Обобщающий урок по теме "Кровеносная система"

Разделы: Биология


Вступительное слово учителя

Цели:

  • Обучающая: научить определять большой и малый круги кровообращения, научить определять биологическую роль кровеносной системы, научить определять и распознавать понятия: артерии, вены, капилляры, пульс, артериальное давление, автоматия, сердечный цикл, систола предсердий, систола желудочков, диастола, створчатые клапаны, полулунные клапаны, артериальная кровь, венозная кровь, предсердие, желудочек, перикард, эпикард, миокард, эндокард.
  • Развивающая: развитие навыков логического мышления при изучении кругов кровообращения, при движении крови в одном направлении, при сравнительной характеристике артерий, вен и капилляров. Практическое применение знаний
  • Воспитывающая: воспитание, формирование у учащихся качеств творчески думающей, активно действующей и легко адаптирующейся личности, воспитание чувства ответственности.

Тип: обобщение изученного материала.

ФОУД/ПД: фронтальная, индивидуальная.

Планируемые результаты урока:

Предметные:

  • знают строение органов кровообращения;
  • сравнивают и находят отличия артерий, вен, капилляров,
  • описывают сущность малого и большого круга кровобращения,
  • анализируют и оценивают факторы риска, связанные с переливанием крови,
  • описывают строение сердца, используя модель,
  • объясняют роль створчатых и полулунных клапанов в работе сердца.

Метапредметные:

Регулятивные УУД:

  • понимают и формулируют проблему с помощью учителя,
  • формулируют самостоятельно или под руководством учителя цель и задачи для решения поставленной проблемы;
  • планируют собственную учебную деятельность как самостоятельно, так и под руководством учителя;
  • самостоятельно оценивают правильность выполнения действий,
  • вносят необходимые коррективы в исполнение, как в конце действия, так и по ходу его реализации;
  • самостоятельно контролируют свое время и управляют им.

Коммуникативные УУД:

  • работают группах: распределяют спланированные действия в соответствии с поставленными задачами;
  • выделяют главные и существенные признаки понятий, составляют описание изучаемого объекта;
  • высказывают собственную точку зрения, ее доказывают или опровергают;
  • слушают и слышат другое мнение, ведут дискуссию, оперируют фактами, как для доказательства, так и для опровержения существующего мнения;

Познавательные УУД:

  • анализируют и оценивают информацию, преобразовывают информацию из одной формы в другую,
  • строят логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

Личностные цели:

  • осознание того, что здоровье - это главная ценность человека,
  • понимание значения знаний о строении и функциях сердечно-сосудистой системы человека для собственного здоровья.

Предметное содержание урока.

  • Учащиеся расширяют знания о строении и функциях органов кровообращения.
  • Описывают строение кровеносных сосудов в связи с выполняемыми функциями.
  • Расширяют знания о кругах кровообращения.
  • Делают выводы о функциях органов кровообращения.

Оборудование: презентация, разборная модель «Сердце», модель кровеносных сосудов

Учитель читает стихи

Я опять учусь в начальной школе.
Счет идет с сегодняшнего дня.
Как вы там? Тепло ли, хорошо ли
Вам живется в сердце у меня?
По четырехкамерному сердцу -
Шаг биологических часов.
Это друга и единоверца
Ласковый и постоянный зов.
Как дорога, стелется аорта,
По которой весело идти.
Как дела? Хватает ли комфорта?
Как друзья? Не скучно ли в пути?
Начался ли ледоход в апреле?
Хороши ли зяблики в лесу?
Что, рубиновое ожерелье
Из эритроцитов - вам к лицу?
Можете гулять с сердечной сумкой
И в венце из коронарных вен,
Строгого и скромного рисунка.-
И да будет путь благословен!
Ничего не надо говорить мне,
Я и так не пропаду с тоски,
Лишь бы шли ко мне в сердечном ритме
Ваши афферентные звонки.
Мне необходима эта милость,
Чтобы свет навеки не померк:
- Все в порядке! Сердце сократилось!
Следующая систола - в четверг.

Учитель: "Ребята, о чем эти стихи?"

