Всё, что находится во
взаимной связи, должно
преподаваться в такой же связи.
Ян Амос Коменский
Современная система образования направлена на формирование высокообразованной, интеллектуально развитой личности с целостным представлением картины мира, с пониманием глубины связей явлений и процессов, представляющих данную картину. Предметная разобщённость становится одной из причин фрагментарности мировоззрения выпускника школы, в то время как в современном мире преобладают тенденции к экономической, политической, культурной, информационной интеграции. Таким образом, самостоятельность предметов, их слабая связь друг с другом порождают серьёзные трудности в формировании у учащихся целостной картины мира, препятствуют органичному восприятию культуры.
Учителя сталкиваются со следующими проблемами:
- школьники овладевают обрывочными сведениями. У учащихся возникает клочкообразное представление о мире и его законах, в которых не все связано и зависимо и многое существует само по себе. Такое внесистемное знание портит мышление и искажает отношение к миру и самому себе;
- учащиеся не умеют связывать вновь изучаемый материал с пройденным ранее, использовать на уроках знания по другим предметам;
- учителя также затрудняются в правильном, грамотном применении знаний из других предметов по ряду причин: знания из смежных дисциплин забыты или неизвестны в силу своей новизны; нет новой информации о достижениях в пограничных науках; нет методических умений;
- вместе с усвоением готового дифференцированного знания обучающиеся усваивают и репродуктивный характер мышления, что нежелательно, рассматривая современные требования, предъявляемые к ученику;
- дублирования одного и того же материала в учебных программах и учебниках;
- работающие в одном классе педагоги не имеют общей образовательной политики, не действуют как единый коллектив, конкурируя и пытаясь переключить внимание и интерес учащихся именно к своему предмету.
Современное образование как средство освоения мира должно обеспечивать интеграцию различных способов познания мира и тем самым увеличивать творческий потенциал человека для свободных и осмысленных действий, целостного и открытого восприятия и осознания окружающей действительности. Интеграция предметов позволяет преодолеть диспропорцию, разрозненность знаний, научить учащихся оперировать ими на основе представления о мире, современном обществе.
Одной из основных целей национального проекта «Образование», помимо расширения доступности и повышения качества предоставляемых образовательных услуг, выхода на современный уровень обучения, является оказание государственной поддержки талантливой и разносторонне одаренной молодежи, призванной в ближайшем будущем решать практические задачи, повышать качество жизни. В связи с этим возникает необходимость разработки новых подходов к вопросу воспитания и развития творческой индивидуальности школьников с учетом достижений психологии и педагогики, гуманистических подходов к обучению, обеспечения творческого самоопределения личности в меняющихся условиях социума. Необходимо учитывать индивидуальные особенности учащихся. Познавательная потребность устойчива только у трети учащихся. С одной стороны, существуют возрастные особенности, которые способствуют познанию: желание почувствовать себя взрослым, общая двигательная и речевая активность, стремление к самостоятельности, расширение кругозора, мыслительная активность, которая способствует формированию исторического мышления, ярко выраженная эмоциональная сфера личность. Среди этих возрастных особенностей есть такие, которые содействую познавательной работе на преобразующем уровне, например, отрицательное отношение к готовым знаниям и ответам, которые характерны для репродуктивной деятельности. Интегрированные уроки позволяют осуществить личностно-ориентированный подход в обучении, и у детей появляется больше возможностей для самореализации. Несомненно, такие уроки требуют особой предварительной подготовки, но они очень интересны для детей. Подготовка к таким урокам мобилизует учащихся на самостоятельную поисковую деятельность, вызывает необходимость работать с дополнительной литературой и другими источниками информации.
Обучение иностранным языкам важно строить, постоянно проводя аналогии с родным языком. Обучение иностранному языку построено на тех же психологических принципах, что и обучение родному языку.
