В настоящее время практическое владение иностранным языком стало потребностью каждого образованного человека в связи с предъявленными к нему требованиями общества. Согласно государственному стандарту обучения иностранному языку для базового уровня и успешного общения ученик должен научиться вести диалог, используя оценочные суждения, в ситуациях официального и неофициального общения, беседовать о себе, своих планах, участвовать в обсуждении проблем в связи с прочитанным/ прослушанным иноязычном текстом, соблюдая правила речевого этикета; рассказывать о своём окружении, рассуждать в рамках изученной тематики и проблематики; уметь представить социокультурный портрет своей страны и страны/ стран изучаемого языка. Поэтому достижение этой цели невозможно без использования в процессе обучения современных технологий, в том числе и технических средств обучения, таких как видео.
Использование видео материалов на уроках иностранного языка, по моему мнению, является эффективным приемом в обучении школьников английскому языку и положительно сказывается на поддержании интереса к предмету, повышению мотивации.
Прежде тем как использовать видео на уроке необходимо убедиться в том, что:
- содержание используемых видеоматериалов соответствует уровню общей и языковой подготовленности учащихся.
- длительность используемого видеофрагмента не превышает реальные возможности урока или этапа урока.
- ситуации видеофрагмента предоставляют интересные возможности для развития языковой, речевой, социокультурной компетенции учащихся.
- текст видео сопровождается четкой инструкцией, направленной на решение конкретной учебной задачи, понятной ученикам и оправданной логикой урока.
Выбор видеоматериалов для занятия по иностранному языку для меня зависит, главным образом, от уровня обучаемых. Среди материалов, используемых на уроках по иностранному языку, можно выделить следующие:
1) учебное видео;
2) художественные и документальные фильмы;
3) мультфильмы;
4) видеозаписи телевизионных новостей и других телепередач;
5) музыкальные видеоклипы;
6) рекламу;
7) видеоэкскурсии по различным городам и музеям мира;
8) различные компьютерные программы с видеорядом и т.д.
Использование видеоматериалов на всех этапах процесса обучения иностранному языку:
- для презентации языкового материала в реальном контексте;
- для закрепления и тренировки языкового материала в различных ситуациях общения; для развития умений устно-речевого общения;
- для обучения иноязычной культуре и выявления межкультурных различий
Видео можно использовать при обучении всем видам речевой деятельности, особенно при обучении восприятия речи на слух и говорению, также в упражнениях для обучения аспектам языка.
В обучении грамматике видео дает возможность показать, как зависят друг от друга грамматика и речь, как грамматические структуры применяются носителями языка. Активизация грамматического материала будет происходить в говорении после просмотра фрагмента. Это могут быть комментирование содержания фильма, дополнение ситуаций (например: восстановление телефонного разговора), озвучивание реплик, составление вопросов разных видов к содержанию видеофильма или для интервью с главным героем фильма или режиссером фильма.
С помощью видеофильма также можно развивать умения чтения, главным образом, в процессе работы над кратким или полным сценарием видеофильма.
Работу с любым видеоматериалом можно разделить на 3 этапа:
- до фильма (введение учащихся в эмоционально-смысловую атмосферу фильма, создать мотивацию для его просмотра. Для этого могут быть использованы следующие упражнения: сообщение-беседа учителя о фильме и поднятых им проблемах; предположение учащихся, о чем будет фильм; ассоциограмма по теме фильма.
- во время просмотра (проверка понимания учащимися содержания, темы фильма, активизация речемыслительной деятельности учащихся. Виды упражнений: стоп-кадр (остановка фильма); "молчаливый просмотр" (показ части фильма без звука, учащиеся должны догадаться, о чем говорят персонажи); угадывание дальнейшего хода событий; задание "дописать сценарий»; ролевая игра (распределить роли и разыграть сцену из фильма);
- после фильма (организация речевой творческой деятельности учащихся. Виды упражнений: обсуждение фильма в целом; упражнение на восстановление пропущенной реплики диалога из фильма; этюдная работа с приемами актерского озвучивания; фальшивая информация; критика фильма;
Для того чтобы процесс обучения иностранным языкам с помощью видеоматериалов был эффективным необходимо систематическое и рациональное использование видео на уроках. Также следует определить место видеоуроков в системе обучения и частоту предъявления. В зарубежной методической литературе рекомендуется использование видеоматериалов один раз в неделю или, по меньшей мере, один раз в две недели. Продолжительность занятия с использованием видео от 45 минут до 1 часа. Нужно обязательно отметить, что предпочтение отдается коротким по продолжительности видеоматериалам: от 30 секунд до 5-10 минут, при этом считается, что 4-5 минут, демонстрации видео могут обеспечить напряженную работу группы в течение целого часа. Это обусловлено такой специфической особенностью видеоматериалов, как плотность и насыщенность информации. В силу этой особенности целесообразнее использовать короткий отрывок для интенсивного изучения, нежели более продолжительный видеоэпизод - для экстенсивного.
