Цель:
- показать значение родного языка в формировании основ нравственности, побуждать использовать в речи фольклор (пословицы, поговорки);
- продолжать воспитывать заботливое отношение к пожилым людям, учить помогать им;
- формировать стремление радовать старших хорошими поступками; воспитывать такие чувства, как сочувствие, отзывчивость.
Коррекционные задачи
- улучшать координацию движений;
- активизировать эмоциональное и речевое общение;
- развивать подвижность суставов нижних конечностей;
- тренировать шаговые движения и мелкую моторику;
- развивать внимание, мышление;
- воспитывать доброжелательность и контактность в отношениях.
Материал: Разрезные картинки по теме «Эмоции», бруски по количеству детей, подносы по количеству детей, тесто соленое, изюм для украшения плюшек, баночка с медом, малиной, клюквой, мешочек с лечебными травами, пирожки в корзинке, конверт с письмом.
Оформление группы: Игровая зона оформлена в виде деревенской избы.
Действующие лица: Воспитатель, бабушка - взрослый.
Предварительная работа: Чтение сказки «Красная Шапочка», разучивание пальчиковых упражнений совместно с воспитателем, песенки «У бабушки в деревне» - совместно с музыкальным руководителем.
Воспитатель приносит в группу письмо из деревни от Домовенка Кузи и читает его детям.
«Здравствуйте, ребята. У нас дома беда: бабушка Пелагея совсем расхворалась. И спина у нее болит, и ноги. Даже не знаю, что и делать. Помогите. Ваш Кузя»
Воспитатель спрашивает у детей, какие чувства они сейчас испытывают к больной бабушке и что они предлагают в этой ситуации сделать, подводит их к необходимости поездки в деревню на поезде. Дети рассаживаются за столы-купе. Во время поездки детям предлагается сложить разрезные картинки. Затем дети рассказывают о том, какое настроение у бабушке может быть, когда она болеет, а какое-когда она выздоровит… После выполнения заданий, воспитатель показывает детям мешочек с лечебными травами и баночку меда от мам и пап для больной бабушки; уточняет у детей, кем они приходятся бабушкам и дедушкам и кем приходятся родители детей. После этого воспитатель сообщает, что дети приехали и предлагает перейти в игровую зону, т.е. «зайти в дом» к бабушке.
Воспитатель: Кто в доме?
(Из спальни выходит, охая, бабушка)
Здравствуй, бабушка.
Бабушка: Здравствуйте, мои дорогие.
(Дети здороваются с бабушкой и интересуются ее здоровьем.)
Бабушка: Ох, детушки, «все бы плясала, да ходить мочи не стало». Ноги меня не держат, спина в дугу согнулась, руки слабые стали. Ни дров наносить, ни печь растопить, ни воды принести не могу.
Воспитатель: Бабуленька, наши ребята тебе во всем помогут. Вон как у тебя холодно-то. Поможем, ребятушки, бабушке нашей? Растопим печку, да пожарче?
Дети усаживают бабушку в кресло, укрывают пледом.
Затем проводятся игры
- «Сложи дрова» - дети берут по одному деревянному бруску из большой корзины и складывают их поленницей у печи.
- «Замесим тесто для пирожков» - пальчиковая гимнастика.
Баба пироги печет, внученька не отстает - «лепим пирожки».
Пальчики стараются, плюшки получаются - пальцы сжимаем в «замок».
На дощечке нету места, снова баба месит тесто - сжимаем и разжимаем кулачки.
Баба пироги печет, внученька не отстает - «лепим пирожки».
Воспитатель: Передает бабушке мешочек: Тут вот наши мамы тебе травок лечебных передали.
Бабушка: А что за травки такие?
Воспитатель: А вот дети сейчас и отгадают.
Загадки на мультимедийки «Волшебное яблочко катится по тарелке»
Красненька Матрешка,
Беленько сердечко. (Малина)Стоят в лугах сестрички -
Желтый глазок, белые реснички. (Ромашка)Весной зеленела,
Летом загорела.
Осенью надела
Красные кораллы. (Рябина)
Дети: Передают бабушке баночку с медом: А папы медок для тебя собрали.
Бабушка: Вот спасибо и мамам, и папам за помощь да заботу. Передайте им от меня поклон.
Бабушка: Спасибо, милые, что про меня не забываете, что старость уважаете. Мне даже сразу легче стало: спина не болит, ноги не ломит, как будто на десять лет помолодела.
Хоть «голова седая, а душа молодая». Чем же мне вас отблагодарить?
Я вам хочу подарить музыкальную игру «Зверята потерялись».
Проводится музыкальная игра.
Воспитатель: Ах, бабушка, как тепло, уютно стало, как вкусно пахнет пирогами.
Бабушка: Вот и пироги испеклись.
(Угощает пирогами всех детей).
Воспитатель: Хорошо как у тебя, бабуленька, но нам пора в садик возвращаться.
Бабушка: Я понимаю, родимые. Вы только почаще про бабушек своих вспоминайте. Им без вас плохо, одиноко бывает. Вот вам волшебный клубочек, он вас до самого дома доведет без остановок.
Воспитатель: Спасибо, бабушка. Обязательно, к тебе приедем про здоровье узнать, по дому помочь, за советом добрым, как известно: «молоденький умок старым умом крепится». Правда, ребята? Бабушки наши много чего интересного знают: сказки, игры, забавы, всегда подскажут, как правильно поступить, что сказать. Без их советов нам, порой, не обойтись. Так ведь, дети?
Бабушка: Спасибо за слова хорошие.
Воспитатель: Ребята, скажите, а какие чувства вы испытываете сейчас? Рады ли вы, что помогли бабушке? А радостно ли от того, что вы уезжаете? А бабушке приятна была ваша забота? Что сейчас чувствует бабуля? О чем она теперь думает? Что вы можете сделать, чтобы старики: бабушки и дедушки, не чувствовали себя одинокими, брошенными? (Ответы детей)
Вы все правильно сказали. Надо, по возможности, чаще навещать бабушек и дедушек, помогать им в хозяйстве. А если такой возможности нет, что можно сделать? Правильно: звоните им, пишите письма с родителями, рисуйте рисунки и как можно чаще говорите им: «Я вас люблю!».
Тренинг: Давайте сейчас закроем глаза и представим каждый свою бабушку и дедушку, скажем им тихонько: «Я вас люблю!» (Дети тихонько повторяют эти слова).
Воспитатель: Вот мы и вернулись в группу. Вечером, придя домой, обязательно расскажите о нашей поездке родителям, передайте поклон от бабушки Пелагеи и, вместе с мамой и папой, позвоните своим бабушкам и дедушкам и обязательно скажите им, что…?
Дети: «Я Вас люблю».
Воспитатель угощает детей бабушкиными пирожками.