Методическая разработка занятия по ДПТ "Вязание салфетки "Нежность"

Разделы: Технология, Дополнительное образование


Цель занятия: формирование у учащихся понятие о декоративных изделиях из акриловой пряжи.

Задачи:

  • Научить практическому применению ранее полученных знаний и приобретенных умений по вязанию крючком и приобретенных умений по вязанию крючком, научить правильным приемам работы, прививать интерес к культуре и искусству, совершенствовать эстетический вкус.
  • Развивать сенсорные и моторные навыки.
  • Формировать умение работать с предложенной учебной литературой.
  • Воспитывать художественного вкуса, бережное отношение к инструментам и материалам.

Метод: беседа, объяснение рассказ работа с учебной литературой.

Тип занятия: комбинированный

Форма: групповая

Объект труда: вязанные крючком салфетки из акриловой пряжи.

Оборудование: образцы вязание крючком, схемы для вязания крючком, крючки, пряжа.

Ход занятий

1. Организационный момент

- проверка готовности учащихся к уроку.

2. Вступительная беседа учителя

- Здравствуйте, ребята!

- Рада вас видеть.

- С каким настроением вы сегодня пришли на занятие? Ответы детей: «С хорошим!»

- Отлично!

- Сегодня к нам пришли на занятия гости, которые хотят посмотреть, что мы умеем с вами делать на уроках труда.

(Повторение ранее изученного материала 3-5 минут). Актуальность вязание крючком.

Вспомните:

А) - Чему мы научились на прошлом уроке? Вязание крючком простая техника вязание - «Цепочка».

Б) Что такое вязание крючком?

(Процесс ручного изготовления полотна или кружева из нитей или пряжи с помощью вязального крючка).

В) - Кто и когда придумал первую петельку, зарождение вязания?

/Кто и когда - никто не знает, но уже давно известно, что родилась эта чудо-петелька задолго до нашей эры. В Египте в одной из гробниц найдена детская вязанная туфелька. Археологи установили, что ей более 4 тыс. лет./

Г) Кто первым освоил этот вид рукоделия мужчины или женщины?

/Вязание сначала было мужским ремеслом - им занимались рыбаки и охотники. Они изготавливали сети и ловушки/

Д) из каких материалов изготавливают крючки? (Из алюминия, железа, кости)

3. Изучение нового материала

- Что вы принесли на урок? (крючок и пряжу)

- Чем мы будем заниматься на уроке?

/Дети ставят цель урока. - Научиться вязать крючком декоративные изделия - салфетки/

Цель урока

Сегодня мы продолжим изучение техники вязание крючком.

  1. Познакомить с новым видом рукоделия.
  2. Познакомить с инструментами и материалами для вязания крючком.
  3. Научить основным приемам вязания крючком.
  4. Содействовать воспитанию художественного вкуса.

Инструменты и материалы.

У вас на столах лежат различные вязальные крючки. Давайте их внимательно рассмотрим и определим составные части.

1. Ручка металлическая, пластмассовая или деревянная.

2. Головка

Д = 1мм, крючок №1. Д = 2,5, крючок №2,5

3. Бородка

Кто знает, как определяют размер крючка? (по его диаметру определяют размер - номер крючка в мм)

При выборе крючка необходимо помнить, что он должен быть толще нити в 2-2,5 раза, чтобы бородка хорошо удерживала нить.

- Какие виды пряжи знаете?

Ответ учащихся: Натуральные и химические.

- Что относится к натуральным?

Ответ учащихся:

  1. Лен - наиболее крепкая пряжа серо-бежевого тонов.
  2. Хлопок - один из самых распространенных видов пряжи.
  3. Мохер - пряжа с длинными пушистыми волокнами.
  4. Шерстяная пряжа - натуральный материал, издревле полученный из состриженной шерсти овец.
  5. Ангора - шерсть кроликов ангорской породы.
  6. Кашемир - очень легкая, теплая и мягкая, но она очень восприимчива к применению о образованию катышков, поэтому чистого кашемира практически не найти.
  7. Альпак - шерсть ламы и альпака подразделяют на 22 цветовых оттенка: от чисто-белого, далее бежевого, серебряного, коричневого и черного.

- Как получают шерстяную пряжу? Какими свойствами обладает?

/ Прядут на специальных станках, свойства - гигроскопичность, сохраняет тепло. /

Один из распространенных видов пряжи, использованных для вязания крючком - хлопок.

Он занимает ведущее место в современной моде. Хлопковые нити разнообразны по цветовой гамме и качеству.

/ Блестящие, матовые, шелковистые/

Они используются для вязания любых узоров, изделий декоративно прикладного искусства.

/ Вазы, игрушки, салфетки и многое другое. /

Из льна производят очень прочные, чаще всего неотбеленные нити, которые применяются для вязания декоративных изделий.

Шерстяная пряжа - натуральный материал, получаемый из шерсти животных. Она хорошо сохраняет тепло, обладает гигроскопичностью.

Историческая справка о вязании крючком

Вспомним древнегреческий миф о Тезее и Ариадне. Тезей спас Ариадну от Минотавра - чудовища с головой быка и человеческим торсом. Чтобы герой не заблудился в лабиринте Минотавра, Ариадна дала ему клубок. Размотавшаяся нить оказала обратный путь. Из этого мифа следует, что древние греки знали вязание. И шерстяная нить, подобно нити Ариадны, уходит насквозь лабиринт столетий в седую древность.

