Дополнительная образовательная программа художественно-эстетической направленности с использованием методов кинезиологии для детей дошкольного возраста (3–4 года) "Увлекательное рисование"

Разделы: Работа с дошкольниками, Дополнительное образование

Класс: д/с


1. Целевой раздел

Пояснительная записка

Ум ребёнка - на кончиках его пальцев».
В.И.Сухомлинский

Дошкольное детство - очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребёнок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя окружающий мир. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идёт разностороннее развитие ребёнка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества.

Моя задача - научить детей манипулировать с разнообразными по качеству, свойствам материалами, использовать нетрадиционные способы изображения.

Актуальность программы

«Рука является вышедшим наружу головным мозгом».
И.Кант

Рисование в нетрадиционном стиле увлекает, завораживает, восхищает и удивляет детей. Ведь здесь используются необычные материалы, а самое главное - нет места слову «»нельзя». Можно изображать что хочешь, как хочешь и чем хочешь. Дети получают положительные эмоции, а по эмоциям можно судить о настроении ребёнка, о том, что его радует, что огорчает.

Творчество - это универсальное средство развития индивидуальности, которое обеспечивает устойчивую адаптацию к новым условиям жизни.

Кинезиология или «гимнастика для мозга» - наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определённые двигательные упражнения. Основная идея её построения - это активизация деятельности двух полушарий головного мозга.

2. Содержательный раздел

Цели и задачи: Создание условий для развития потенциальных способностей ребёнка, интереса к собственным открытиям через поисковую деятельность средствами нетрадиционного рисования.

ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

Обучающие задачи:

  • Обучать детей при помощи новейших образовательных технологий
  • Учить приёмам работы с нетрадиционными художественными материалами
  • Учить различать цвета, основные геометрические фигуры.

Развивающие задачи:

  • Развивать у детей желание экспериментировать.
  • Развивать творчество и фантазию, наблюдательность и воображение, мышление и любознательность.

Воспитательные задачи:

  • Воспитывать у детей интерес и любовь к изобразительному искусству как средству выражения чувств, отношений, приобщения к миру прекрасного.
  • Воспитывать аккуратность, трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом, стремление к творческой самореализации.

Задачи кинезиологии

  • Развитие мелкой моторики руки.
  • Синхронизация работы полушарий.
  • Развитие памяти, внимания, речи, мышления.

3. Организационный раздел

Методы и приёмы в организации программы

  1. Словесные (объяснение, беседа)
  2. Наглядные (картины, образцы, рисунки)
  3. Метод наблюдения.(прогулки)
  4. Игровые (дидактические, развивающие, подвижные)

Все методы используются в комплексе

Условия реализации программы

  • Форма работы - 2 занятия в неделю (понедельник, четверг), вторая половина дня.
  • Длительность занятия - 15 минут.
  • Срок реализации программы - 2 года.

Методическое обеспечение

  • Презентации
  • Подборка литературы
  • Комплексы кинезиологических упражнений
  • Образцы показов для рисования

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ

«Колечко»

Поочерёдно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Проба выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном ( от мизинца к указательному) порядке. Вначале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.

«Ухо - нос»

Правая рука касается кончика носа, левая - мочки правого уха. Одновременно отпустить ухо и нос, хлопнуть в ладоши, затем поменять положение рук.

«Кулак - ребро - ладонь»

Три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяют друг друга. Ладонь на плоскости, сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола, распрямлённая ладонь на плоскости стола. Выполняется сначала правой рукой, потом - левой, затем - двумя руками вместе 8-10 раз.

«Лягушка»

Поочерёдно одна рука сжимается в кулак, а другая - ладонью на столе. Происходит смена положения рук.

ДЫХАТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

«Свеча»

Исходное положение - сидя за столом. Представьте, что перед вами стоит большая свеча. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь одним выдохом задуть свечу. А теперь представьте, что перед вами 5 маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и задуйте свечки маленькими порциями выдоха.

ТЕЛЕСНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

«Дерево»

Мы растём, растём, растём.
И до неба достаём.