Приведу несколько примеров обучающих видео, которые могут широко использоваться как в качестве дополнения к любому учебнику или курсу для учащихся средней школы так и дополнительного материала по изучению культуры страны изучаемого языка.
«Window on Britain» - один из наиболее популярных видеокурсов для изучения английского языка, подготовленное Oxford University Press, Great Britain. Ведущая курса - Leonie Dodd. Данные видеосюжеты займут достойное место на любом уроке, помогут повысить мотивацию учащихся и улучшить качество их знаний. Основная цель видеокурса - познакомить учащихся с Британией, еѐ обычаями, традициями и жизнью британцев. Преимущество этого видео в том, что учащиеся будут слышать отличную речь носителей английского языка. Плюсом является и то, что более слабым учащимся можно показывать видео с субтитрами на английском языке. В данном курсе представлены видео по следующим темам: «An introduction to Britain», «Schools. Education», «Food», «Homes», «Sport», «Festivals», «Pop», «London», «Work», «Holidays», «Animals», Media», «Leisure», «Environment», «Health», «Law and order».
«This is Britain» - видеокурс, рассчитанный на возраст 10-13 лет для изучения английского языка в школах и гимназиях, а также для ознакомления учащихся с Великобританией и британской культурой. Учебный курс раскрывает все особенности британской жизни и традиционных праздников.
При просмотре и изучении данного курса учащиеся смогут полностью сформировать своё представление об образе жизни англичан и погрузиться в приятную атмосферу английского языка. Данные видеофильмы могут использоваться на тематических занятиях в качестве дополнения. Каждая тема отлично показывает и раскрывает истинный характер британцев. Видеокурс содержит следующие тематические выпуски: «Food», «Bonfire Night», «Easter», «London», «School», «Halloween», «Christmas».
«Top Show» - очень хороший видеокурс на английском языке для школьников 10-14 лет. Четверо ведущих и мудрая сова ведут передачу «Top Show». Они отвечают на вопросы, поют песни, рассказывают истории и шутят.
Предложения произносятся достаточно медленно и разборчиво, видео сопровождается субтитрами. Видеокурс состоит из 27 коротких частей.
«Easy English» - видеокурс, представленный в виде интервью с прохожими - носителями языка по разным темам. Серии сопровождаются субтитрами на английском языке.
В заключение хотелось бы отметить, что использование видеоматериалов на уроках иностранного языка служит сильным стимулом к изучению иностранных языков. Обучаемые получают возможность применить и расширить свои знания на незнакомом аутентичном материале. Когда обучаемые осознают, что они в состоянии понимать иноязычную аутентичную речь, у них повышается самооценка и мотивация к изучению предмета. А также важно отметить, что видео является очень важным приемом повышения качества знаний обучаемых и стимулирует их применять свои знания на практике.
Список использованных источников
1. Захарова В.Н., Муромцева М.В. Использование видеоматериалов на уроках английского языка как средства развития межкультурной компетенции учащихся [Электронный ресурс] // Язык и текст, 2019. - Том 6 - №4. - C. 97-103. - doi: 10.17759/langt.2019060414 - Режим доступа: https://psyjournals.ru/files/111943/langt_2019_n4_Zakharova_Muromceva.pdf - Дата доступа: 01.02.2021
2. Каменецкая Н.П., Ефременко В.А. Применение информационных технологий на уроках иностранного языка // Иностранные языки в школе - 2007 - №8. - С. 18.
3. Сивакова Т.П. Использование видеоматериалов на уроках английского языка как средство повышения мотивации на II ступени общего среднего образования [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://elib.bsu.by/bitstream/123456789/159136/1/66-72.pdf - Дата доступа: 04.02.2021
4. Тихомирова Ю.Л. Методика использования видеоматериалов на уроках английского языка [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://urok.1sept.ru/articles/656611 - Дата доступа: 04.02.2021 возможности видеофильма с задачами обучения.
5. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы / Е.П.Ильин. - Санкт-Петербург: «Питер», - 2000.
6.А.П.Гореликова. Развитие коммуникативной культуры на уроках английского языка с использованием видеоматериалов. - "Каро", Санкт-Петербург, 1998.
7. Е.Н.Соловова Использование видео на уроках иностранного языка, 2003.
8. Allan, M. Teaching English with Video. - Longman, 1986.
9. S.Stempleski. Using Video in the Classroom - Teachers College, Columbia University, N-Y, 1995.
10. http://learnenglish.britishcouncil.org/en/