Современная школа наряду с формированием предметных знаний и умений должна развивать функциональную грамотность обучающихся, которая включает в себя языковую, компьютерную, информационную, правовую, гражданскую, финансовую, экологическую. Усиление внимания к термину функциональная грамотность особенно актуально сегодня и обусловлено проводимыми международными исследованиями достижений ожидаемых результатов обучающихся: TIMSS, PISA. Обновляющейся школе, в 21 веке потребовались такие методы обучения, которые:
- формировали бы инициативу и самостоятельность обучающихся;
- развивали УУД: исследовательские, рефлексивные, самооценочные;
- формировали бы не просто умения, а компетенции, т.е. умения, сопряженные с опытом их применения в практической деятельности;
- были бы нацелены на развитие познавательного интереса обучающихся;
- реализовывали бы принцип связи обучения с жизнью.
Образование сегодня невозможно себе представить без цифровых образовательных ресурсов. Цифровые образовательные ресурсы (ЦОР) - это многообразие информационных источников, представленных в цифровой форме: символьные объекты и графика, картографические материалы и фотографии, звукозаписи и видеофильмы, объекты интерактивного моделирования и виртуальной реальности, игры и другие материалы, которые ученики широко используют в повседневной жизни.
На предмете история, мне представляется особенно важным, формирование исторического мышления, под которым понимаю набор мыслительных стратегий, дающих учащимся возможность, не запутаться в лабиринтах прошлого и критически оценивать различные информационные источники. Изучение истории может и должно помочь современным молодым людям в решении практических задач: в умении правильно ориентироваться в социуме, в получении навыков гражданского поведения, в выработке собственной мировоззренческой позиции.
Именно на уроках истории, школьнику дается возможность включиться в культурную среду, созданную его предками, попытаться представить себе историческую атмосферу того времени, понять, какие факторы влияли на мысли и поступки его соотечественников в предшествующие эпохи.
В этой связи, становится особенно актуальным, широкое использование ЦОР, как эффективный инструмент для создания образовательных проектов, ведь подобные проекты предполагают деятельностный подход, развивающий функциональную грамотность обучающихся. Наглядность, особенно элементы геймификации, способствуют повышению познавательного интереса учащихся всех возрастов.
В качестве примера использования цифровых образовательных ресурсов на уроках истории представляю проект по созданию практического учебного продукта, состоящего из интерактивного календаря и проверочной творческой работы в Googlе-форме или интерактивной игры. Практика показывает, что образовательный проект - это эффективный методом развития функциональной грамотности обучающихся.
Название проекта: «КИПѝ»: расшифровка (Календарь Интерактивный + Проверочная Игра), смысл (кипи = «вари» - шевели мозгами, создавай кипучую деятельность, не будь равнодушным, доведи свой интерес до точки кипения).
Цели проекта: Создание обучающимися ЦОР с элементами геймификации по истории Отечества для повышения познавательного интереса к изучению предмета и формирования функциональной грамотности.
Задачи:
- Собрать, проанализировать и обобщить информацию об изучаемом периоде истории России;
- Создать интерактивный календарь;
- Составить проверочную работу по изучаемому историческому период в Google-форме или виде интерактивной игры;
- Представить созданные ЦОР на уроке и в группе по истории в социальной сети «Viber».
Целевая аудитория: 10 класс. Подобный информационный проект возможен в любом классе.
Сроки: в течение учебного года.
- 1 четверть - Тема «Первая революция 1905-1907 гг.»
- 2 четверть - Тема «Февральская и Октябрьская 1917 г.»
- 3 четверть - Тема «Великая Отечественная война»
- 4 четверть - Тема «Правители Советского периода и России»
Описание технического задания проекта:
- Используя возможности цифровых образовательных ресурсов Саnwa PowerPoint и т.д. (по выбору обучающегося) создать интерактивный календарь по изучаемому историческому периоду истории России.
- В календарях должны быть представлены причины, основные события, итоги, персоналии по заданной теме. В них могут быть фотографии исторических деятелей, документы, иллюстрации, видео и т.д.
- Информация по изучаемому историческому периоду должна быть представлена с использованием QR кодов.
- Для создания календарей можно использовать индивидуальную или групповую работу (по выбору обучающегося).
- Используя ЦОР, подготовить проверочную работу по изученному периоду в Google форме или в виде интерактивной игры (по выбору).
- Защитить проект на уроке истории, представить его в социальной сети «Viber» (Может быть любая другая соцсеть).
Этапы деятельности:
- Выбор темы;
- Работа в мини-группах или индивидуально (по выбору обучающегося);
- Поиск и оформление информации с использованием возможностей Интернета, графических редакторов: Canva, Word, PowerPoint, платформ Google, Zoom, учебный редактор ГИС, учебная система монтажа и редактирования мультимедийных объектов и т.д.;
- Размещение созданного продукта в домашних заданиях электронной систему «Эпос» для проверки учителем;
- Размещение в группе по истории в «Viber», где каждый может ознакомиться с работой и поставить «лайк»;
- Защита проекта на уроке;
- Проведение проверочной работы по изученному периоду с использованием, созданных обучающимися тестов в Google форме;
- Интерактивная игра на закрепление изученного материала на уроке истории с целью систематизации и обобщения изученного материала.
- Определение победителя: победителем становится тот, кто во-первых, получил наивысший бал в классе на защите проекта; во-вторых, оценку 5 за проверочную работу по теме; в третьих, наибольшее число «лайков» в группе в «Viber».
Рефлексия:
- Самоконтроль и самооценка результатов деятельности;
- Оценка одноклассников;
- Оценка преподавателя.
Ожидаемые результаты:
Личностные результаты:
- повышение учебно-познавательного интереса к изучаемому периоду истории Отечества;
- формирование ответственного отношения к учению;
- возможность создания новых цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) в своей учебной деятельности;
- готовность к саморазвитию и самообразованию;
- формирование коммуникативных навыков, необходимых для работы в группе;
- умение публично выступать и презентовать свою работу
Предметные:
- приобретение новых знаний по предмету история Отечества;
- умение отбирать учебный материал, критически оценивать различные информационные источники;
- строить логические рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы.
Метапредметные результаты:
- совершенствование навыков смыслового чтения и критического мышления;
- умение самостоятельно планировать свою работу и соотносить то, что планировалось и то, что получилось;
- умение объективно оценивать свою работу, сравнивать ее с работами одноклассников;
- умение использования ЦОР, как инструмента для осуществления своей деятельности.
Конечный продукт:
- Интерактивный информационный календарь
- Проверочная работа
- Интерактивная игра
Далее представляю вашему вниманию примеры готовых интерактивных продуктов по проекту «КИПИ», осуществленные в 2021-2022 уч. году.
1. Интерактивный информационный календарь
2. Проверочная работа
3. Игра по теме: Правители СССР
Представленный проект «КИПИ» дал возможность десятиклассникам включиться в практическую деятельность, «довести до точки кипения» свой познавательный интерес, развить креативность и способность к самообразованию и саморазвитию, что несомненно будет полезно в их дальнейшем профессиональном и жизненном пути. Таким образом, образовательный проект с использованием ЦОР - действительно позволяет успешно развивать функциональную грамотность современных школьников.