Дополнительная общеразвивающая дополнительная программа художественной направленности в области музыкального искусства "Гитара"

Разделы: Музыка


Структура программы учебного предмета

I. Пояснительная записка

  1. Характеристика учебного предмета. Его место и роль в образовательном процессе;
  2. Срок реализации учебного предмета;
  3. Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом МБУДО «Светогорская школа искусств» на реализацию учебного предмета;
  4. Сведения о затратах учебного времени;
  5. Форма проведения учебных аудиторных занятий;
  6. Цель и задачи учебного предмета;
  7. Обоснование структуры программы учебного предмета;
  8. Методы обучения;
  9. Описание материально-технических условий реализации программы учебного предмета.

II. Содержание учебного предмета

  1. Учебно-тематический план;
  2. Годовые требования

III. Требования к уровню подготовки обучающихся

IV. Формы и методы контроля, система оценок

  1. Аттестация: цели, виды, форма, содержание;
  2. Критерии оценки.

V. Методическое обеспечение учебного процесса

  1. Методические рекомендации педагогическим работникам;
  2. Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся;

VI. Список литературы и средств обучения

  1. Методическая литература;
  2. Нотная литература;
  3. Перечень основных музыкальных терминов.

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе

Программа учебного предмета "Музыкальный инструмент. Гитара" разработана на основе "Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств", направленных письмом Министерства культуры Российской Федерации от 21.11.2013 №191-01-39/06-ГИ, а также на основании программы «Гитара», утвержденной Министерством культуры СССР (1998 г.) и программы «Гитара» (2004 г.)

Художественное образование - это процесс овладения и присвоения человеком художественной культуры своего народа и человечества, один из важнейших способов развития и формирования целостной личности, её духовности, творческой индивидуальности, интеллектуального и эмоционального богатства. Данная программа должна способствовать эстетическому воспитанию граждан, привлечению наибольшего количества детей к художественному образованию.

Направленность: Данная программа имеет художественную направленность.

Освоение содержания программы учебного предмета "Музыкальный инструмент. Гитара" осуществляется на основе следующих методологических принципов:

  • мультикультурный подход, предполагающий включение в программу максимально широкого диапазона художественных стилей и национальных традиций с опорой на отечественную культуру;
  • опора на национально-культурные особенности;
  • комплексный подход к преподаванию на основе взаимодействия различных видов искусств;
  • личностно-ориентированная методика художественно-образовательной деятельности, индивидуализированный подход к обучающимся.

Данные методологические принципы легли в основу программы учебного предмета "Музыкальный инструмент. Гитара".

Новизна образовательной программы заключается в изменении содержания образования и пересмотре требований к уровню подготовки выпускника через приобретение собственного опыта культурной деятельности.

Сегодня, в условиях современного мира, с его основной, информационно- технической составляющей, важно помнить, что художественное развитие является средством для реализации заложенных в ребёнке творческих начал и созданием условий для самовыражения, что, соответственно, способствует созданию условий для формирования таких качеств, как чувство собственного достоинства, самоконтроля, уважения к окружающим. Одна из особенностей игры на гитаре - это интенсивное развитие разнонаправленных возможностей человека, причём не только узкоспециальных (т.е. музыкальных), но и тех способностей, которые необходимы человеку в повседневной жизни.

Актуальность программы заключается в необходимости предоставлять возможность современным детям в современных условиях продуктивной деятельности по освоению культурного наследия человека и овладению знаниями, умениями, навыками, способствующими личностному развитию.

Занятия помогут ребенку научиться понимать музыку, исполнять произведения русских и зарубежных композиторов, что обогатит его духовный мир.

Педагогическая целесообразность программы обусловлена созданием доброжелательной, позитивной среды, где обучающиеся ощущают себя защищенными и свободными в выражении своих чувств и фантазий, в своем творчестве, где учитываются половозрастные, индивидуальные особенности и личностные ресурсы обучающихся.

Данная программа предполагает достаточную свободу в выборе репертуара и направлена, прежде всего, на развитие интересов детей, не ориентированных на дальнейшее профессиональное обучение, но желающих получить навыки музицирования.

Срок реализации учебного предмета

При реализации программы учебного предмета «Музыкальный инструмент. Гитара» со сроком обучения 7 лет, продолжительность учебных занятий с первого по седьмой годы обучения составляет 35 недель в год. Возраст детей, приступающих к освоению программы, от 6 лет 6 месяцев.

Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом МБУДО «Светогорская школа искусств» на реализацию учебного предмета «Музыкальный инструмент. Гитара»

Наименование учебного предмета

Трудоемкость в часах

Распределение по годам обучения

1 кл

2 кл

3 кл

4 кл

5 кл

6 кл

7 кл

Количество недель аудиторных занятий

35

35

35

35

35

35

35

Недельная нагрузка в часах

«Музыкальный инструмент.
Гитара» Форма проведения
учебных аудиторных занятий
/индивидуальная/

Аудиторные занятия
(в часах)

507,5

2

2

2

2

2

2

2,5

Самостоятельная работа
(в часах) Максимальная

507,5

2

2

2

2

2

2

2,5

учебная нагрузка по предмету

1015

4

4

4

4

4

4

5

Сведения о затратах учебного времени

Общая трудоемкость учебного предмета «Музыкальный инструмент. Гитара» при 7-летнем сроке обучения составляет 1015 часов. Из них: 507,5 часа - аудиторные занятия, 507,5 часа - самостоятельная работа.