Сегодня, мы с Вами проводим урок, на котором подведем итоги по изучению кровеносной системы.

Мы совершим путешествие по лабиринтам нашей кровеносной системы, вспомним ее строение и выполняемые функции.

Я бы хотела начать с интересных фактов о нашей кровеносной системе:

  1. Длина кровеносной системы, - если выложить каждый сосуд друг за другом - около 100 000 километров, а площадь - более 5000 квадратных метров!
  2. Сердце среднего взрослого человека сокращается примерно 72 раза в минуту,
  3. 100 000 раз в день, 36 500 000 раз в год, примерно 2,5 миллиарда раз в течение жизни.

Отметьте следующие знаменательные вехи в истории ваших сердцебиений:

  • В 12 лет 10 месяцев - 500 млн ударов.
  • В 20 лет - 780 млн ударов.
  • В 25 лет 9 месяцев - 1 млрд ударов.
  • В 30 лет - 1 млрд 200 миллионов ударов.
  • В 40 лет - 1 млрд 600 м иллионов ударов.
  • В 51 год 5 месяцев - 2 млрд ударов.
  • В 60 лет - 2 млрд 300 миллионов ударов

За жизнь средней продолжительности сердце перекачивает около 5,7 миллионов литров крови. Кухонный кран должен быть включен во весь напор на протяжении 45 лет, чтобы вылить количество воды, равное количеству крови, перекачанной сердцем за человеческую жизнь средней продолжительности.

Разминка

  • Автоматия сердца - способность сердца ритмически сокращаться под влиянием импульсов, возникающих в самой сердечной мышце.
  • Кровяное давление - давление, под которым находится кровь в кровеносном сосуде.
  • Пульс - ритмические колебания стенок сосудов, вызванные изменениями давления крови в сосудах и ритме сокращений сердца.
  • Иммунитет - способность организма защищать себя от болезнетворных микробов и вирусов, а также от инородных тел и веществ.
  • Кровообращение - это непрерывное движение крови по замкнутой сердечно-сосудистой системе, обеспечивающее жизненно важные функции организма.
  • Фагоцитоз - процесс поглощения и переваривания лейкоцитами чужеродных частиц. Это защитная реакция организма.
  • Капилляры - микроскопические сосуды, которые находятся в тканях и соединяют артерии с венами.
  • Артерии - это сосуды, по которым кровь течет от сердца.
  • Вены - это сосуды, по которым кровь течет к сердцу.

Индивидуальный опрос

- Строение и работа сердца

1 ряд выполняет задание

Задание №1 (базовый уровень) Закончите предложения:

  • Сердце сокращается и выбрасывает кровь в сосуды, которые пронизывают все наше тело. Среди них различают артерии, …вены и капилляры. Стенки сосудов (артерий и вен) состоят из трёх слоёв: наружный - соединительная ткань, средний - гладкая мышечная ткань, внутренний - однослойный эпители, стенки капилляров состоят из однослойного эпителия
  • Артерии - это сосуды, по которым кровь течет… от сердца.
  • Вены - это сосуды, по которым кровь течет …к сердцу
  • Капилляры - это … самые мелкие .сосуды, которые участвуют……в газообмене и обмене питательных веществ

Задание 2 (повышенный уровень) Внимательно рассмотрите рисунок и сравните, чем строение артерий отличается от строения вен и капилляров? Систематизируйте полученные знания в виде схемы или таблицы.

Ответ

артерии

вены

капилляры

кол-во слоев в стенке

3

3

1

название слоев, и чем образованы

наружн. - соединит. ткань, средний - гладкая мышечная, внутренний - однослойный эпителий

наружн. - соединит. ткань, средний - гладкая мышечная, внутренний - однослойный эпителий

один слой из однослойного эпителия

наличие клапанов

нет

имеются полулунные клапаны

нет

Даем рецензию ответа

1 ряд проверяет работы (на экране ответы )

Индивидуальный опрос:

- Кровеносная система, сосуды

1 и 3 ряды слушают и готовят рецензию ответа

2 ряд выполняет задание

Задание №1 (базовый уровень)

Закончите предложения:

1. Большой круг кровообращения начинается от……………….. левого жел.

