План-конспект игрового занятия «Состязание рукодельниц»

Разделы: Дополнительное образование


Возраст обучающихся: 9-12 лет (первый год обучения по программе «Клубочек»).

Тип занятия: подведение итогов обучения по программе «Клубочек» 2021-2022 учебного года.

Цель занятия: подведение итогов 2021-2022 учебного года, контроль уровня знаний, умений, навыков, полученных при обучении по дополнительной общеразвивающей программе «Клубочек».

Задачи:

Развивающие.

  • Создать условия для развития познавательных процессов: творческого мышления, внимания, памяти.
  • Развивать речь, навыки публичного выступления, творческие способности.
  • Раскрыть индивидуальные особенности учащихся.

Образовательные.

  • Закрепить знания о материалах и инструментах, которые необходимы для вязания.
  • Закрепить знания об основных приёмах вязания крючком.
  • Закрепить знания по технике безопасного труда.

Воспитательные:

  • Развивать навыки творческого общения в процессе обучения по программе «Клубочек».

Материалы к занятию:

  • Фотографии вязаных изделий
  • Дидактический проверочный материал
  • Проверочные тесты
  • Билеты с вопросами
  • Выставка вязаных изделий творческого объединения «Клубочек».

План занятия.

  1. Приветствие, подготовка к занятию
  2. Сообщение темы и цели занятия
  3. Деление учащихся на 2 команды, выбор капитанов команд
  4. Выбор экспертов
  5. Визитная карточка творческого объединения
  6. Проведение конкурса
  7. Подведение итогов занятия и итогов работы группы

1. Организационный этап

Педагог: - Здравствуйте, дорогие ребята и уважаемые гости! Рада всех приветствовать.

Вы уже полгода посещаете занятия творческого объединения «Уют». Вы многому научились, узнали интересные и познавательные факты о вязании, вязании крючком, приобрели навыки работы с крючком, некоторые из вас уже принимали участие в творческих конкурсах, достигли высоких результатов в освоении техники вязания.

Мы сегодня игровое занятие «Состязание рукодельниц» - На занятии у нас будут работать эксперты, которые помогут мне оценить ваши знания и умения. (представить жюри)

- Я предлагаю разделиться на две команды. Каждая команда выберет своего капитана и придумает название команды.

Педагог заранее готовит бланк для баллов и замечаний для каждого представителя жюри. За каждый правильный ответ начисляются баллы. Участники состязания должны быть ознакомлены с правилами игры до начала состязания. С правилами выполнения конкурсов игроков знакомят ведущие в ходе мероприятия. Необходимо заранее подготовить карточки с заданиями для конкурсов, альбомные листы, карандаши, фломастеры.

Проведение игры

На сцене появляются двое: с одной стороны - Крючок, с другой - Клубок.

Крючок: Дорогие друзья! Сегодня мы проводим состязание для тех, кто полюбил вязание. Давайте знакомиться!

Клубок:

Я пушистый, мягкий, круглый,
Есть и хвост, но я - не кот.
Часто прыгаю упруго,
Покачусь - и под комод.
(клубок)

Крючок:

Я вязать вас научу
Хоть один я, погляжу,
Но получится у вас
Все вещицы просто класс!
(крючок)

Крючок:

Мой *вязаный мир*,
Он родился в мой день рождения!
И я вас приглашаю всех туда,
Где нет войны,
Где только вдохновение,
И только собираются друзья!
Мой Мир - его вяжу я часто,
Не думая про горе страх и боль!
Мой Мир - в нем всё всегда прекрасно,
Лишь только красота, узоры и любовь!
В нем спицы есть, крючки и нитки,
А больше мне не надо ничего,
Чтоб сотворить свой Мир -
Связать из нити, все что в душе моей
Живет давно!

Клубок:

Сестрицы по изящному искусству,
Подруги по умению вязать!
В свои работы, вкладывая чувства,
Готовы их другим передавать.
И быт, и жизнь всемерно украшая,
В душе вы поэтессы, как и я,
Мы, рукодельницы, все как семья большая,
Сплочённая и дружная семья.
Так пусть удача нас не оставляет,
Пусть будут нам подвластны нити все
Мы - рукодельницы! И ясно понимаем:
Мир красками не смог без нас сиять!

Выступление детей

Я себе вязала кофту
целый месяц, или два.
Но, увы, в мою работу
лишь пролезла голова.
Я опять перевязала,
но старалась, видно, зря:
в этот раз в неё влезала
не одна, а три меня.
Вновь работу распустила.
Это был последний раз,
потому что нитка как-то
вся сама переплелась.
Вся скрутилась, замоталась,
бесполезным став комком.
Я разматывать пыталась,
только плюнула потом.
Нитки жаль, конечно, очень,
и, вину чтоб искупить,
я решила кучку строчек
бедным ниткам посвятить.

Частушки

1.

Предлагаю вам подружки
Спеть веселые частушки
Сочинять и хохотать
Чтоб гостей порадовать.

2.