Рекомендуемая недельная нагрузка в часах

Аудиторные занятия:

1-6 классы

2 часа в неделю

7 класс

2,5 часа в неделю

Самостоятельная работа (внеаудиторная нагрузка)

1-6 классы

2 часа в неделю

7 класс

2,5 часа в неделю

Форма проведения учебных аудиторных занятий

Занятия проводятся в индивидуальной форме. Индивидуальная форма занятий позволяет преподавателю построить процесс обучения в соответствии с принципами дифференцированного и индивидуального подходов.

Цель и задачи учебного предмета:

  • достижение уровня развития личности, достаточного для ее творчески-деятельной самореализации и самовыражения в сфере искусства;
  • достижение уровня образованности, позволяющего выпускнику самостоятельно ориентироваться в ценностях мирового культурного пространства;
  • овладение знаниями, умениями, навыками, необходимыми для формирования самостоятельной деятельности в сфере культуры после окончания школы.

Основные задачи учебного предмета:

Обучающие:

  • создать условия для художественного образования, эстетического воспитания, духовно-нравственного развития детей;
  • формировать навыки исполнения музыкальных произведений;
  • формировать умения самостоятельно разучивать музыкальные произведения различных жанров и стилей;
  • приобретать детьми начальные базовые знания, умения и навыки игры на гитаре, позволяющие исполнять музыкальные произведения в соответствии с необходимым уровнем музыкальной грамотности и стилевыми традициями;
  • приобретать знания основ музыкальной грамоты, основных средств выразительности, используемых в музыкальном искусстве, наиболее употребляемой музыкальной терминологии;
  • приобретать опыт творческой деятельности;
  • приобретать навыки публичных выступлений;
  • приобретать навыки общения со слушательской аудиторией в условиях музыкально - просветительской деятельности образовательной организации.

Развивающие:

  • развивать познавательные интересы и потребности;
  • развивать уровень музыкального мышления;
  • развивать культуру музыканта;
  • развивать устойчивую мотивацию личности к художественной деятельности;
  • развивать самостоятельность;
  • развивать волевые и эмоциональные качества, достаточные для осуществления практической деятельности после школы;
  • развивать творческие способности.

Воспитывающие:

  • формировать нравственное сознание личности;
  • формировать этические и эстетические установки;
  • формировать гражданско-патриотическое сознание, формировать чувство гражданина Отечества и гражданина мира;
  • воспитывать у детей культуру сольного и ансамблевого музицирования на инструменте, стремление к практическому использованию приобретенных знаний, умений и навыков игры на гитаре.

Обоснование структуры программы учебного предмета

Программа содержит следующие разделы:

  • сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;
  • распределение учебного материала по годам обучения;
  • описание дидактических единиц учебного предмета;
  • требования к уровню подготовки учащихся;
  • формы и методы контроля, система оценок, итоговая аттестация;
  • методическое обеспечение учебного процесса.

В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета».

Методы обучения

На протяжении всего срока обучения используется различные методы обучения, такие как:

  • объяснительно-иллюстративный,
  • репродуктивный,
  • частично-поисковый,
  • метод показа на инструменте,
  • метод прослушивания и анализа выступлений, метод поощрения,
  • эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления),
  • метод побуждения, которые помогают обучающимся осваивать учебную информацию в соответствии с программными требованиями.
  • Индивидуальный метод обучения позволяет найти точный, психологически верный подход к каждому обучающемуся.

Описание материально-технических условий реализации программы учебного предмета

В образовательной организации должны быть созданы условия для содержания, своевременного обслуживания и ремонта музыкальных инструментов.

Материально-техническая база должна соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда.

Для реализации учебной программы по предмету «Музыкальный инструмент. Гитара» минимально необходимый перечень учебных аудиторий, специализированных кабинетов и материально-технического обеспечения включает в себя:

  • концертный зал с концертным инструментом;
  • учебные аудитории, площадью не менее 6 кв. м., оснащенные инструментами, для индивидуальных занятий для реализации учебной программы по предмету «Музыкальный инструмент. Гитара»;
  • учебные аудитории должны иметь звукоизоляцию.

Для реализации учебной программы по предмету «Музыкальный инструмент. Гитара» необходимо наличие в каждом кабинете по классу гитары необходимых принадлежностей:

  • Разноразмерные инструменты (гитары). Подбор инструмента по размеру будет индивидуальным для каждого учащегося. Традиционно рекомендации выглядят следующим образом:
    • Гитара 1/2 - для детей 6,5-9 лет
    • Гитара 3/4 - для детей 8-11лет
    • Гитара 7/8 - для невысоких подростков с маленькими руками
    • Гитара 4/4 - полноразмерная гитара для крупных подростков и старше.
  • Разноуровневые подставки под ноги или суппорты (устройства, позволяющие играть в классической посадке без использования подставки под
  • ногу и держать ноги на одном уровне).
  • Гитарные чехлы для хранения и удобной транспортировки инструмента.
  • Пюпитр (подставка для нот) для обеспечения максимально комфортных условий для чтения нотных текстов.
  • Электронный или акустический камертон для точной и удобной настройки инструмента.

Для оборудования класса также необходимо наличие фортепиано, аудио- и видеооборудования, наглядных пособий, нотной и методической литературы, светового и звукового оборудования.

См. продолжение Программы