Сидя на корточках, спрятать голову в колени, колени обхватить руками. Это - семечко, которое постепенно прорастает и превращается в дерево. Медленно подняться на ноги, затем распрямить туловище, вытянуть руки вверх. Подул ветер - раскачивать тело, имитируя дерево (10 раз).

Примерное тематическое планирование психолого-педагогической работы в рамках программы

СЕНТЯБРЬ

Неделя

Тема, виды деятельности

Задачи

Материалы

Методическая литература

1/2

Упражнение: разминка с кисточкой.

Совершенствовать умение правильно держать кисть; формировать свободное движение руки с кистью во время рисования.

Гуашь, жёсткая кисть, листы бумаги.

К.К.Утробина «Увлекательное рисование методом «тычка» с детьми 3-5 лет», страница 7.

3/4

«Салют».

Познакомить детей со способом рисования «тычком» жёсткой кистью, совершенствовать умение правильно держать кисточку при рисовании, осваивать цветовую палитру.

К.К.Утробина «Увлекательное рисование методом «тычка» с детьми 3-5 лет», страница 9.

ОКТЯБРЬ

Неделя

Тема, виды деятельности

Задачи

Материалы

Методическая литература

1/2

«Котёнок»

Учить раскрашивать животных способом «тычка», закреплять умения детей рисовать разными способами: «тычками» и концом кисти. Расширять знания детей о домашних животных.

Листы бумаги, гуашь, кисточки, иллюстрации или рисунки котят.

К.К.Утробина «Увлекательное рисование методом «тычка» с детьми 3-5 лет», страница 14.

3/4

«Осенние цветы на клумбе (астры, бархатцы)»

Рисование методом «тычка», закрепление умения правильно держать кисть; развивать чувство композиции и воспитывать художественный вкус.

Лист бледно-зелёного цвета формата А4 в форме круга («клумбы»), жёсткая кисть, гуашь.

Н.М.Савельева «В мире красок», страница 23.

НОЯБРЬ

Неделя

Тема, виды деятельности

Задачи

Материалы

Методическая литература

1/2

«Осенний листопад»

Познакомить детей с приёмом - печатью листьями; закрепить умение аккуратно использовать краску при работе; развивать чувство композиции, воспитывать художественный вкус.

Листья разных пород деревьев, листы бумаги, гуашь, кисти.

Н.М.Савельева «В мире красок». страница 23-24.

3/4

«Ёжик»

Учить детей рисовать ежа, передавая особенности внешнего вида, выполнять рисунок тела без предварительной прорисовки карандашом; познакомить с новой техникой рисования - печатью смятой бумагой.

Бумага формата А4, смятая бумага, гуашь.

Н.М.Савельева «В мире красок», страница 30.

ДЕКАБРЬ

Неделя

Тема, виды деятельности

Задачи

Материалы

Методическая литература

1/2

«Снежок»

Познакомить детей со смешанной техникой рисования - свеча+акварель; учить работать с воском и акварелью, тонировать лист в цвета зимы.

Белая свеча, альбомный лист формата А4, акварель, кисть.

Н.М.Савельева «В мире красок», страница 31.

3/4

«Морозный узор»

Г.Н.Давыдова, «22 занятия по рисованию для дошкольников. Нетрадиционные техники», страница 37.

ЯНВАРЬ

Неделя

Тема, виды деятельности

Задачи

Материалы

Методическая литература

1/2

«Весёлые кляксы»

Познакомить детей с таким способом изображения как кляксография; учить дорисовывать детали объектов, полученных в ходе спонтанного изображения, для придания им законченности и сходства с реальными объектами.

Альбомный лист формата А4, гуашь, набор фломастеров, кисти, палитра.

Н.М.Савельева «В мире красок», страница 32

3/4

«Снежинки»

Г.Н.Давыдова, «22 занятия по рисованию для дошкольников. Нетрадиционные техники», страница 23.