Я бездельем не страдаю
И в кружок всегда хожу
Здесь вяжу и вышиваю
Рукоделье я люблю.

3.

Я себе связала свитер
Получился кардиган
Только для примерки нужен
Двухметровый великан.

4.

Тетка выстирала свитер
На балкон повесила
Моль слетелась ото всюду
А соседям весело.
Чтоб гостей порадовать.

5.

Мы игрушки вяжем вместе
Чтобы было интересней
Хватит схемы нам одной
А итог у каждой - свой!

6.

Всю одежду от Версаче
Вяжем мы в клубочке нашем
Ярлычок на ней пришьем
Сразу будет - хорошо!

7.

В нашем дружном коллективе
Нет лентяям места!
Здесь мы вяжем, здесь мы дружим!
Трудимся все честно!

8.

Чтоб чему-то научиться
Приложи старания
Ну а если будешь ныть
Будут лишь страдания!

9.

Учит нас учитель наш
Брать над другими патронаш
Новичков оберегать
Свою помощь предлагать.

10.

Мы не только вышиваем
Вяжем и рисуем.
Мы частушки сочиняем
Под них же и танцуем!

11.

Мы частушки Вам пропели
Слушали внимательно?
Сочиняли как умели
Но хлопать обязательно.

Техника безопасности (охрана труда)

Педагог: Труд - дело очень важное, порой небезопасное.

Правила должны вы знать, безопасность соблюдать.

Все вы работаете с инструментами, знаете, как с ними следует обращаться. Сейчас вы представите своё знание техники безопасности.

Обучающиеся повторяют правила техники безопасности в форме шуточных стихотворений.

Крючок.

Не размахивай крючком,
не держи его торчком,
ох, коварен наш крючок,
может ткнуть соседа в бок!
Не бери его ты в рот,
Попадёт микроб в живот!
уши тоже им не чисть,
чтоб глухим тебе не быть.

Ножницы.

Много делать мы умеем:
Стричь, кроить и вырезать.
Не играйте с нами, дети:
Можем больно наказать!
Кольцом вперёд передаёшь,
закрывай, когда кладёшь,
не клади их с краю,
чтобы не упали!

Игла.

Поработала с иглой,
в коробочку её закрой,
держи её в порядке,
а то воткнётся в пятку!

Нитки.

Нить на шею не мотай!
И не рви, а отрезай!
Даже тоненькая нить
опасной тоже может быть!

Педагог: - Молодцы, ребята! Сразу видно, как грамотно и умело вы обращаетесь со своими инструментами. Спасибо участникам за прекрасное выступление!

А сейчас каждая команда имеет возможность блеснуть своими знаниями и умениями, приняв участие в конкурсе.

(Все конкурсы оцениваются по 5-балльной системе)

Задание № 1. «Быстрый крючок».

- Если друзья не лениться, можно многого добиться!

Каждый учащийся вяжет цепочку из воздушных петель в течение минуты. У кого цепочка получится длиннее и аккуратнее, та команда и получает большее количество баллов.

На задание дается обеим командам по 3 минуты.

Задание № 2.

- Сейчас мы проверим ваши теоретические навыки, приобретенные на занятиях. Каждая команда получит тест с вопросами для выполнения задания, которое там обозначено. Свой тест вы должны подписать и предоставить выполненное задание экспертам, которые будут подводить итоги проделанной вами работы. Можете приступить к заданию.

Не забудьте, что главное выполнить не быстро, а правильно. (Раздаются карточки с заданиями) Приложение 1

На задание дается обеим командам по 3 минуты.

1. Вязание - это:
А - это процесс изготовления швейного изделия;
Б - один из видов женского рукоделия;
В - упражнение для поддержания осанки.

2. Выберите инструменты для вязания:
А - швейная машина;
Б - крючок;
В - цветные карандаши;
Г - спицы;
Д - ножницы.

3. Отметьте пункты, которые необходимо соблюдать при работе со спицами и крючком:
А - спицы и крючки должны использоваться по назначению.
Б - при вязании можно бегать с инструментом по кабинету и размахивать ими;
В - разрешается толкать соседа, когда он работает спицами или крючком;
Г - держать спицы или крючок необходимо так, как того требует техника вязания;
Д - не отвлекаться во время работы, следя за правильными приемами работы;
Е - не следует подходить к педагогу со спицами или крючком к столу, а ждать у своего рабочего стола.

Клубок: Ничего не получится связать у тех, кто не знает инструменты для вязания и не умеет ими правильно пользоваться.

Крючок: Следующее задание. Необходимо подписать части крючка.

(Раздаются карточки с заданиями)

Задание №3.

Подпишите части крючка. Приложение 2

На задание дается обеим командам по 3 минуты.

Ответы: 1 - стержень, 2 - головка, 3 - бородка, 4 - выемка под палец.

(Команды сдают листочки с ответами)

Задание №4.

Клубок: А следующий конкурс - конкурс капитанов! Каждый капитан выбирает карточку с клубком, на обратной стороне которой загадка. Все загадки про инструменты, которые пригодятся на занятиях по вязанию.