Родной язык может служить подспорьем в овладении иностранным практически на любой ступени обучения, если его применение системно и если с его помощью достигаются не только практические, но также образовательные и развивающие цели. Подобной сбалансированной точки зрения придерживаются многие исследователи. Так в одной из недавних работ Л.Продромоу, говоря о роли языка, предлагает ряд метафор, каждая из которых по-своему справедлива: «Родной язык на уроке иностранного - это:
- лекарство (безусловно, полезное, но имеющее ряд противопоказаний и вызывающее привыкание);
- колодец, из которого черпаются знания;
- стена, мешающая преподаванию;
- окно в широкий мир (оно позволяет рассмотреть предыдущий опыт учащихся, их интересы и знания мира, их культуру);
- костыль (он помогает двигаться вперед, но одновременно свидетельствует о беспомощности);
- смазочный материал (благодаря которому шестеренки урока движутся слаженно, как единый механизм, таким образом, сберегая время).
Основной и ведущей целью в преподавании иностранных языков в общеобразовательной школе является коммуникативная цель, которая и определяет весь учебный процесс. Одной из основных форм речевого общения является диалогическая речь. Развитие диалогической речи на изучаемом иностранном языке - одна из самых острых проблем. Создавшееся положение требует новых поисков более рациональной методики обучения диалогической речи, при которой желаемые практические результаты достигались бы кратчайшим путем, с минимальной затратой времени и усилий, а сам процесс обучения стал бы посильным, интересным и увлекательным для обучающихся. Интегрированные уроки - один из способов обучения диалогической речи.
Сегодня уже стали привычными слова о том, что у детей необходимо развивать общеучебные навыки (или универсальные учебные действия (УУД), ключевые компетентности), среди которых особенно выделяют коммуникативные. Под наличием сформированных коммуникативных навыков подразумевают хорошо развитую речь, умение вступать в диалог, работать в группе, высказывать свою точку зрения и отстаивать ее, принимать чужую точку зрения и т.д. В процессе обучения этому уделяется большое внимание, но факт остается фактом - выпускники школ в большинстве своем не обладают перечисленными умениями.
Для того чтобы перечисленные умения у ребенка сформировались, педагоги усиленно работают над развитием речи. Они убеждены, что если эта деятельность успешна, то умения выслушать, поспорить, привести аргументы, распределить роли в группе возникнут сами собой. Педагог уверен, что, работая над словарным запасом и развитием связной речи детей, он сможет вывести их на уровень свободного общения в диалоге. При этом учитель надеется на активное участие детей в диалоге, самостоятельность в суждениях, рефлексию, но, увы, мы наблюдаем обратное. Почему? Наверное, объективные причины кроются в неумении детей взаимодействовать друг с другом, участвовать в диалоге, адекватно оценивать себя и других.
При обучении школьников диалогической речи решаются следующие основные задачи:
- Во-первых, дать понятие диалога во всем его многообразии, в его естественной форме, чтобы ребята убедились, что вопросо-ответная форма - лишь частный, хотя и самый распространенный случай диалогического общения. На различных примерах следует показать ученикам, что речь лишь тогда будет живой, естественной и по-настоящему диалогической, если в содержание реплик будут включаться приветствия, сообщения, приглашения, выражение различного рода чувств (удивления, благодарности, уверенности, сомнения), оценка фактов и т.д.
- Во-вторых, обучить ребят нужным репликам, затренировать их до уровня автоматизма при употреблении в конкретной ситуации.
- В-третьих, научить школьников обмениваться этими репликами в соответствующих ситуациях, т.е. научить их вести собственно диалог. Осуществлению этих задач, помимо чисто методических приемов, помогает непосредственно языковой материал учебников с системой лексических подборок, специальных упражнений и текстов.
Приведем пример организации педагогом работы по развитию у детей инициативы в спрашивании и зарождению диалога.
Выводы
Еще И.Г.Песталоцци раскрыл многообразие взаимосвязей учебных предметов. Он исходил из требования: "Приведи в своём сознании все по существу связанные между собой предметы в ту именно связь, в которой они действительно находятся в природе". Песталоцци отмечал особую опасность отрыва одного предмета от другого.
На интегрированных уроках, как ни на каких других, происходит формирование умений анализировать, синтезировать, обобщать, умение видеть проблему, намечать пути решения проблемы и др. Именно на этих уроках в большей мере происходит формирование личности творческой, самостоятельной, ответственной, толерантной, мотивированной.
