить о втором уровне нравственного воспитания, если не освоен первый.
- На 3 уровне (к 12-14 годам) осваивается принцип: «Помогай окружающим людям!»
У младших школьников может существовать противоречие между знанием, как нужно, и практическим применением (это касается этикета, правил хорошего тона, общения). Не всегда знание моральных норм и правил поведения соответствует реальным действиям ребенка. Особенно часто это случается в ситуациях, где происходит несовпадение этических норм и личных желаний ребенка.
Также в данном возрасте может наблюдаться неравномерность применения вежливого общения с взрослыми и сверстниками (в быту и дома, в школе и на улице). (12, с. 127)
Младший школьный возраст - этап развития ребёнка, который соответствует периоду обучения в начальной школе. Хронологические границы этого возраста различны в разных странах и в разных исторических условиях. После 1943 граница младшего школьного возраста снизилась с 8 до 7 лет, с 1984 - до 6 лет. Эти границы могут быть условно определены в интервале от 6-7 до 10-11 лет, их уточнение зависит от официально принятых сроков начального обучения. (13, с. 209)
Поступивший в школу ребенок автоматически занимает совершенно новое место в системе отношений людей: у него появляются постоянные обязанности, связанные с учебной деятельностью. Близкие взрослые, учитель, даже посторонние люди общаются с ребенком не только как с уникальным человеком, но и как с человеком, взявшим на себя обязательство (неважно вольно или по принуждению) учиться, как все дети в его возрасте.
Учебная деятельность ребенка развивается так же постепенно, через опыт вхождения в нее, как и все предшествующие деятельности (манипуляционная, предметная, игровая). Учебная деятельность представляет собой деятельность, направленную на самого учащегося. Ребенок учится не только знаниям, но и усвоению этих знаний. (14, с 63)
Учась способам письма, счета, чтения и т.д., ребенок ориентирует себя на самоизменение - он овладевает необходимыми, присущими окружающей его культуре способами служебных и умственных действий. Самое существенное в учебной деятельности - это рефлексия на самого себя, отслеживание новых достижений и происшедших изменений. «Не умел - умею», «Не мог - могу», «Был - стал», - ключевые оценки результата углубленной рефлексии своих достижений и изменений.
Рассмотрим примерные перечни основных требований применительно к младшим школьникам:
От них требуется:
- «знать, что они граждане своей страны;
- уметь воспитывать в себе волю и мужество, твердый характер и целеустремленность, доброту и требовательность, способность не поддаваться соблазнам наживы, потребительства, курения, употребления спиртного, наркотических и токсических средств;
- любить Родину, людей, способных своим трудом беззаветно служить народу и крепко держать свое слово;
- дружить с ребятами всех национальностей верно и преданно; быть принципиальным, требовательным и чистым в дружбе;
- бороться с проявлениями в себе и своих товарищах тщеславия, самодовольства, жестокости, равнодушия к людям и делу;
- беречь свое человеческое достоинство и честь; все добро, созданное народом, охранять и восстанавливать памятники культуры;
- помогать всем, попавшим в беду, и не требовать награды за добрый поступок; проявлять доброту и заботливость о людях в повседневной жизни;
- творить в учебе, в искусстве, в любом деле, в котором чувствуешь способность и тягу к творчеству». (15, c. 274-275, 277)
В этом возрасте появляется также масса психолого-социальных новообразований. Число факторов, влияющих на самооценку, заметно расширяется. У детей в возрасте от 7 до 12 лет продолжает формироваться стремление на все иметь свою точку зрения. У них также появляются суждения о собственной социальной значимости - самооценка. Она складывается благодаря развитию самосознания и обратной связи с теми из окружающих, чьим мнением они дорожат. Высокая оценка обычно бывает у детей в том случае, если родители относятся к ним с заинтересованностью, теплотой и любовью. Младший школьный возраст - завершение развития самосознания.
Ребенок в младшем школьном возрасте начинает думать об основаниях того, почему он думает так, а не иначе. Возникает механизм коррекции своего мышления со стороны логики, теоретического знания. Следовательно, ребенок становится способен подчинить намерение интеллектуальной цели. Дети не только лучше запоминают, но и способны размышлять о том, как они это делают.