Если не сможете ответить, то загадка предлагается капитану другой команды.

1.

Вечно он к клубку цепляется,
Размотать его старается.
Это тонкий старичок -
Металлический …

2.

То назад, то вперед
Ходит-бродит пароход.
Остановишь - горе:
Продырявит море.

3.

Две тонкие сестрицы,
Сестрицы-мастерицы,
Дружно вяжут петельки -
Будет шарфик Петеньке.

4.

Стригли, щипали, а после чесали,
Чисто, пушисто - к доске привязали!

5.

Тонкая и прыткая,
Дружбу водит с ниткой,
Вверх и вниз летает -
Шьёт и пришивает.

6.

Пляшу по горнице
С работою моею,
Чем больше верчусь,
Тем больше толстею.

7.

Много делать мы умеем:
Стричь, кроить и вырезать.
Не играйте с нами, дети:
Можем больно наказать!

8.

В снежном поле, на дороге,
Мчится конь мой одноногий.
И на много, много лет
Оставляет черный след.

Ответы: 1 - крючок; 2 - утюг; 3 - спицы; 4 - прялка, 5 - иголка, 6 - веретено, 7 - ножницы; 8 - карандаш.

Крючок: Предлагаем выступить жюри по итогам конкурсов. (Предварительное выступление жюри).

Задание №5

Клубок: Следующее задание на знание условных обозначений. Необходимо сопоставить условное обозначение с его расшифровкой. На пересечениях соответствующих строк и столбцов стоят буквы, из которых сложится ключевое слово.

Раздаются карточки с заданиями. Приложение 3

На поиски дается обеим командам по 3 минуты.

Ответ: кодовое слово «клубок»

Крючок:

Если я вязать устану,
Тут зарядка помогает
Руки вверх я подниму
И немного пошалю.
Могу попрыгать я на месте,
А лучше нам всем вместе!
Мы устали, засиделись
Нам размяться захотелось
То, на стену посмотрели,
То в окошко поглядели,
Вправо, влево поворот,
А потом наоборот.
Приседанья начинаем,
Ноги до конца сгибаем,
Вверх и вниз, вверх и вниз,
Приседать не торопись.
И в последний раз присели,
И на место тихо сели.

Задание №6

Клубок: А у меня котенок опять запутал клубок. Отгадайте, как зовут котенка?

Карточки к конкурсу «Отгадай имя кота». Приложение 4

На поиски дается обеим командам по 3 минуты.

Ответ: Тимоха.

Задание №7.

Приложение 5

Крючок: Следующее задание. Найдите и выделите слова, связанные с вязанием.

К И Р О Н А К И Д У С Т Ч А Р А
М С О Е Д И Н И Т Е Л Ь Н А Я Т
Ч У Ю С Т О Л Б И К Р О Ф И Х П
О В А И Ц Е П О Ч К А Я И У Е З
А М П О В Р И К Ф К П Е Т Л Я М

Задание №7.

Клубок: Следующее наше задание на знание пословиц!

Крючок: Подберите к началам пословиц и поговорок их вторые части. Если все будет сделано правильно, то из буквосочетаний, расположенных возле вторых частей, сложится еще одна пословица.

Карточки к конкурсу «Народная мудрость» Приложение 6

(Команды сдают составленные пословицы жюри)

Ответ: «Своего ума чужим не заменишь».

Педагог: - Молодцы, ребята, вы очень хорошо справились с заданием. Нашим экспертам необходимо время, что бы проверить выполнение заданий. А мы с вами в это время с вами отгадаем загадки.

Пока идет подсчет баллов, учащимся задаются загадки, связанные с вязанием.

"Я пушистый, мягкий, круглый
Есть и хвост, но я не кот.
Часто прыгаю, упругий
Покачусь - и под комод". Ответ: клубок.

По изнанке идём изнаночные,
По лицу идём лицевые.
Кто с вязаньем знаком достаточно,
Тот и скажет, кто мы такие. Ответ: петли.

Помогаю я вязать
Кофточки, салфетки.
Мне не надо толковать,
Как связать пинетки.
Я один в руках умелых
Создаю ажур-узор.
Только спицам - сёстрам смелым
Это вовсе не в укор. Ответ: вязальный крючок.

3. Заключительный этап

Педагог сообщает результаты каждой команды - количество набранных баллов.

- Ребята, в ходе занятия все были дружны, любопытны, достаточно активны, помогали друг другу, были внимательны. Считаю, что все справились с поставленными задачами на отлично!

Педагог: - Ребята, мне очень хочется узнать, понравилось ли вам наше занятие? (Выслушиваются ответы детей)

Я, надеюсь, что вам было интересно. Владея крючком, вы самостоятельно можете сделать подарок своим родным и близким.

Фантазируйте, пробуйте и у вас обязательно всё получится!

Большое всем спасибо. До встречи!

(Команды сдают составленные пословицы жюри)

Ответ: своего ума чужим не заменишь.