1. Целевой раздел
Пояснительная записка
Ум ребёнка - на кончиках его пальцев».
В.И.Сухомлинский
Дошкольное детство - очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребёнок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя окружающий мир. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идёт разностороннее развитие ребёнка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества.
Моя задача - научить детей манипулировать с разнообразными по качеству, свойствам материалами, использовать нетрадиционные способы изображения.
Актуальность программы
«Рука является вышедшим наружу головным мозгом».
И.Кант
Рисование в нетрадиционном стиле увлекает, завораживает, восхищает и удивляет детей. Ведь здесь используются необычные материалы, а самое главное - нет места слову «»нельзя». Можно изображать что хочешь, как хочешь и чем хочешь. Дети получают положительные эмоции, а по эмоциям можно судить о настроении ребёнка, о том, что его радует, что огорчает.
Творчество - это универсальное средство развития индивидуальности, которое обеспечивает устойчивую адаптацию к новым условиям жизни.
Кинезиология или «гимнастика для мозга» - наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определённые двигательные упражнения. Основная идея её построения - это активизация деятельности двух полушарий головного мозга.
2. Содержательный раздел
Цели и задачи: Создание условий для развития потенциальных способностей ребёнка, интереса к собственным открытиям через поисковую деятельность средствами нетрадиционного рисования.
ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Обучающие задачи:
- Обучать детей при помощи новейших образовательных технологий
- Учить приёмам работы с нетрадиционными художественными материалами
- Учить различать цвета, основные геометрические фигуры.
Развивающие задачи:
- Развивать у детей желание экспериментировать.
- Развивать творчество и фантазию, наблюдательность и воображение, мышление и любознательность.
Воспитательные задачи:
- Воспитывать у детей интерес и любовь к изобразительному искусству как средству выражения чувств, отношений, приобщения к миру прекрасного.
- Воспитывать аккуратность, трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом, стремление к творческой самореализации.
Задачи кинезиологии
- Развитие мелкой моторики руки.
- Синхронизация работы полушарий.
- Развитие памяти, внимания, речи, мышления.
3. Организационный раздел
Методы и приёмы в организации программы
- Словесные (объяснение, беседа)
- Наглядные (картины, образцы, рисунки)
- Метод наблюдения.(прогулки)
- Игровые (дидактические, развивающие, подвижные)
Все методы используются в комплексе
Условия реализации программы
- Форма работы - 2 занятия в неделю (понедельник, четверг), вторая половина дня.
- Длительность занятия - 15 минут.
- Срок реализации программы - 2 года.
Методическое обеспечение
- Презентации
- Подборка литературы
- Комплексы кинезиологических упражнений
- Образцы показов для рисования
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ
«Колечко»
Поочерёдно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Проба выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном ( от мизинца к указательному) порядке. Вначале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.
«Ухо - нос»
Правая рука касается кончика носа, левая - мочки правого уха. Одновременно отпустить ухо и нос, хлопнуть в ладоши, затем поменять положение рук.
«Кулак - ребро - ладонь»
Три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяют друг друга. Ладонь на плоскости, сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола, распрямлённая ладонь на плоскости стола. Выполняется сначала правой рукой, потом - левой, затем - двумя руками вместе 8-10 раз.
«Лягушка»
Поочерёдно одна рука сжимается в кулак, а другая - ладонью на столе. Происходит смена положения рук.
ДЫХАТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ
«Свеча»
Исходное положение - сидя за столом. Представьте, что перед вами стоит большая свеча. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь одним выдохом задуть свечу. А теперь представьте, что перед вами 5 маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и задуйте свечки маленькими порциями выдоха.
ТЕЛЕСНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ
«Дерево»
Мы растём, растём, растём.
И до неба достаём.
Сидя на корточках, спрятать голову в колени, колени обхватить руками. Это - семечко, которое постепенно прорастает и превращается в дерево. Медленно подняться на ноги, затем распрямить туловище, вытянуть руки вверх. Подул ветер - раскачивать тело, имитируя дерево (10 раз).