Работая с учениками 6-10 лет, учитель обладает большими возможностями для ориентации личности на нравственные ценности. «Дети благодаря не утраченной еще искренности способны к внутренней работе, сенситивны духовности (духовности в прямом смысле, т.е. способности к различению духа доброго и злого»). [16] В этот период закладывается основа становления личностных качеств ученика, складываются механизмы познания им окружающего мира и себя. У младшего школьника возникают следующие психологические новообразования, лежащие в основе формирования его личностного отношения к нравственности, ценностям и поведению в соответствии с ними: повышенная восприимчивость к внешнему влиянию; вера в истинность всего, чему учат; становление воли; осознанность; способность оперировать отвлеченными понятиями; способность к внутреннему планированию, руководствуясь сознательно поставленными целями.
В данной главе мы затронули поведенческие и психологические особенности младшего школьного возраста, в следующей главе более подробно поговорим об условиях учебного процесса, как необходимого аспекта в реализации нравственного воспитания младших школьников.
1.3. Условия учебного процесса в реализации нравственного воспитания младших школьников
Уклад школьной жизни можно рассматривать, как педагогически целесообразное сочетание разнообразных видов (учебной, семейной, общественно полезной, трудовой, эстетической, социально-коммуникативной, творческой и др.) и уровней (урочной, внеурочной, внешкольной, семейной, общественно полезной) деятельности ребенка с моральными нормами, нравственными установками, национальными духовными традициями. Базовые ценности не локализованы в содержании отдельного учебного предмета, формы или вида образовательной деятельности. Они пронизывают все учебное содержание, весь уклад школьной жизни, всю многоплановую деятельность школьника как человека, личности, гражданина. В этом пространстве снимаются барьеры между отдельными учебными предметами, между школой и семьей, школой и обществом, школой и жизнью.
Однако существует ряд учебных дисциплин, содержание и задачи которых тесно перекликаются с задачами нравственного воспитания младших школьников.
В этой связи велика роль уроков литературного чтения, ведь «Книга - это открытие мира». К.Д.Ушинский писал «…то литературное произведение нравственно, которое заставляет дитя полюбить нравственный поступок, нравственное чувство, нравственную мысль, выраженную в этом произведении» [17]. Художественное слово воздействует не только на сознание, но и на чувства и поступки детей. Слово может окрылить ребёнка, вызвать желание стать лучше, сделать что-то хорошее, помогает осознать человеческие отношения, познакомиться с нормами поведения.
Система национальных религиозных ценностей создает смысловую основу духовно-нравственного развития личности. Чем раньше произойдет встреча ребенка с историей, традициями, благочестивым укладом жизни, этическими и эстетическими ценностями своего народа, тем быстрее будет его духовное «возрастание». Большими возможностями для этого обладает предмет «Основы религиозных культур и светской этики» (модули «Основы светской этики» и «Основы православной культуры»). Выдающийся русский философ Иван Ильин утверждал, что «самое важное в воспитании - это духовно пробудить ребенка и указать ему перед лицом грядущих трудностей… источник силы и утешения в его собственной душе...». [18]
Таким образом, такие учебные предметы, как литературное чтение ОРКИСЭ, окружающий мир являются базой, на основе которой ученики осваивают общечеловеческие ценности через раскрытие богатства человеческой души и природы, чувств человека, мира взаимоотношений людей.
Хочется добавить, что формирование нравственности происходит в школе на всех уроках. Воспитывает не только содержание, методы и организация обучения, учитель, его личность, знания, убеждения, но и та атмосфера, которая складывается на уроке, стиль отношений педагога и детей, детей между собой. Воспитывает себя и сам ученик, превращаясь из объекта в субъект воспитания. Развивающая активность школьника, сознательность, инициативность в процессе обучения и есть овладение собственным поведением.
По замыслу разработчиков ФГОС НОО, поскольку были определены новые результаты образования в виде личностных, метапредметных и предметных результатов, были предложены и новые ресурсы.
Одним из таких ресурсов и явилась внеурочная деятельность, объединяющая все виды деятельности школьников, кроме учебной, в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.
Каждая школа выбирает для себя основные направления внеурочной деятельности, выстраивает вектор приоритетов в их реализации. Наиболее распространены такие направления: духовно-нравственное, социальное, общекультурное, патриотическое, спортивно-оздоровительное. Для реализации этих направлений используются виды внеурочной деятельности:
- игровая деятельность,
- познавательная деятельность,
- проблемно-ценностное общение,
- досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение),
- художественное творчество,
- социальное творчество (социально значимая волонтерская деятельность),
- трудовая (производственная) деятельность,
- спортивно-оздоровительная деятельность,
- туристско-краеведческая деятельность.