2. Насыщенная кислородом (артериальная) кровь поступает……….аорту, а из нее в артерии.

3. По артериям кровь идет к… голове, туловищу, конечностям.

4. Там артерии распадаются на капилляры.

5. Через тонкие стенки капилляра артериальная кровь отдает клеткам тела кислор и пит.в-ва, а забирает от них …углекисл.газ и продукты распада, становясь….венозной кр.

6. Венозная кровь по …………венам…поступает в правое .предсердие, где заканчивается большой круг кровообращения.

7. Артериальная кровь - это кровь с кислородом, венозная - с углекислым газом.

Задание 2. Определите, какой круг показан на схеме.Зарисуйте сосуды на схеме

Ответ: по сосудам до капилляр течет артериальная кровь (красный цвет, после - венозная - синий цвет)

2 ряд проверяет задание. Ответы на доске

Индивидуальный опрос. Движение крови.

3 ряд выполняет задание

1 и 3 ряд дает рецензию ответа.

Задание №1 (базовый уровень)

Закончите предложения:

Малый круг кровообращения начинается от правого жел. .сердца. Венозная .кровь по легочным артериям поступает в легкие .В легких артерии образуют густую капиллярную сеть, здесь происходит газообмен .Кровь насыщается кислордом и освобождается от углекислого газа .Из венозной кровь превращается в артериальную. .По легочным венам .артериальная кровь поступает в…левое предсердие, где заканчивается малый круг кровообращения. Из левого предсердия кровь поступает в левый желудочек а от него вновь направляется по сосудам .большого круга кровообращения. Артериальная кровь - это кровь с кислородом .Венозная кровь - кровь с углекислым газом. .

Задание №2. Какой круг кровообращения изображен на схеме? Закрасьте сосуды этого круга в необходимый цвет.

Ответ:

До капилляр - венозная кровь - синий цвет

После капилляр - артериальная - красный цвет

3 ряд проверяет задание, ответы на доске

Далее работаем все вместе

Игра «С точностью до»

Учитель называет цифры - ученики отвечают, что показывают эти цифры.

  1. 90 % (количество воды в крови).
  2. 300 г (масса сердца).
  3. 60-80 раз в мин. (количество сердечных сокращений).
  4. 120 дней (продолжительность жизни эритроцитов).
  5. 0,8 с (длительность сердечного цикла).
  6. 0,9% (количество NaCl в крови).
  7. 5 млн/мм3 (количество эритроцитов).
  8. 0,5-1 мм/с (скорость тока крови в капиллярах).
  9. 120/80 мм рт. ст. (нормальное артериальное давление крови).
  10. 6-9 тыс./мм3 (количество лейкоцитов).
  11. 2,5 см (диаметр аорты).

Решение биологических задач

1. На экране мы видим течение жидкости по трубе переменного сечения.

Как в кровеносной системе реализуется этот закон? Объясните. Продемонстрируйте его на приборе.

Ответ (Мы видим, что скорость движения жидкости в трубке с большой S поперечного сечения меньше, чем в трубке с маленькой S поперечного сечения. Данная схема напоминает нам движение крови по сосудам. В Артериях высокая скорость 0,5 м/сек, в капиллярах маленькая о,5 мм/сек и в венах 0,2 м/сек - высокая скорость. Кровь из аорты поступает во множество капилляров, суммарная площадь поперечного сечения которых в 800 раз больше, чем площадь поперечного сечения аорты).

2. Объясните высказывание известного советского писателя Леонида Семеновича Сухорукова "Тяжело плыть не против течения, а против собственного кровообращения."

Кровь по кровеносной системе движется т олько в одном направлении. Во-первых, этому способствуют клапаны: между правым предсердием и правым желудочком - 3-х створчатый клапан, между левым предсердием и желудочком 2-х створчатый клапан, на выходе из желудочков - полулунные клапаны, в венах - полулунные клапаны. Во-вторых этому способствует разное давление крови. В аорте -150 мм.рт. столба, а полых венах - 0. Поэтому, кровь движется с области высокого давления, в область низкого давления.