ФЕВРАЛЬ

Неделя

Тема, виды деятельности

Задачи

Материалы

Методическая литература

1/2

«Зайчики»

Освоить новый способ изображения - рисование поролоновый губкой, позволяющий ярко передать изображаемый объект, его характерную фигуру.

Листы бумаги формата А4 синего и голубого цвета, кисточка, гуашь белого цвета, поролоновые тычки.

Н.М.Савельева «В мире красок», страница 33.

3/4

«Плюшевый мишка. Игрушки»

Освоить новый способ изображения - рисование поролоновой губкой, позволяющий наиболее ярко передать изображаемый объект.

Лист формата А4, гуашь, 2 кусочка поролоновой губки, кисточки.

Г.Н.Давыдова, «22 занятия по рисованию для дошкольников. Нетрадиционные техники», страница 74.

МАРТ

Неделя

Тема, виды деятельности

Задачи

Материалы

Методическая литература

1/2

«Тюльпаны»

Ознакомление с новым приёмом рисования - «расчёсывание» краски; освоение нового графического знака - волнистая линия отработка плавного, непрерывного движения руки.

Листы бумаги формата А4, гуашь, кисточки, стека с зубчиками.

Г.Н.Давыдова, «22 занятия по рисованию для дошкольников. Нетрадиционные техники», страница 69-72

3/4

«Ёжик»

АПРЕЛЬ

Неделя

Тема, виды деятельности

Задачи

Материалы

Методическая литература

1/2

«Цветущая весна»

Освоение техники рисования по мокрому листу; расширять знания детей о свойствах влажной бумаги

Листы плотной бумаги формата А4, акварель, кисточки, палитра, поролоновые губки

Н.М.Савельева «В мире красок», страница 36.

3/4

«Волшебный дождик»

Закрепить технику рисования свечой и умение тонировать лист акварелью.

Листы бумаги формата А4, кисточки, акварель, гуашь голубого цвета, свеча.

Н.М.Савельева «В мире красок», страница 38.

МАЙ

Неделя

Тема, виды деятельности

Задачи

Материалы

Методическая литература

1/2

«Праздничный салют над городом»

Закрепление свойства разных материалов: акварель и восковые мелки; усвоение навыка произведения непрерывных линий, достижения свободного движения руки.

Листы формата А4, репродукция с изображением салюта, набор восковых карандашей, акварель, кисточки.

Г.Н.Давыдова, «22 занятия по рисованию для дошкольников. Нетрадиционные техники», страница 41.

3/4

«Одуванчик»

Рисование способом «тычка» по контуру, закрепление умения закрашивать листья кончиком кисточки.

Листы формата А4 с нарисованным контуром одуванчиков, жёлтая и зелёная гуашь, кисточки.

К.К.Утробина «Увлекательное рисование методом «тычка» с детьми 3-5 лет», страница 18.

Планируемый результат

К концу первого года обучения дети:

  • овладеют рисованием - тычком жёсткой полусухой кистью;
  • научатся приёму рисования -печатанье листьями;
  • научатся рисовать смятой бумагой;
  • научатся рисовать свечой и акварелью;
  • овладеют приёмом - кляксография (рисование коктейльной трубочкой)
  • научаться делать оттиски поролоном;
  • научатся приёму - расчёсывания краски.

Формировать у детей эмоционально положительное отношение к процессу рисования.

Способствовать более эффективному развитию воображения, восприятия, познавательных способностей через комплексы кинезиологических упражнений.

Формы подведения итогов реализации программы

Выставки детских работ.

Литература

  1. К.К.Утробина «Увлекательное рисование методом «тычка» с детьми 3-5 лет»
  2. Г.Н.Давыдова «22 занятия по рисованию для дошкольников. Нетрадиционные техники»
  3. Н.М.Савельева «В мире красок»
  4. https://sad13-vesna.ru/wp-content/uploads/2021/12/3.1. - Методический-сборник.pdf
  5. https://nsportal.ru/detskii-sad/korrektsionnaya-pedagogika/2022/01/27/kineziologicheskih-uprazhneniy-dlya-detey-2-4-let.