План-конспект урока "Окислительно-восстановительные реакции"

Разделы: Химия

Ключевые слова: окислительно-восстановительные реакции


«В жизни нет ничего лучшего, чем собственный опыт»
В.Скотт

Предмет

Химия

Класс

11

Тема и номер урока в теме

Урок №2 в теме «Реакции с изменением степеней окисления атомов».

Базовый учебник

Химия. 11 класс: учеб. для общеобразоват. Учреждений/ О.С.Габриелян. - 2-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2013. - 286, [2] с.

Цель урока: организация деятельности учащихся по систематизации и обобщению знаний об окислительно-восстановительных реакциях.

Задачи, направленные на развитие учащихся:

  • в личностном направлении: способствовать формированию мотивации учебной деятельности учащихся через создание проблемной ситуации и демонстрацию опытов, совершенствовать умение слушать, участвовать в коллективном обсуждении проблем, работать в парах и строить продуктивное взаимодействие;
  • в метапредметном направлении: развивать умение формулировать проблему, осуществлять поиск информации (из материалов учебника, по воспроизведению в памяти примеров из личного практического опыта); выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; организовать применение полученных знаний в процессе самостоятельной работы через использование интерактивного задания и теста; развивать рефлексивные умения - самоконтроль, самооценку; способствовать экологическому воспитанию;
  • в предметном направлении: расширить знания учащихся об ОВР, систематизировать знания учащихся о степени окисления, классифицировать химические реакции по изменению степеней окисления, ознакомить с основными окислителями и восстановителями; углубить и расширить знания учащихся о составлении окислительно-восстановительных реакциях методом электронного баланса; научить прогнозировать продукты окислительно-восстановительных реакций, описывать признаки и условия течения химических реакций с помощью родного языка и языка химии.

Тип урока: повторение, получение новых знаний, обобщение знаний.

Методы обучения:

  • словесный (беседа);
  • практический (тестирование, выполнение лабораторных опытов).

Формы работы учащихся: работа в парах, индивидуальная, самостоятельная.

Необходимое техническое оборудование: компьютеры, мультимедийный проектор, экран, оборудование и реактивы, необходимые для демонстрационного эксперимента, карточки с заданиями и карточки рефлексии.

Ход урока

I. Организационный момент (2 мин)

Приветствие класса. Проверка готовности учащихся к уроку.

II. Актуализация знаний

Вступительное слово учителя: Окислительно-восстановительные реакции (ОВР) - самые распространенные и играют большую роль в природе и технике. Они являются основой жизнедеятельности. С ними связано дыхание и обмен веществ в живых организмах, гниение и брожение, фотосинтез в зеленых частях растений. Их можно наблюдать при сгорании топлива, в процессах коррозии металлов и при электролизе. Они лежат в основе металлургических процессов и круговорота элементов в природе.

Учитель: «Что такое степень окисления?».

Ученик: Степень окисления - это формальный заряд атома, вычисленный исходя из предположения, что все ковалентные полярные связи поляризованы в ионные. Степень окисления элемента в соединении определяется числом электронов, смещенных от атома данного элемента к другим атомам (при положительной окисленности) или от других атомов к атомам данного элемента (при отрицательной окисленности). Если молекула образованна одним и тем же атомом (H2,Cl2), то электронная плотность распределена равномерно и степень окисления равна нулю.

Учитель: Для вычисления степени окисления элемента в соединении следует помнить следующие положения:

1) степень окисления элементов в простых веществах принимаются равными нулю

(Zn0, Fe0, Cd0, О20, N20);

2) алгебраическая сумма степеней окисления всех атомов входящих в состав молекул равна нулю, например:

3) постоянную степень окисления в соединениях проявляют щелочные металлы (+1), металлы главной подгруппы II группы, цинк и кадмий (+2);

4) водород проявляет степень окисления (+1) во всех соединениях, кроме гидридов металлов (NaH -1, CaH2-1 и др.), где степень окисления его равна -1;

5) степень окисления кислорода в соединениях равна -2, за исключением пероксидов (-1) и фторида кислорода OF2 (+2).

6) фтор во всех соединения (-1);

7) все металлы имеют положительную степень окисления.