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
|
I. Организация начала занятия |
||
Приветствие. Мотивация учащихся к деятельности. |
Настрой на общение, деятельность, концентрация внимания. |
|
II. Подготовка к основному этапу занятия |
||
Учитель русского языка. Ребята, я составила предложение из следующих слов. Назову их: «проводить», «родители», «каникулы», «я», «летние», «мои». Составьте мое предложение. (Необходимо все пояснить.) Слова даны так, как пишут ученые в словарях - называется исходная, начальная форма. Вы же изменяйте слова так, как мы употребляем их в речи. |
||
Как можно узнать у меня, каково мое предложение? Я вам что задаю? (Вопросы.) И вы тоже можете мне задать вопросы. |
Возможные вопросы детей к педагогу по его предложению:
Ученики: В вашем предложении кто главное действующее лицо? Учитель: «Я». Ученики: Слово «мои» относится к «каникулам» или « родителям»? Учитель: К слову «родители». Ученики: В каком времени составлено ваше предложение: в настоящем, прошедшем или будущем? Учитель: В прошедшем. Учитель: Составьте мое предложение! Ученики: Я провел летние каникулы с моими родителями! Учитель: Верно! Ваши вопросы помогли это сделать. |
|
Учитель русского языка.
Благодаря нашему диалогу мы пришли к решению поставленной задачи.
Беседа учителя о понятии «диалог» по вопросам:
|
Выполняют предложенную учителем работу.
Самостоятельно формулируют понятие «диалог»:
|
|
III. Открытие нового знания |
||
Учитель английского языка. You have just had a small conversation. Tell me please, what is it built of?
Look at the blackboard. There you see the word «dialogue». Let`s find out what it means for you.
|
Смотрят на доску и выбирают значение слова диалог каждый для себя. | |
All our dialogues are made up of questions and answers. Let`s revise tree types of questions that we know. Write down three types of questions with the examples. (Включается видеоролик) |
Слушают видеоролик. Записывают типы вопросов с примерами. |
|
Учитель английского языка.
Now, let`s train a bit our grammar.
|
Получают листы с двумя предложениями по теме «My holidays», задают друг другу как можно больше разных типов вопросов, тем самым происходит зарождение диалога. | |
1) I like summer holidays because I don`t have to go to school.
2) I like winter holidays because we go to the mountains and ski there. 3) I like spring holidays because it`s warm and we can play football outside. 4) I like going to the country in summer because I visit my granny and meet my friends there. 5) I enjoy going to a camp in summer because we play lots of games and meet new friends there. 6) I would like to stay in the city in summer because I like going to the swimming pool every day and at the weekend my parents take me to the disco. 7) I miss school in summer because I don`t see my friends. 8) In summer I would like to go to an English summer school to improve my English. 9) I want to travel next summer because I like discovering new places and learning about different countries. 10) I like New Year holidays most of all because it`s magic time and we all get lots of presents. |
Например: I like summer holidays because I don`t have to go to school.
- Do you like summer holidays? - Yes, I do. - Do you like summer or winter holidays most of all? - I like summer holidays. - Why do you like summer holidays? - Because I don't have to go to school. |
|
Учитель английского языка. Now I give you the papers with the dialogue where some phrases are missed. Your task is to finish the dialogue.
|
Работают с диалогом. Вставляют пропущенные реплики.
|
|
Учитель русского языка.
Ребята, что делает данный диалог интересным и живым?
|
Повседневные фразы делают диалог живым. | |
Задание: Распределите этикетные слова по группам в зависимости от их назначения.
|
Распределяют слова по группам, получается следующая схема:
|
|
Учитель английского языка.
Английский речевой этикет также важен и не только для самих англичан, но и для всех изучающих английский язык как иностранный. Английский речевой этикет своеобразен и имеет собственные правила и нормы.
|
||
Учитель выдает раздаточный материал с фразами и речевыми клише для диалогов. |
Получают карточки с микродиалогами приветствиями, определяют тип диалога: деловой или разговорный. 1. - Hello, Ben! How are you?
- I'm Ok. And you?
b) - Good-morning, Mr. Green.
c) - How do you do, Mr. Black?
d) - Hi, Nick! Where are you going?
|