Примерное тематическое планирование психолого-педагогической работы в рамках программы
СЕНТЯБРЬ
Неделя |
Тема, виды деятельности |
Задачи |
Материалы |
Методическая литература |
1/2 |
Упражнение: разминка с кисточкой. |
Совершенствовать умение правильно держать кисть; формировать свободное движение руки с кистью во время рисования. |
Гуашь, жёсткая кисть, листы бумаги. |
К.К.Утробина «Увлекательное рисование методом «тычка» с детьми 3-5 лет», страница 7. |
3/4 |
«Салют». |
Познакомить детей со способом рисования «тычком» жёсткой кистью, совершенствовать умение правильно держать кисточку при рисовании, осваивать цветовую палитру. |
К.К.Утробина «Увлекательное рисование методом «тычка» с детьми 3-5 лет», страница 9. |
ОКТЯБРЬ
Неделя |
Тема, виды деятельности |
Задачи |
Материалы |
Методическая литература |
1/2 |
«Котёнок» |
Учить раскрашивать животных способом «тычка», закреплять умения детей рисовать разными способами: «тычками» и концом кисти. Расширять знания детей о домашних животных. |
Листы бумаги, гуашь, кисточки, иллюстрации или рисунки котят. |
К.К.Утробина «Увлекательное рисование методом «тычка» с детьми 3-5 лет», страница 14. |
3/4 |
«Осенние цветы на клумбе (астры, бархатцы)» |
Рисование методом «тычка», закрепление умения правильно держать кисть; развивать чувство композиции и воспитывать художественный вкус. |
Лист бледно-зелёного цвета формата А4 в форме круга («клумбы»), жёсткая кисть, гуашь. |
Н.М.Савельева «В мире красок», страница 23. |
НОЯБРЬ
Неделя
|
Тема, виды деятельности |
Задачи |
Материалы |
Методическая литература |
1/2 |
«Осенний листопад» |
Познакомить детей с приёмом - печатью листьями; закрепить умение аккуратно использовать краску при работе; развивать чувство композиции, воспитывать художественный вкус. |
Листья разных пород деревьев, листы бумаги, гуашь, кисти. |
Н.М.Савельева «В мире красок». страница 23-24. |
3/4 |
«Ёжик» |
Учить детей рисовать ежа, передавая особенности внешнего вида, выполнять рисунок тела без предварительной прорисовки карандашом; познакомить с новой техникой рисования - печатью смятой бумагой. |
Бумага формата А4, смятая бумага, гуашь. |
Н.М.Савельева «В мире красок», страница 30. |
ДЕКАБРЬ
Неделя
|
Тема, виды деятельности |
Задачи |
Материалы |
Методическая литература |
1/2 |
«Снежок» |
Познакомить детей со смешанной техникой рисования - свеча+акварель; учить работать с воском и акварелью, тонировать лист в цвета зимы. |
Белая свеча, альбомный лист формата А4, акварель, кисть. |
Н.М.Савельева «В мире красок», страница 31. |
3/4 |
«Морозный узор» |
Г.Н.Давыдова, «22 занятия по рисованию для дошкольников. Нетрадиционные техники», страница 37. |
ЯНВАРЬ
Неделя
|
Тема, виды деятельности |
Задачи |
Материалы |
Методическая литература |
1/2 |
«Весёлые кляксы» |
Познакомить детей с таким способом изображения как кляксография; учить дорисовывать детали объектов, полученных в ходе спонтанного изображения, для придания им законченности и сходства с реальными объектами. |
Альбомный лист формата А4, гуашь, набор фломастеров, кисти, палитра. |
Н.М.Савельева «В мире красок», страница 32 |
3/4 |
«Снежинки» |
Г.Н.Давыдова, «22 занятия по рисованию для дошкольников. Нетрадиционные техники», страница 23. |
ФЕВРАЛЬ
Неделя
|
Тема, виды деятельности |
Задачи |
Материалы |
Методическая литература |
1/2 |
«Зайчики» |
Освоить новый способ изображения - рисование поролоновый губкой, позволяющий ярко передать изображаемый объект, его характерную фигуру. |