Учитель предлагает поработать с таблицей:

Таблица 1

Только окислители

Только восстановители

И окислители, и восстановители

Степень окисления элемента

Высшая

Низшая

Промежуточная

Примеры

1. Простые вещества - неметаллы: галогены, кислород, озон

1. Простые вещества - металлы.

1.Простые вещества неметаллы: N2, S, H2, P, С и др.

2. Оксиды металлов в высоких степенях окисления CrO3, Mn2O7, MnO2, PbO2 и др.

2. Простые вещества - неметаллы (С, Н2, Si)

2. S+4O2 и сульфиты;
N+4O2; Mn+4O2

3. Кислородсодержащие кислоты и их соли: азотная, серная.

3. Оксиды неметаллов (NO, SO2, CO и др.)

3. Пероксид водорода Н2О2

III. Изучение нового материала

Рассмотрим классификацию окислительно-восстановительных реакций.

Все окислительно-восстановительные реакции разделяются на три группы:

1. реакции, в ходе которых окислитель и восстановитель находятся в разных молекулах,

  1. Н2S-2 + Cl02 → S0 + 2HCl -
  2. FeCl2 + CI2 ---- FeCI2

2. реакции, в ходе которых окислитель и восстановитель (атомы разных элементов) находятся в составе одной и той же молекулы, называются внутримолекулярными.

2KCl + 5O3 = 2KCl-1 + 3O20

Cl+5 + 6e = Cl-1 4 2 процесс восстановления (окислитель)

2O-2 - 4e = O20 6 3 процесс окисления (восстановитель)

3. реакции, в ходе которых происходит изменение степеней окисления одного и того же элемента в одной и той же молекуле, называются реакциями диспропорционирования (дисмутации, самоокисления-самовосстановления).

4.

Учитель: При протекании окислительно-восстановительных реакций, конечные продукты зависят от многих факторов:

1) кислотность среды; 2) температура; 3) концентрация.

Самостоятельная работа для учащихся

У доски работают 2 ученика по следующим карточкам:

1. Ученик. Расставьте степени окисления всех элементов в формулах веществ, участвующих в следующей химической реакции:

Fe(OH)3 = Fe2O3+ H2O

KClO3 = KCl + 3O2

KBr + Cl2 = KCl + Br2

NaNO3 = NaNO2 + O2

Укажите реакции ОВР. По необходимости уравняйте уравнения химической реакции.

2. Ученик. Расставьте степени окисления всех элементов в формулах веществ, участвующих в следующей химической реакции:

Cr(OH)3 = Cr2O3 + H2O

Cu + HNO3(конц.) = Cu(NO3)2 + NO2 + H2O

Mg+ HCl = MgCl2 + H2

HBr+ Н2SO4 = Br2 + H2S + H2O

Укажите реакции ОВР. По необходимости уравняйте уравнения химической реакции.

Эта работа проверяется всем классом и учитель задает вопросы:

Учитель: Во всех ли случаях происходит изменение степеней окисления химических элементов?

Ученик: нет.

Учитель: Что же представляют собой окислительно-восстановительные реакции с точки зрения понятия «степень окисления химических элементов?». Попробуйте сформулировать определение.

Ученик: Реакции, протекающие с изменением степени окисления атомов, входящих в состав реагирующих веществ, называются окислительно-восстановительными (ОВР).

Учащимся приступают к выполнению лабораторных опытов.

«Ум заключается не только в знании, но и в умении применять знания на деле» Аристотель, древнегреческий учёный

Что делали?

наблюдение

Вывод

Демонстрация « Вулкан»

К раствору соляной кислоты добавьте немного нитрата серебра

Закончите уравнение реакции:
НСl + АgNO3 =
Это ОВР? Определите тип реакции

К раствору карбоната натрия добавьте немного соляной кислоты

Закончите уравнение реакции:
Na2СO3 + НСl =
Это ОВР? Определите тип реакции

В пробирку с сульфатом меди опустите железный гвоздь

Закончите уравнение реакции:
CuSO4 + Fe =
Это ОВР? Определите тип реакции

В пробирку с водой бросьте кусочек металла натрия. После реакции к пробирке поднесите зажженную спичку

Закончите уравнение реакции:
Na + H2O =
Это ОВР? Определите тип реакции

Выполните опыт:

В четыре пробирки налейте перманганата калия. В первую добавьте немного серной кислоты, во вторую немного гидроксида натрия, в третью воды, а четвёртую оставьте контрольной. В первые три пробирки добавьте осторожно по каплям сульфит натрия. Наблюдайте изменение окраски.

