Методическая разработка непосредственно-образовательной деятельности по познавательному развитию в подготовительной к школе группы по теме «Волшебное путешествие в песочный город»

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с

Ключевые слова: свойство песка


Образовательная область: «Познавательное развитие».

Педагогическая цель: формировать представление о свойствах песка через опытно-исследовательскую деятельность в старшем дошкольном возрасте.

Освоение содержания образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие».

Виды деятельности: коммуникативная, познавательно-исследовательская.

Средства реализации: проектор, экран, презентация, песок (речной, сахарный, разноцветный).

Предварительная работа: чтение познавательной литературы, наблюдения.

Организационная структура игрового занятия.

Этапы деятельности

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

Мотивационно-побудительный

Слайд 1 (на Калибри изображение пустыни)
(Воспитатель настраивает детей на начало занятия, приветствует их, привлекает их внимание на изображение пустыни на Каклибри.)
- Посмотрите на экран, что вы видите?
Правильно, на экране изображена пустыня. А вы знаете какая пустыня самая большая? Самая жаркая и большая пустыня называется Сахара. Пустыня похожа на желтое море, только вместо воды там песок, вместо волн - песчаные холмы, барханы.
- Вы любите путешествовать? Сегодня мы с вами побываем в волшебном городе. Но этот город не просто волшебный - он песочный! Но ворота этого города закрыты на замок. И чтобы их открыть, нам нужны кристаллы.
- Как нам получить первый кристалл, ребята? Кто нам сможет помочь?
Слайд 2 (на Калибри появляется изображение движущегося песка и звучит голос)
- Давайте обратимся к нашему электронному другу, может быть он нам подскажет?
Слайд 3 (на Калибри появляется первая подсказка)

Выполняют действия, проявляют интерес.

Смотрят картинку на экран (Калибри) и отвечают на вопросы воспитателя.

Дети отвечают, высказывают своё мнение.

Дети идут к подсказке, чтобы получить кристалл.

Организационно-поисковый

- Посмотрите, что вы видите на столе?
- Присаживайтесь за столы.
- Возьмите правой рукой горсть песка и медленно высыпайте его в тарелочки. Что вы видите ребята?
Правильно, песок сыпется - значит, он какой? Правильно, песок сыпучий.
- А сейчас возьмите две горсти песка и насыпьте их на тарелки, положите ладони на песок. Давайте его погладим ладонями, a затем перевернем ладошками к верху.
- Скажите, ребята, какой он?
- Сейчас вытрите руки салфеткой.
- Когда дует ветер, он переносит песок с одного места на другое, давайте мы сейчас превратимся в ветерок и будем дуть на песок через трубочку. Возьмите трубочку и подуйте на песок. Что происходит с песком?
Правильно, песок может двигаться.
Слайд 4 (на Калибри появляется первый кристалл)
- Молодцы ребята, мы получаем с вами первый кристалл и продолжаем наш путь в песочный город. Куда мы дальше будем двигаться?

Дети выполняют задания поэтапно и отвечают на вопросы.

Слайд 5 (на Калибри появляется вторая подсказка)
- Давайте обратимся к нашему электронному помощнику, куда нам двигаться дальше?
Дети ищут подсказку подходят к столу с данной подсказкой, присаживаются.
- Вы знаете, из чего состоит песок?
- Что может нам помочь рассмотреть песок поближе? Возьмите лупу в правую руку и через лупу рассмотрите форму песчинок. Какой они формы?
- Песок состоит из мелких камешков, песчинок, которые имеют разную форму, окраску и размер.
- А как вы думаете, где мы можем найти песок в окружающем нас мире?
- A на обеденном столе мы можем встретить песок? Правильно.
- Как вы думаете, чем отличается сахарный песок от речного песка?
- Как вы думаете ребята, какой песок быстрее растворяется в воде? Вы уверены, что сахарный песок растворяется быстрее? Сейчас мы с вами это проверим.
(Индивидуальная работа с 2 стаканчиками, изготовление детьми растворов речного и сахарного песка.)
- Посмотрите у вас на столах стоят два стакана с водой, возьмите одну ложечку песка и опустите в один из стаканов с водой. A в другой стакан положите ложку сахарного песка.
- Посмотрите, что происходит? (Сахарный песок растворился в воде) A в стакане с песком на поверхности воды можно увидеть песочную пыль. A теперь ложечкой размешайте воду. Вода от песка стала какой?
- Правильно, вода становится мутной, т.е. речной песок окрашивает воду и полностью не растворяется. Сахарный песок растворяется быстрей, и вода остаётся светлая.
Отвечают на вопросы и выполняют действия.
Слайд 6 (на Калибри появляется второй кристалл)
Мы получаем второй кристалл и продолжаем наш путь.
Дети ищут подсказку, находят и подходят к столу с данной подсказкой, присаживаются.
Слайд 7 (на Калибри появляется третья подсказка)
- Ребята мы знаем, что из песка можно лепить фигуры, делать постройки.
- А что еще мы можем создать с помощью песка?
- Молодцы вот и я вам предлагаю сделать свою песочную картину.
- Клеящим карандашом обведите весь рисунок, а потом на клей насыпьте сухой песок нужного вам цвета. По окончании стряхните аккуратно лишний песок.
- Какие замечательные, просто сказочные получились у вас рисунки!
Слайд 8 (на Калибри появляется третий кристалл в треугольной форме)
- Молодцы, мы получили ещё один кристалл, их стало у нас три.
Отвечают на вопросы и выполняют действия
Давайте подойдем к воротам и откроем их с помощью наших кристаллов. Посмотрите на замке код, а код не простой.
- Из чего состоит код? Верно, код состоит из геометрических фигур.
Назовите эти геометрические фигуры. Давайте подберем код используя наши кристаллы. Какой кристалл нужно подобрать первым к коду на замке.
Отвечают на вопросы, подбирают подходящий код

Рефлексивно-корригирующий

Слайд 1 (на экране)
- Ребята, что нового сегодня вы узнали о песке? Давайте посмотрим на экран и вспомним.
Слайд 2 (на экране)
- Как называется самая большая и жаркая пустыня?
- Как называются горы песка, нанесенные ветром в пустыне?
- Что ещё нового вы узнали о песке? Посмотрите на экран.
- Все вы меня сегодня порадовали своими знаниями, вы были настоящими путешественниками и исследователями. Спасибо всем!

Подводим итог по мнемоквадратам на экране.

Отвечают на вопросы, подводят итог.