Для нравственного воспитания важно организовать учение как коллективную деятельность, пронизанную высоконравственными отношениями. Влияние коллектива на личность оптимально тогда, когда каждый ребенок занимает в коллективе адекватное своим возможностям место, становится незаменимой личностью. Это приводит к развитию чувства собственного достоинства, которое заставляет ребенка без внешнего побуждения действовать согласно установленным нравственным нормам и принципам. Воспитание в коллективе ставит школьника, даже младшего перед необходимостью элементарного самовоспитания и самообразования, без которых вообще невозможно развитие, в том числе и нравственное.
В практике воспитательной работы далеко не всегда учитывают возрастную нравственную самостоятельность школьников. Длительное время поведения учащихся организовано так, что они находятся под прямым контролем учителя или коллектива, а это нередко отрицательно сказывается на нравственном развитии детей, видимые результаты которого проявляются у них позже, в подростковом возрасте. (19, с. 37-44)
Новое содержание начального обучения открыло новые возможности для воспитания детей, в котором определяющее значение имеет содержание образования, методика преподавания, личность и знания учителя, который передает свое мировоззрение, культуру, нравственный опыт следующему поколению. Все это составляет систему воздействий, которая направляет развитие детей и определяет особенности их формирования. В начальных классах требуются специальные приемы, чтобы дети смогли осознать учебную задачу и как общую, и как относящуюся лично к ним. Одна из задач нравственного воспитания школы - правильно организовать деятельность ребёнка. Поэтому важно изучить способы организации нравственного воспитания (формы, методы и приемы).
1.5. Способы организации нравственного воспитания
Процесс воспитания осуществляется в различных формах при помощи разнообразных методов, приемов и воспитательных средств. Понятие форма воспитания в педагогической литературе определяют так - это способ организации воспитательного процесса. Формы организации воспитательного процесса в самом общем виде отражают отношения, которые складываются между воспитателями и воспитанниками.
Классифицируют формы воспитания в зависимости от количества воспитанников, - охвачен весь класс, небольшие группы или отдельные ученики (фронтальная, групповая, индивидуальная работа). Это наиболее распространенная классификация. (20, с. 157).
Правомерна и классификация форм организации воспитательной деятельности в зависимости от методов воспитания: 1) словесные формы (собрания, сборы, лекции, доклады, диспуты, встречи и т.д.); 2) практические формы (походы, экскурсии, спартакиады, олимпиады и конкурсы и т.п.); 3) наглядные формы (школьные музеи, выставки разных жанров, тематические стенды и др.). (20, с 143).
По мнению Н.И.Болдырева, в организации нравственного воспитания важна его инструментовка. Воспитатель может влиять на ученика непосредственно, с глазу на глаз, но может и через его товарищей, через ученический коллектив. (21, с. 82)
Под методами воспитания понимают способы воздействия воспитателей на воспитанников и организацию их деятельности. Методы нравственного воспитания выступают как пути и способы формирования нравственного сознания, развития моральных чувств и выработки навыков и привычек поведения. (22, c. 83)
Выбор методов нравственного воспитания во многом зависит от возраста учащихся и их жизненного опыта.
Характер методов нравственного воспитания изменяется и в зависимости от развития детского коллектива. Если коллектив еще не сформирован, воспитатель предъявляет в твердой и категоричной форме требования ко всем детям. Как только заметную роль в коллективе начинает играть актив учащихся, методика работы меняется. (23, с. 60)
Традиционные методы нравственного воспитания ориентированы на привитие школьникам норм и правил общественной жизни. Важным показателем сформированности нравственных качеств личности является внутренний контроль. Сформированные навыки контроля способствуют успешному развитию нравственных качеств личности в процессе обучения и воспитания. (24, с. 59)
В педагогической литературе описывается множество методов и приемов нравственного воспитания. Очевидно, что они не одинаково направлены на формирование мотивов нравственного поведения. Так, например, по результатам методы воздействия можно разделить на два класса:
1. Влияния, создающие нравственные установки, мотивы, отношения, формирующие представления, понятия, идеи,
2. Влияния, создающие привычки, определяющие тот или иной тип поведения. (7, с. 523)
И.С. Марьенко назвал такие группы методов воспитания, как методы приучения и упражнения, стимулирования, торможения, самовоспитания, руководства, объяснительно-репродуктивные и проблемно-ситуативные. В процессе нравственного воспитания широко применяются такие методы как: упражнение и убеждение. (24, с. 534)
Выбор методов зависит от содержания воспитательной деятельности, от её направленности. Так, в процессе нравственного просвещения на первое место, естественно, выдвигается убеждение; в трудовом воспитании - упражнение; в воспитании дисциплинированности и ответственности наряду с основными методами применяются также поощрение и наказание. (24, с. 144-149).