1) КМnO4+ Na2SO3+ H2SO4 = МnSO4 + К2SO4 + Na2SO4 + Н2O

2) КМnO4+ Na2SO3 + КОН = МnO2 + Na2SO4 + К2SO4+ Н2О

3) КМnO4+ Na2SO3 + Н2О = К2МnO4+ Na2SO4 + К2SO4 + КОН

Учитель: В каких опытах не происходило изменения степеней окисления? Какой это тип реакций?

Ученик: Реакции обмена.

Учитель: В каких опытах происходило изменения степеней окисления? Какой это тип реакций?

Ученик: Реакции замещения.

Самостоятельная работа учащихся

Задание 1. Слева укажите восстановитель и окислитель, а справа процесс окисления и восстановления. Поставьте коэффициенты в уравнении

КМnO4 + Na2SO3+ H2SO4= МnSO4+ К2SO4 + Na2SO4 + Н2O

Слева укажите восстановитель и окислитель, а справа процесс окисления и восстановления. Поставьте коэффициенты в уравнении реакции.

Задание 2

Слева укажите восстановитель и окислитель, а справа процесс окисления и восстановления. Поставьте коэффициенты в уравнении реакции.

Задание 3

КМnO4 + Na2SO3 + Н2О = MnO2 +Na2SO4 + К2SO4+ КОН

Сравнить результаты:

Учитель: К какой группе относятся эти ОВР?

Ученик: К реакциям межмолекулярного окисления-восстановления.

Вывод: KMnO4 - сильный окислитель. Продукты его восстановления зависят от среды.

IV. Закрепление изученного материала

Учитель: Для закрепления изученного материала предлагаю решить задания:

«Как ни коротки слова « да», « нет» они всё же требуют самого серьёзного размышления ...»
Пифагор

Верители вы, что….

1)…атомы в минимальной степени окисления являются только окислителями.

2)….атомы в максимальной степени окисления являются только восстановителями.

3) …атомы в промежуточной степени окисления восстановителями и окислителями

4)….атомы, которые принимают электроны, являются окислителями.

5)…. степень окисления простых веществ равна нулю.

6)….процесс отдачи электронов называется окислением

7)….процесс присоединения электронов называется восстановлением.

8)…. О0- 2е----О-2

9)…..Аl0 + 3e-----Al-3

10).... все реакции замещения являются ОВР.

Выполните тесты

А1. К окислительно-восстановительным реакциям относится

1) Н2 + СuO= Сu + Н2O

2) SO3 + Н2O = Н2SO4

3) 2Fe(OH)3 = Fe2O3 + 3Н2O

4) Na2S + 2HCl = 2NaCl + H2S

А2. Из перечисленных веществ только восстановительные свойства проявляет

1) Na2S

2) Н2O

3) SO2

4) НВrO

А3. К окислительно-восстановительным относится реакция между

1) Р2О5 и Н2O

2) SO3 и Са (ОН)2

3) Na2О и Н2SO4

4) Fe2O3 и СO

А4. Восстановителем в реакции:

МnS + 8HNO3 (конц) = МnSO4 + 8NO2 + 4Н2O

является

1) S-2

2) Мn+2

3) H+

4) NO3-

А5. В реакции меди с концентрированной серной кислотой окислителем является

1) S+6

2) H+

3) Сu0

4) Cu+2

С1. Расставьте коэффициенты методом электронного баланса, укажите окислитель, восстановитель, процессы окисления, восстановления:

1. SO2 + Cl2 + H2O → H2SO4 + HCl

2. NaBr + H2SO4 → Br2 + SO2 + Na2SO4 + H2O

V. Подведение итога урока. Рефлексия

Рефлексия - это размышление о происходящем в своём сознании.

Спроси себя: «Где ты?» Нарисуй себя - человечка

Я что-то не знаю и не умею

Я до сих пор ничего не понял….

Я - рефлексирующий над тем, как я действую

Я уже что-то умею…

Я - действующий

Я научился многому: