Что такое звук?

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с

Ключевые слова: Экспериментирование, экспериментальная деятельность


Возраст воспитанник: старшая группа.

Виды деятельности: познавательно-исследовательская, игровая, коммуникативная.

Образовательные направления: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие.

Цель. Развивать познавательный интерес дошкольников в процессе экспериментирования.

Задачи.

  • Формировать познавательные действия, развивать восприятие, внимание, память, способность анализировать, сравнивать и делать выводы.
  • Дать простейшие представления о звуке (что есть звук; виды звуков: естественные и искусственные; громкость звука).
  • Развивать навыки проведения экспериментов.
  • Способствовать накоплению познавательного опыта детей через их исследовательскую деятельность.
  • Развивать речевую активность.

Используемые методики:

  • Наглядные способы и методы обучения
  • Словесные техники
  • Практические методики

Используемые технологии:

  • игровая технология;
  • технология исследовательской деятельности (экспериментирование);
  • Информационно-коммуникативные технологии;
  • Личностно-ориентированная технология (технология сотрудничества).

Ход занятия

Формирование у детей внутренней мотивации к деятельности

Звонит колокольчик ..., дети собираются

Воспитатель: - Дети, скажите почему вы ко мне подошли?

Дети: - Мы услышали звук колокольчика (или другие предположения)

Воспитатель : А если я поставлю колокольчик, что будет?

Ответы детей....

А сейчас предлагаю послушать звуки, которые нас окружают. (включить звуки)

- Что вы услышали?

- Правильно, это поют птицы.

- Закрываем глазки и продолжаем слушать. Что на этот раз вы услышали?

- Правильно, это капает вода.

- У каждого человека есть специальный орган слуха.

- Кто знает как он называется? (это уши.)

- Наше ухо - очень сложный инструмент. В нем есть тонкая, туго натянутая кожица - «барабанная перепонка».

- Но вот почему наше ухо слышит звуки?

Воспитатель: некоторые животные слышат горлом, например кит. Некоторые насекомые например у бабочек, муравьев, комаров уши находятся на усиках, а у саранчи - на животе, у кузнечиков и сверчков на ногах. Гусеницы слышат всем телом, так как у них волоски везде. А как же слышат рыбы?

Ответы детей

Рыбы улавливают колебания воды боковой линией, состоящей из тоненьких чувствительных трубочек. У пчелы слуховые и вибрационные органы...Вот как важен звук для всех нас....

Воспитатель: А вы хотите узнать, что такое звук и как он распространяется?

Ответы детей...

Воспитатель: Для того, чтобы узнать ребята, что такое звук, мы с вами направимся в путешествие с волшебным колокольчиком, мы попали в Московский физико-технический институт, который исследует звук.

Воспитатель: Ребята, интересно, посмотрите, что же это может быть?

Дети: - Письмо..

Воспитатель открывает письмо и читает:

«Здравствуйте дорогие ребята, меня зовут Жозеф Совёр, я учёный физик, который давным-давно ввёл термин «акустика»... А вы знаете. Что это за наука?

Ответы детей.....

Письмо: Акустика - это наука, раздел физики, которая изучает звуки. И я для вас приготовил свою лабораторию, чтобы вы вместе со своим воспитателем узнали, как передаётся звук в природе и какие они бывают».

Воспитатель: ребята, Жозеф Совёр приготовил нам опыты...

Первое испытание, которое мы проведём, это опыт с водой (как передаётся звук в воздухе)

1. Бросим в воду камень, наблюдаем волны, разбегающиеся от места падения предмета. Звуки - это тоже волны, только бегущие в воздухе. Мы не видим этих волн, но слышим (приклеили наклейку- волны по воздуху в таблицу)

2. Ребёнок прикладывает ухо к ёмкости (или краю бассейна), другое ухо закрывает тампоном (наушником); второй ребёнок бросает камешки. Первого ребёнка спрашивают, сколько камешков брошено и как он догадался (услышал 3 удара, их звуки передались по воде).

Вывод: звук - это те колебания, которые принимает наше ухо.... (приклеиваем наклейку - ухо)

«Давай поиграем»

Воспитатель подводит к столу со стаканчиками...

Воспитатель: Ребята, посмотрите. Здесь стаканчики и верёвка, которое их соединяют.

Взрослый предлагает выяснить, почему же можем слышать друг друга... Как звук по воздуху долетает от одного человека к другому?

Если поговорить в один стаканчик, то звук передастся лучше, чем без стаканчиков, давайте попробуем....

- Стоят стаканчики с резинками. В начале побренчите резинкой. Запомни звук. Приложите стакан донышком к уху. Вот так (показ). И снова побренчите резиночкой. Правда, получилось намного громче, чем мы ожидали? Почему? (Ответы детей)

Вывод: Чем громче звук, тем сильнее подскакивают шарики. Звуки бывают громкие и тихие... Значит, чем ближе звучащий предмет к уху, тем громче мы его слышим.

(фиксируем результат в таблице)

Воспитатель: Значит, нужно уметь ещё и защищать наши уши от громкого звука... ну хорошо, ребята, результаты зафискировали, и теперь нам нужно вернуться в наш сад.