Период адаптации является очень важным, как для детей, впервые поступающих в детский сад, так и для их родителей, которые могут испытывать разнообразную гамму чувств и переживаний по этому поводу. Актуальность данного проекта обусловлена понижением возрастного порога начала посещения ребенком дошкольного учреждения, а также изменениями в организации образовательного процесса и кардинальными изменениями социальных условий в жизни ребенка, которые требуют современных решений в образовательном процессе. Данный проект учитывает психологические, физиологические и социальные особенности детей раннего возраста, а также затрагивает такую образовательную область по ФГОС ДО, как социально-коммуникативное развитие, которое направлено на развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками, становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в детском саду.
Цель проекта: способствовать созданию благоприятных условий для успешной адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ.
Сроки реализации: август-декабрь (долгосрочный).
Участники проекта:
- Дети;
- Родители;
- Педагоги и специалисты ДОУ.
Что участие в проекте даст его участникам:
- Проект познакомит родителей с психологическими особенностями детей раннего возраста, процессом адаптации детей к детскому саду;
- Поможет создать теплую, безопасную атмосферу, которая обеспечит ребенку физический и психологический комфорт для облегчения периода адаптации детей к ДОУ;
- Поможет сформировать основы доброжелательного отношения детей друг другу;
- Способствует созданию системы конструктивного взаимодействия с родителями воспитанников.
Планируемые результаты: За период реализации проекта ожидается, что будет создана и реализована система мероприятий по взаимодействию педагогов, родителей и специалистов ДОУ, направленная на повышение социальной адаптации детей к условиям ДОУ, значительно сократится период прохождения детьми острой и подострой фаз адаптации, дети легче и безболезненно привыкнут к новым для них условиям, а родители обогатят свои опыт новыми приемами взаимодействия и сотрудничества с ребенком в семье.
Принципы проекта «С улыбкой в детский сад»
- Одним из главных принципов, на которых базируется данный проект, является принцип развития. Развитие понимается как появление у ребёнка нового отношения к миру, себе и другим людям, новых способностей, интересов и побуждений к действию, освоение новых способов деятельности.
- Принцип самоценности раннего возраста, его полноценное проживание. Ценность раннего детства заключается в том, что оно позволяет ребёнку в индивидуальных и совместных со взрослыми занятиях осуществлять разные виды свободной деятельности - играть, рисовать, слушать сказки и рассказы, помогать взрослым, а главное - развивает их чувства, мышление, воображение, память, внимание, волю, нравственные качества, стремление к общению со сверстниками и взрослыми.
- Принцип деятельности. Решение образовательных задач в детском возрасте должно опираться на характерные для каждого возрастного этапа виды детской деятельности и общения со взрослым. В раннем возрасте развитие разных сторон психики ребёнка происходит в ведущей для этого периода предметной деятельности.
- Опора на игровые методы - любая игра обладает комплексным воспитательным воздействием и приносит эмоциональное удовлетворение ребёнку. Игра, основанная на свободном взаимодействии взрослого с детьми и самих детей друг с другом, позволяет ребёнку проявить собственную активность, наиболее полно реализовать себя.
- Принцип содействия и сотрудничества детей и взрослых, который реализуется в личностно ориентированном взаимодействии взрослых с детьми. Дети раннего возраста особенно чувствительны к отношению взрослого. Доброжелательность и эмоциональная выразительность взрослого, внимание к настроению ребёнка, отношение к нему как к самоценной личности - всё это не второстепенные, а главные моменты при взаимодействии с маленькими детьми.
- Принцип поддержки инициативы детей в разных видах деятельности.
- Принцип полноты содержания образования. Требования ФГОС ДО предполагают обеспечение условий для всестороннего развития ребёнка, а именно: познавательного, речевого, социально-коммуникативного, художественно-эстетического и физического.
- Принцип сотрудничества ДОУ с семьёй.
Принципы работы по адаптации детей к ДОУ
- Предварительное ознакомление родителей с условиями работы ДОУ;
- Постепенное заполнение группы;
- Гибкий режим пребывания детей в начальный период адаптации с учетом индивидуальных особенностей детей;
- Информирование родителей об особенностях адаптации каждого ребенка на основе наблюдений;
- Наблюдение за состоянием здоровья (самочувствие, аппетит, сон, физическое здоровье).
Формы работы с родителями:
- Анкетирование и беседы с целью получения актуальной информации о ребенке, его индивидуальных особенностях и адаптационных возможностях;
- Консультирование - повышение психолого-педагогической компетенции родителей в вопросах воспитания, обучения и развития детей раннего возраста в период адаптации;
- Заполнение родителями карты настроений детей с целью отслеживания динамики изменений в эмоциональной сфере и поведении ребенка;
- Выпуск памяток, буклетов, информационных листов об особенностях данного возраста, рекомендуемых развивающих игр.
Формы работы с педагогами:
- Консультирование по возникающим вопросам, практические рекомендации игр, игровых упражнений в период адаптации детей к детскому саду;
- Рекомендации по учёту индивидуальных особенностей детей.
- Информирование педагогов посредством использования информационно-коммуникативных технологий: методических пособий, памяток, информационных листовок, презентаций.
Формы работы с детьми:
- Групповые профилактические занятия, направленные на снижение эмоционального напряжения, развития эмоциональной и коммуникативной сфер, помощь в преодолении стрессовых состояний и развитие навыков взаимодействия между детьми.
Основные направления проекта:
- Помощь в преодолении стрессовых состояний у детей раннего возраста в период адаптации к детскому саду;
- Развитие навыков взаимодействия детей друг с другом с учетом возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребёнка;
- Формирование активной позиции родителей в процессе адаптации детей к условиям ДОУ, создание доверительных отношений между родителями и сотрудниками ДОУ.
Этапы реализации проекта
Подготовительный этап
- Помощь воспитателям в создании естественной, безопасной и стимулирующей среды в соответствии с ФГОС в группе;
- Анкетирование родителей «Готов ли Ваш ребенок к поступлению в ДОУ» (Приложение №1), «Психолого-педагогические параметры определения готовности ребенка к поступлению в дошкольное учреждение» (Приложение №2);
- Информирование родителей о целях и задачах проекта, размещение соответствующей информации в родительских уголках, ознакомление с вводной презентацией к проекту (Приложение №3), опрос родителей об их ожиданиях от данного проекта (Приложение №4).
Основной этап
- Повышение уровня психологических знаний родителей с помощью буклета для родителей «Особенности адаптации детей к детскому саду» (Приложение №5);
- Наблюдение за процессом адаптации детей, заполнение листов адаптации на каждого ребенка (Приложение №6).
- Консультации родителей на темы: «Это страшное слово «адаптация»», «Возрастные особенности детей раннего возраста», «Разный темперамент, разная эмоциональность», «Как справиться с детской истерикой» и т.д.;
- Групповые профилактические занятия с детьми по профилактике дезадаптации;
- Заполнение родителями и педагогами группы «Карты настроения» детей (Приложение №7).
- Индивидуальные консультации родителей по запросу.
Заключительный этап
- Анкетирование родителей по итогам адаптации (Приложение №8);
- Анализ листов адаптации и анкет родителей, подведение итогов проекта, корректировка проекта с учетом проанализированной информации.
План-конспект занятия по адаптации ребенка к дошкольному учреждению «Вместе с мамой»
Список литературы
- Алябьева Е.А. Психогимнастика в детском саду. - М.: ТЦ Сфера, 2003.
- Лапина И..В. Адаптация детей при поступлении в детский сад: программа психолого-педагогического сопровождения, комплексные занятия. Волгоград: Учитель, 2020.
- Погудкина И.С. Развивающие игры, упражнения, комплексные занятия для детей раннего возраста с 1 года до 3-х лет, - СПБ.: Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2017.
- Полянская Т.Б. Игры и стихи для развития эмоциональной сферы младших дошкольников. - СПБ.: Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011.
- Работа с родителями: практические рекомендации и консультации по воспитанию детей 2 - 7 лет/ авт.-сост. Е.В.Шитова. - Волгоград: Учитель.
- Роньжина А.С. Занятия психолога с детьми 2-4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению. - М. Книголюб, 2012.
- Смирнова Е.О. Комплексная образовательная программа для детей раннего возраста «Первые шаги» / Е.О.Смирнова, Л.Н.Галигузова, С.Ю.Мещерякова. - 3-е изд. - М.: ООО «Русское слово - учебник», 2019. - 168 с. - (ФГОС дошкольного образования).
- Хухлаева О.В. Лабиринт души: терапевтические сказки - М.: Академический проект, Фонд «Мир», 2013.
- Хухлаева О.В. Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет. Психологические игры, упражнения, сказки. - М.: Генезис, 2013.