Формирование умений и навыков декоративного творчества

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с


Художественно-эстетическое развитие детей предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства, мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства.

Народное искусство доступно для восприятия дошкольников, оно широко используется в оформлении детского сада - это народная игрушка. На Руси считалось, если подарить ребенку народную игрушку, то она принесет ему здоровье, благополучие.

Благодаря исследованиям по детскому творчеству, изучению народного декоративно-прикладного искусства в эстетическом воспитании детей, оно вошло в программу и нашло отражение в процессе обучения.

Сначала выбираются знакомые образы, украшенные геометрическим узором. И эти виды проходят через все возрастные группы, но расширяется содержание, выделяются новые средства выразительности, характерные особенности, традиции каждого вида. Воспитатель все время возвращается к знакомому виду. Затем привлекаются виды с растительным узором.

В младшей группе учат детей украшать изображения предметов в рисовании, аппликации, лепке, используя элементы узора: полосы, мазки, круги, кольца, точки, выбирать цвет бумаги (фон) и элементы узора, располагать их на всем листе бумаги, ритмично, заполняя лист одинаковыми элементами (по форме, цвету, величине) или чередуя их.

В аппликации составлять узоры на полосе, квадрате, круге, выделяя кайму, середину, углы одинаковыми элементами (круги, квадраты) или чередовать по форме, цвету, величине. Развивать чувство ритма, симметричности.

Научившись рисовать в младшей группе линии вертикальные и горизонтальные, круги и т.п., в средней группе из этих элементов учим детей составлять узоры по мотивам филимоновских, тверских, дымковских игрушек. Узоры полосатые, клетчатые, из кругов на всем листе бумаге, в шахматном порядке. Учим составлять узор на листе бумаги разной формы: на полосе, на прямоугольнике, на круге, розете.

В старшей группе вспомнив дымковские узоры, начинаем знакомить детей с растительными узорами Городца. Городецкие цветы и бутоны - это круги украшенные дугами, которые изображают лепестки цветов, с помощью белой краски делаем оживок (точки, дуги ), чтобы цветы были более яркие. Знакомим детей с правилами построения композиции с элементами узора, их названием.

Обращаем внимание на технику рисования элементов. Дуги рисуем тоненькой кисточкой, сначала не нажимаем, только кончиком кисточки, а затем постепенно опускаем кисть и опять постепенно поднимаем, рисуем кончиком кисточки. Учим подбирать сочетание цветов, каждый цвет любит свой оттенок.

Умение правильно рисовать дуги пригодится для техники рисования элементов узора Хохломы и Гжели. Так элементы этих узоров выполняются тоненькими кисточками и представляют собой тоненькие дуги. В зависимости от нажима получаются тоненькие реснички, усики, травка, завитки.

Умение рисовать тонкие замысловатые узоры развивают руку дошкольника, подготавливают ее к письму в школе, развивают моторику рук, развивают глазомер ребенка, учат соотносить размеры линий, дуг, черточек галочек крючков с заданным размером. (буквы и цифры соотносить с размером строчки, клетки).

Как и в других видах рисования, аппликация и лепка помогает детям видеть форму, строение предметов.

Декоративные работы по аппликации помогают учить детей располагать правильно элементы на листе бумаги разной формы, ориентироваться на листе бумаги, закрепляет очередность рисования элементов узора. Например, знакомство с городецкими узорами начинаем с аппликации «Городецкие бутоны на полосе». Последовательность выполнения аппликации помогает запомнить последовательность рисования элементов: круги, листья, украшения.

Декоративная лепка это лепка по мотивам дымковских, филимоновских, тверских и богородских игрушек. Все эти игрушки имеют простую, доступную пониманию детей форму и строение. На примерах лепки декоративных игрушек дети учатся выполнять предметы.

Приобщая детей к русским народным традициям, знакомя их с декоративно прикладным искусством, воспитатель воспитывает гордость за талант своего народа, уважительное отношение к труду других людей.