Возраст воспитанник: старшая группа.
Виды деятельности: познавательно-исследовательская, игровая, коммуникативная.
Образовательные направления: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие.
Цель. Развивать познавательный интерес дошкольников в процессе экспериментирования.
Задачи.
- Формировать познавательные действия, развивать восприятие, внимание, память, способность анализировать, сравнивать и делать выводы.
- Дать простейшие представления о звуке (что есть звук; виды звуков: естественные и искусственные; громкость звука).
- Развивать навыки проведения экспериментов.
- Способствовать накоплению познавательного опыта детей через их исследовательскую деятельность.
- Развивать речевую активность.
Используемые методики:
- Наглядные способы и методы обучения
- Словесные техники
- Практические методики
Используемые технологии:
- игровая технология;
- технология исследовательской деятельности (экспериментирование);
- Информационно-коммуникативные технологии;
- Личностно-ориентированная технология (технология сотрудничества).
Ход занятия
Формирование у детей внутренней мотивации к деятельности
Звонит колокольчик ..., дети собираются
Воспитатель: - Дети, скажите почему вы ко мне подошли?
Дети: - Мы услышали звук колокольчика (или другие предположения)
Воспитатель : А если я поставлю колокольчик, что будет?
Ответы детей....
А сейчас предлагаю послушать звуки, которые нас окружают. (включить звуки)
- Что вы услышали?
- Правильно, это поют птицы.
- Закрываем глазки и продолжаем слушать. Что на этот раз вы услышали?
- Правильно, это капает вода.
- У каждого человека есть специальный орган слуха.
- Кто знает как он называется? (это уши.)
- Наше ухо - очень сложный инструмент. В нем есть тонкая, туго натянутая кожица - «барабанная перепонка».
- Но вот почему наше ухо слышит звуки?
Воспитатель: некоторые животные слышат горлом, например кит. Некоторые насекомые например у бабочек, муравьев, комаров уши находятся на усиках, а у саранчи - на животе, у кузнечиков и сверчков на ногах. Гусеницы слышат всем телом, так как у них волоски везде. А как же слышат рыбы?
Ответы детей
Рыбы улавливают колебания воды боковой линией, состоящей из тоненьких чувствительных трубочек. У пчелы слуховые и вибрационные органы...Вот как важен звук для всех нас....
Воспитатель: А вы хотите узнать, что такое звук и как он распространяется?
Ответы детей...
Воспитатель: Для того, чтобы узнать ребята, что такое звук, мы с вами направимся в путешествие с волшебным колокольчиком, мы попали в Московский физико-технический институт, который исследует звук.
Воспитатель: Ребята, интересно, посмотрите, что же это может быть?
Дети: - Письмо..
Воспитатель открывает письмо и читает:
«Здравствуйте дорогие ребята, меня зовут Жозеф Совёр, я учёный физик, который давным-давно ввёл термин «акустика»... А вы знаете. Что это за наука?
Ответы детей.....
Письмо: Акустика - это наука, раздел физики, которая изучает звуки. И я для вас приготовил свою лабораторию, чтобы вы вместе со своим воспитателем узнали, как передаётся звук в природе и какие они бывают».
Воспитатель: ребята, Жозеф Совёр приготовил нам опыты...
Первое испытание, которое мы проведём, это опыт с водой (как передаётся звук в воздухе)
1. Бросим в воду камень, наблюдаем волны, разбегающиеся от места падения предмета. Звуки - это тоже волны, только бегущие в воздухе. Мы не видим этих волн, но слышим (приклеили наклейку- волны по воздуху в таблицу)
2. Ребёнок прикладывает ухо к ёмкости (или краю бассейна), другое ухо закрывает тампоном (наушником); второй ребёнок бросает камешки. Первого ребёнка спрашивают, сколько камешков брошено и как он догадался (услышал 3 удара, их звуки передались по воде).
Вывод: звук - это те колебания, которые принимает наше ухо.... (приклеиваем наклейку - ухо)
«Давай поиграем»
Воспитатель подводит к столу со стаканчиками...
Воспитатель: Ребята, посмотрите. Здесь стаканчики и верёвка, которое их соединяют.
Взрослый предлагает выяснить, почему же можем слышать друг друга... Как звук по воздуху долетает от одного человека к другому?
Если поговорить в один стаканчик, то звук передастся лучше, чем без стаканчиков, давайте попробуем....
- Стоят стаканчики с резинками. В начале побренчите резинкой. Запомни звук. Приложите стакан донышком к уху. Вот так (показ). И снова побренчите резиночкой. Правда, получилось намного громче, чем мы ожидали? Почему? (Ответы детей)
Вывод: Чем громче звук, тем сильнее подскакивают шарики. Звуки бывают громкие и тихие... Значит, чем ближе звучащий предмет к уху, тем громче мы его слышим.
(фиксируем результат в таблице)
Воспитатель: Значит, нужно уметь ещё и защищать наши уши от громкого звука... ну хорошо, ребята, результаты зафискировали, и теперь нам нужно вернуться в наш сад.