Все мы помним, что философия зиждется на том или ином понимании основного ее вопроса.
В педагогике также существует своеобразный основной вопрос: что такое педагогика? Искусство? Наука? Ремесло?
Я считаю, что моя профессия органично вбирает в себя все эти виды деятельности человека.
Учитель начальных классов должен работать на конкретного ученика. Уметь, когда входит в класс, видеть каждого ребенка, его темперамент, характер, но главное - глаза. Помнить всегда эти глаза (такие разные!) на любом этапе своей профессиональной деятельности, пытаться понять, что в них отражено - какие интересы, проблемы (учебные или личные), склонности. И в соответствии с этим своим пониманием выстраивать урок (или мероприятие), свое поведение на нем, а также распределять «роли» между учениками, чтобы каждый мог почувствовать успех, чтобы каждого облагораживающим жестом коснулось «разумное, доброе, вечное». Чтобы каждый ученик, возвращаясь домой, ежедневно чувствовал бы себя хоть немного, но выросшим - интеллектуально, нравственно, эстетически. Я думаю, что никто не будет спорить, что такое умение - это искусство.
Учить детей - искусство и потому, что человек, взявший на себя этот труд, должен быть способен забывать о себе и все свои успехи даже вчерашнего дня считать прошлым. А новый день начинать с ноля. И каждому ученику ежедневно доказывать, что ты достоин его доверия, любви, что учиться - интересно, и делать это стоит с полной отдачей сил.
А как важно чувствовать себя художником, когда создаешь урок! Без этого учебный материал будет «неживым», отвлеченным и вряд ли дойдет до сердца ученика.
Но педагогика - это и ремесло, потому что учителю ежедневно приходится «лепить» детское знание, характер, душу.
Человеку, работающему в школе, необходимо быть в курсе современных педагогических идей, уметь их применять в своей практике.
Все сошлось в моей профессии, и чувствую я себя в классе и ученым, и мастером, и художником. И это самоощущение влияет на мои педагогические взгляды.
В определении своей учительской позиции я прибегну к древним - к Сократу. Этот мудрец бесконечно верил в то, что умным, развитым, интересным, а также сильным и ловким юноша будет только тогда, когда его учитель смог «не насиловать душу ученика, а вел за собой, давал делать свои робкие шаги». Поэтому очень важным считаю в работе со своими учениками создание особой атмосферы искренности и доверия, любви и взаимопонимания, где каждый ученик открыто и смело пробует себя, ищет и в этом трудном поиске растет как ученик, личность, то есть развивается. Идея развития является ведущей в моей педагогической практике, цель которой я вижу в формировании саморазвивающейся личности, знания которой средство развития мышления ребенка, его эмоциональной сферы, творческих способностей и мотивов деятельности.
В стремление достичь высокий образовательный результат своей работы я активно использую на уроке, внеклассных мероприятиях современные педагогические технологии - личностно-ориентированного, проблемного, группового обучения, а также игровые, мультимедийные технологии, инновационные методы оценки результатов.
Мой интерес к игровым и коллективным формам обучения объясняется тем, что они способствуют вовлечению в работу над учебной информацией всех учащихся, в том числе и слабых, развивают дружбу, взаимопомощь, умение формулировать и высказывать не только личную, но и общую позицию, учат ценить каждого члена команды. Эти качества я считаю очень важными для ребенка в его последующем обучении на средней, старшей ступени образования, во взрослой жизни.
Активизации познавательной деятельности детей способствует не только технологичность учебной и воспитательной работы, но и использование форм урока, которые им интересны - урок-игра, урок-путешествие, урок-поиск, интегрированный урок.
При отборе содержания урока, классных часов, внеклассных мероприятий я учитываю возрастные особенности детей, их интересы и склонности, личностную направленность. Уже с первого класса стремлюсь воспитать в малышах нравственные нормы, чувство любви к Родине, национальное самосознание, уважение к духовным ценностям людей других национальностей, всего человечества. Считаю, что толерантное сознание - одно из необходимых условий достойного проявления в жизни современного человека, и формировать его нужно с самого раннего детства.
Мое глубокое убеждение, что высокий образовательный результат должен достигаться не за счет здоровья ребенка. Поэтому свою деятельность учителя, классного руководителя я осуществляю с соблюдением принципов и требований педагогики здоровьесбережения. Работаю здесь в следующих направлениях - оснащение кабинета; профилактика заболеваний и психопрофилактика; активизация двигательной активности учащихся; формирование навыков здорового образа жизни.
Таков мой взгляд на смысл педагогической деятельности, ее особенности, пути и способы достижения высокого и красивого результата учительского труда. А это может быть только умный, здоровый душой и телом, чувствующий собственную человеческую ценность и уважающий ценность, и самобытность окружающих, востребованный гражданин Отечества. Моя задача - заложить фундамент такой личности. Но мы все знаем, что от прочности основания зависит судьба всей постройки, и я горжусь своей миссией учителя начальных классов.
А еще для меня очень важно, чтобы спустя годы моим ученикам хотелось открыть дверь в свой родной класс и шагнуть в детство. Мы являемся одной большой дружной семьей, и в этом заключается мое человеческое счастье.