Вязание было известно и в Древнем Египте. На дошедших до нас памятниках искусства египтяне изображены в соблазнительно облегающих платьях.

В Египте в одной из гробниц археологи обнаружили вязанную детскую туфлю. Как установили ученые-археологи, находка эта относится к третьему тысячелетию до нашей эры.

В 5 веке вязание процветает на Востоке. Интересно, что вязали, в основном,

Мужчины, а женщины выполняли лишь подсобные работы. Вязаные вещи были найдены в древних захоронениях Египта, Греции и Рима.

После крестовых походов на восток, где-то в 9 веке, вязание крючком проникло в Европу. В Европе мастерством вязание славились испанцы, шотландцы и французы. Во Франции начало ручного вязания относится к 13 веку.

В 1589 году был изобретен первый вязальный станок. В России вязание крючком получило распространение с конца прошлого столетия, и заниматься им стали женщины. На территории Новгородской области данный вид рукоделия появился в 30 - 40-е годы XX века. До этого местные мастерицы увлекались вышивкой.

Нитки вначале изготавливались в домашних условиях, льняные, и лишь позднее стали применять катушечные. Схемами узоров тогда не пользовались, а перевязывали их друг с друга. Основные, самые распространенные мотивы - различные геометрические фигуры, цветы.

Пройдя через века, вязание дошло до наших дней, стало очень популярным и вошло в ряд любимейших занятий рукодельниц.

Вопрос педагога:

1. Где впервые было известно вязание? / в Древнем Египте/

2. В каком году изобрели первый вязальный станок? / В 1589 году/

Для вязания могут быть использованы любые нити: шерстяные, шелковые, х/б и др.

Полотно, вязанное крючком, не сильно растягивается. Форма деталей достигается прибавлением и убавлением петель, увеличением или уменьшением плотности вязания.

! Основные элементы вязания крючком. Воздушная петля, столбик без накида и столбик с накидом. Другие элементы - их производные.

Условные обозначения.

Основанием для любого изделия служит цепочка из воздушных петель.

Во время вязания следует придерживать петли на крючке, чтобы они не вытягивались и получались одинаковой длины.

Воздушная петля

Накид - это выкидывание нити на крючок после того, как на нем уже имеется петля.

Полу столбик - применяется для получения кольца из воздушных петель, для убавления и выполнения швов.

Столбик без накида - применяется во многих узорах для получения ровной поверхности.

Столбик с накидом - на крючке делают накид, вводят крючок в петлю цепочки, захватывают нить и протягивают через петлю цепочки.

Столбик с двумя накидами - образует рыхлое полотно. Делают один за другим два накида на крючок и вводят его в петлю цепочки, захватывают рабочую нить и протягивают ее через эту петлю.

Подготовка рабочего места

ПОДГОТОВИМ рабочее место к работе.

ВСПОМНИМ технику безопасности.

(Дети говорят)

Рабочее место для вязания должно быть хорошо освещено. Сидеть надо прямо, касаясь корпусом спинки стула. На рабочем месте должен быть порядок.

Перед началом и после окончания работы следует мыть руки, чтобы нить и вязанное полотно оставались всегда чистыми, а на руках не оставались мелких частиц пряжи.

Вязание должно приносить удовольствие и пользу, и поэтому необходимо помнить о своем теле и соседях во время работы:

Сядьте удобно, обопритесь на спинку стула

Руки свободные, не опираются на стол

Рабочее место хорошо освещено, свет падает с левой стороны

Не нужно размахивать руками и делать резкие движения с крючком в руках, а также использовать крючок не по назначению.

Мы знаем, что невозможно приготовить суп не зная, что и зачем положить в воду, также и с вязанием. Невозможно научиться вязать, не зная технологию.

Основные виды петель.

- Как нужно держать крючок?

Положение крючка в руке.

Крючок можно держать в руке по-разном. Обычно человек привыкает к одному положению. Одно из положений - держать крючок как карандаш. При этом крючок лежит на руке, большой и указательный пальцы держат его близко к концу. Можно держать крючок в руке, как нож. При этом крючок находится под рукой, конец крючка удерживается большим и указательным пальцами.

Практическая работа.

- Что мы свяжем сегодня на уроке (салфетку)

- Какие салфетки вам нравятся?

- Что вы знаете о салфетках.

Условные обозначения.

- Какие условные обозначения знаете?

ДЕТИ ГОВОРЯТ. На доске условные обозначения.

Сейчас рукоделие для женщины стало просто приятным развлечением. Один из самых распространенных видов декоративно - прикладного искусства - вязание крючком. Вязание крючком просто, многообразно и доступно каждому!

Поклонниц вязания крючком с каждым годом все больше.

Кроме того, можно не опасаться встретить похожую вещь. Вы становитесь собственным дизайнером, и каждая ваша вещь эксклюзивна… Вязанные изделия могут подолгу украшать интерьер и гардероб.

Связать салфетку по схеме

Учитель, обходя рабочие места учащихся, контролирует правильность выполнения работы, соблюдение правил техники безопасности.

4. Заключение изученного материала

Вопросы:

  1. Как нужно держать крючок?
  2. Какие изделия можно связать тонкими и толстыми нитками? Что означает номер крючка?

Рефлексия

- Понравился ли вам урок? Чему научились?

Итог урока

Проверка и оценивание выполненной работы учащимися. Домашнее задание.

Мы сегодня вязали все по одной схеме. Дома вы должны будете составить свою схему и по ней связать салфетку.

Учащиеся приводят в порядок свои рабочие места.