М.И.Рожков и Л.В.Байбородова выделяют следующие бинарные методы нравственного воспитания-самовоспитания: убеждение и самоубеждение (интеллектуальная сфера), стимулирование и мотивация (мотивационная сфера), внушение и самовнушение (эмоциональная сфера), требование и упражнение (волевая сфера), коррекция и самокоррекция (сфера саморегуляции), воспитывающие ситуации и социальные пробы-испытания (предметно-практическая сфера), метод дилемм и рефлексия (экзистенциальная сфера). (25, 114).
Наиболее последовательной и современной представляется, на наш взгляд, классификация, разработанная Щукиной Г.И., в которой выделяют такие группы методов:
- методы разностороннего воздействия на сознание, чувства и волю учащихся в интересах формирования у них нравственных взглядов и убеждений (методы формирования сознания личности);
- методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения;
- методы стимулирования поведения и деятельности. (26, с. 236)
Каждый из методов имеет свою специфику и область применения. Несмотря на кажущуюся простоту, все без исключения методы требуют высокой педагогической квалификации. Рассмотрим наиболее сложные по содержанию и применению методы словесно-эмоционального воздействия: рассказ, разъяснение, этическую беседу и метод наглядно-практического воздействия - пример. (27, с. 48-49)
В младших классах часто используется рассказ на этическую тему. Это яркое эмоциональное изложение конкретных фактов и событий, имеющих нравственное содержание. Воздействуя на чувства, рассказ помогает воспитанникам понять и усвоить смысл моральных оценок и норм поведения.
У рассказа на этическую тему несколько функций:
- служить источником знаний,
- обогащать нравственный опыт личности опытом других людей,
- служить способом использования положительного примера в воспитании.
К условиям эффективности этического рассказа относятся следующие:
Рассказ должен соответствовать социальному опыту школьников. В младших классах он краток, эмоционален, доступен, соответствует переживаниям детей.
Рассказ сопровождается иллюстрациями, которыми могут стать произведения живописи, художественные фотографии, изделия народных умельцев. Усиливает его восприятие хорошо подобранное музыкальное сопровождение.
Обстановка имеет большое значение для восприятия этического рассказа. Эмоциональное воздействие окружающей обстановки должно соответствовать замыслу и содержанию рассказа.
Рассказ производит должное впечатление только тогда, когда выполняется профессионально. Неумелый, косноязычный рассказчик не может рассчитывать на успех.
Рассказ обязательно должен переживаться слушателями. Нужно позаботиться, чтобы впечатления от него сохранялись как можно дольше. (7, с. 535)
Разъяснение - метод эмоционально-словесного воздействия на воспитанников. Важная черта, отличающая разъяснение от объяснения и рассказа, - ориентированность воздействия на данную группу или отдельную личность. Для младших школьников применяются элементарные приемы и средства разъяснения: «Поступать нужно так», «Все так делают» и т.п.
Разъяснение применяется:
а) чтобы сформировать или закрепить новое моральное качество или форму поведения;
б) для выработки правильного отношения воспитанников к определенному поступку, который уже совершен.
В практике школьного воспитания разъяснение опирается на внушение. Внушение, проникая незаметно в психику, действует на личность в целом, создавая установки и мотивы поведения. Как уже было отмечено, младшие школьники особенно внушаемы. Педагог, опираясь на эту специфику психики, должен использовать внушение в тех случаях, когда воспитанник должен принять определенные установки. (7, с. 537)
Необходимо отметить, что при неквалифицированном применении рассказ, разъяснение, внушение могут принимать форму нотации. Она, как известно, никогда не достигает цели, а скорее вызывает противодействие у воспитанников, желание действовать вопреки. Нотация не становится формой убеждения.
В работе с учащимися различных возрастных групп широко применяется этическая беседа. В педагогической литературе она рассматривается и как метод привлечения учащихся для обсуждения, анализа поступков и выработки нравственных оценок, и как форма разъяснения школьникам принципов нравственности и их осмысления, и как средство формирования системы моральных представлений и понятий, которые в свою очередь выступают в качестве основы для формирования нравственных взглядов и убеждений.