Листы бумаги формата А4 синего и голубого цвета, кисточка, гуашь белого цвета, поролоновые тычки. |
Н.М.Савельева «В мире красок», страница 33. |
3/4 |
«Плюшевый мишка. Игрушки» |
Освоить новый способ изображения - рисование поролоновой губкой, позволяющий наиболее ярко передать изображаемый объект. |
Лист формата А4, гуашь, 2 кусочка поролоновой губки, кисточки. |
Г.Н.Давыдова, «22 занятия по рисованию для дошкольников. Нетрадиционные техники», страница 74. |
МАРТ
Неделя
|
Тема, виды деятельности |
Задачи |
Материалы |
Методическая литература |
1/2 |
«Тюльпаны» |
Ознакомление с новым приёмом рисования - «расчёсывание» краски; освоение нового графического знака - волнистая линия отработка плавного, непрерывного движения руки. |
Листы бумаги формата А4, гуашь, кисточки, стека с зубчиками. |
Г.Н.Давыдова, «22 занятия по рисованию для дошкольников. Нетрадиционные техники», страница 69-72 |
3/4 |
«Ёжик» |
АПРЕЛЬ
Неделя
|
Тема, виды деятельности |
Задачи |
Материалы |
Методическая литература |
1/2 |
«Цветущая весна» |
Освоение техники рисования по мокрому листу; расширять знания детей о свойствах влажной бумаги |
Листы плотной бумаги формата А4, акварель, кисточки, палитра, поролоновые губки |
Н.М.Савельева «В мире красок», страница 36. |
3/4 |
«Волшебный дождик» |
Закрепить технику рисования свечой и умение тонировать лист акварелью. |
Листы бумаги формата А4, кисточки, акварель, гуашь голубого цвета, свеча. |
Н.М.Савельева «В мире красок», страница 38. |
МАЙ
Неделя
|
Тема, виды деятельности |
Задачи |
Материалы |
Методическая литература |
1/2 |
«Праздничный салют над городом» |
Закрепление свойства разных материалов: акварель и восковые мелки; усвоение навыка произведения непрерывных линий, достижения свободного движения руки. |
Листы формата А4, репродукция с изображением салюта, набор восковых карандашей, акварель, кисточки. |
Г.Н.Давыдова, «22 занятия по рисованию для дошкольников. Нетрадиционные техники», страница 41. |
3/4 |
«Одуванчик» |
Рисование способом «тычка» по контуру, закрепление умения закрашивать листья кончиком кисточки. |
Листы формата А4 с нарисованным контуром одуванчиков, жёлтая и зелёная гуашь, кисточки. |
К.К.Утробина «Увлекательное рисование методом «тычка» с детьми 3-5 лет», страница 18. |
Планируемый результат
К концу первого года обучения дети:
- овладеют рисованием - тычком жёсткой полусухой кистью;
- научатся приёму рисования -печатанье листьями;
- научатся рисовать смятой бумагой;
- научатся рисовать свечой и акварелью;
- овладеют приёмом - кляксография (рисование коктейльной трубочкой)
- научаться делать оттиски поролоном;
- научатся приёму - расчёсывания краски.
Формировать у детей эмоционально положительное отношение к процессу рисования.
Способствовать более эффективному развитию воображения, восприятия, познавательных способностей через комплексы кинезиологических упражнений.
Формы подведения итогов реализации программы
Выставки детских работ.
Литература
- К.К.Утробина «Увлекательное рисование методом «тычка» с детьми 3-5 лет»
- Г.Н.Давыдова «22 занятия по рисованию для дошкольников. Нетрадиционные техники»
- Н.М.Савельева «В мире красок»
- https://sad13-vesna.ru/wp-content/uploads/2021/12/3.1. - Методический-сборник.pdf
- https://nsportal.ru/detskii-sad/korrektsionnaya-pedagogika/2022/01/27/kineziologicheskih-uprazhneniy-dlya-detey-2-4-let.