Этическая беседа - метод систематического и последовательного обсуждения знаний, предполагающий участие обеих сторон - воспитателя и воспитанников.
Эффективность этической беседы зависит от соблюдения ряда важных условий:
Беседа должна носить проблемный характер.
Нельзя допускать, чтобы этическая беседа развивалась по заранее составленному сценарию с заучиванием готовых или подсказанных взрослыми ответов. Нужно учить детей с уважением относиться к мнениям других, терпеливо и аргументировано вырабатывать правильную точку зрения.
Нельзя допускать также, чтобы беседа превращалась в лекцию. Материал для беседы должен быть близок эмоциональному опыту воспитанников. Только при опоре на реальный опыт беседы на отвлеченные темы могут быть успешными.
В ходе беседы важно выявить и сопоставить все точки зрения. Правильное руководство этической беседой заключается в том, чтобы помочь воспитанникам самостоятельно прийти к правильному выводу. Для этого воспитателю нужно уметь смотреть на события или поступки глазами воспитанника, понимать его позицию и связанные с ней чувства.
В начальной школе этическая беседа имеет простую структуру. Здесь предпочтителен индуктивный путь: от анализа конкретных фактов, их оценки до обобщения и самостоятельного вывода. (7, с. 541)
Пример - воспитательный метод исключительной силы. Его воздействие основывается на известной закономерности: явления, воспринимаемые зрением, быстро и без труда запечатлеваются в сознании, потому что не требуют ни раскодирования, ни перекодирования, в котором нуждается любое речевое воздействие. Пример действует на уровне первой сигнальной системы, а слово - второй. Когда говорят о примере, подразумевают, прежде всего, пример живых конкретных людей - родителей, воспитателей, друзей. Но большую воспитательную силу имеет и пример героев книг, фильмов, исторических деятелей, выдающихся ученых.
Психологической основой примера служит подражательность. Подражательность - деятельность индивида. Иногда очень трудно определить черту, где заканчивается подражание и где начинается творчество. Часто творчество и проявляется в особенном, своеобразном подражании. (7, с. 542)
Младшие школьники подражают тем, кто оказывает на них наиболее сильное впечатление. Согласно данным психологов, неизменную симпатию младших школьников вызывают люди смелые, волевые, находчивые, обладающие большой физической силой, стройной фигурой, приятной манерой общаться, правильными чертами лица. При выборе моральных примеров, учитывая эти закономерности восприятия личности, следует добиваться того, чтобы носители добрых начал были приятны и симпатичны, а носители пороков вызывали неприязнь. (28, с. 75)
Жизнь дает не только положительные, но и отрицательные примеры. Обращать внимание школьников на негативное в жизни и поведении людей, анализировать последствия неправильных поступков, извлекать правильные выводы не только желательно, но и необходимо. Вовремя к месту приведенный негативный пример помогает удержать воспитанника от неправильного поступка, формирует понятие о безнравственном. (7, с. 543)
Естественно, что воспитание зависит и от личного примера воспитателя, его поведения, отношения к воспитанникам, мировоззрения, деловых качеств, авторитета. Известно, что для большинства младших школьников авторитет учителя абсолютен, они готовы подражать ему во всем. Но сила положительного примера наставника увеличивается, когда он своей личностью, своим авторитетом действует систематически и последовательно, без расхождений между словом и делом, доброжелательно. (7, с. 543)
В педагогической литературе описывается и такой метод формирования сознания личности, как диспут. Он представляет собой живой горячий спор на какую-то тему, волнующую воспитанников. Диспуты ценны тем, что убеждения, мотивы вырабатываются при столкновении и сопоставлении различных точек зрения. Этот метод сложный, используется в основном в средних и старших классах. В начальной школе его можно использовать как прием, например, в этической беседе.
Мы проанализировали способы формирования нравственного воспитания младших школьников. Нужно отметить, что в реальных условиях педагогического процесса методы воспитания выступают в сложном и противоречивом единстве. Решающее значение здесь имеет не логика отдельных «уединенных» средств, а гармонично организованная их система. Разумеется, на каком-то определенном этапе воспитательного процесса тот или иной метод может применяться в изолированном виде. Но без соответственного подкрепления другими методами, без взаимодействия с ними он утрачивает свое назначение, замедляет движение воспитательного процесса к намеченной цели.