3. И.П.Павлов сказал: "В организме человека есть чрезвычайная реакция, при которой организм жертвует какой-то частью для спасения целого".О чем это сказано?

Фагоцитоз

4. Мы провели на прошлом уроке лабораторную работу.

Почему при нагрузке количество сердечных сокращений увеличивается?

Проводим тест "Змейка"

Если вы считаете, что утверждение верно, ставим плюс над номером вопроса, если нет - под номером вопроса.

  1. Сердце человека четырехкамерное? (Да)
  2. Аорта - самая мелкая артерия? (нет)
  3. Большой круг кровообращения начинается в левом желудочке? (да)
  4. В легких осуществляется газообмен между капиллярами и альвеолами?(да)
  5. По венам большого круга кровообращения течет артериальная кровь? (нет)
  6. Малый круг кровообращения начинается в левом желудочке и заканчивается в правом желудочке? (нет)
  7. Большой круг кровообращения заканчивается в правом предсердии? (Да)
  8. Артериальная кровь богатая кислородом? (да)
  9. Венозная кровь течет только по венам? (нет)

Проверяем вместе.

Блиц-опрос»

  1. Почему сердце работает в течение жизни, не уставая и не утомляясь?
  2. Почему стенка левого желудочка сердца толще правого?
  3. Почему не все люди заболевают, когда в их организм попадают болезнетворные бактерии?
  4. Почему при сильных кровотечениях людям в кровь вводят хлорид кальция?
  5. Зачем венах находятся полулунные клапаны?
  6. При анализе крови человека было обнаружено 15 тысяч лейкоцитов в 1 мл крови. Чем можно объяснить повышенное содержание лейкоцитов?
  7. 1000 лет назад в Китае и Индии здоровым людям вводили в нос или в царапину гной, взятый у людей, больных оспой. Для чего это делали?
  8. В каком круге кровообращения по венам течет артериальная кровь, а по артериям - венозная?
  9. Самое высокое давление в каком сосуде?
  10. Самая высокая скорость в каком сосуде?

Поверяем вместе.

Решение кроссворда

  1. Английский ученый, открывший движение крови по двум замкнутым системам (Гарвей)
  2. Сосуд, несущий кровь к сердцу (вена)
  3. Самая крупная артерия (аорта)
  4. Самый тонкий сосуд (капилляр)
  5. Гормон, усиливающий работу сердца (адреналин)
  6. Белые клетки крови (лейкоциты)

Подведение итогов урока выставление оценок активно работающим ученикам + оценки всем за тест верные утверждения.

Отзывы ребят об уроке - синквейн.

  • 1 слово - существительное (что?)
  • 2 слово - прилагательное (какой?)
  • 3 слово - глагол (что делали?)
  • 4 слово - синоним первому слову.

Ответы 1 ряд

  1. Вены, капилляры, наружный - соединительная ткань, средний - гладкая мышечная ткань, внутренний - однослойный эпителий, однослойного эпителия,
  2. от сердца
  3. к сердцу
  4. самые мелкие, газообмене и обмене питательных веществ

артерии

вены

капилляры

кол-во слоев в стенке

3

3

1

название слоев, и чем образованы

наружн. - соединит. ткань, средний - гладкая мышечная, внутренний - однослойный эпителий

наружн. - соединит. ткань, средний - гладкая мышечная, внутренний - однослойный эпителий

один слой из однослойного эпителия

наличие клапанов

нет

имеются полулунные клапаны

нет

Ответы 2 ряд

  1. Левого желудочка,
  2. аорту, артерии,
  3. голове, туловищу, конечностям,
  4. капилляры,
  5. кислород и питательные в-ва, углекисл.газ и продукты распада, венозной кровью,
  6. венам, правое
  7. кислородом, углекислым газом

Ответ: по сосудам до капилляр течет артериальная кровь (красный цвет), после - венозная - (синий цвет)

Ответы 3 ряд

  1. Правого желудочка,
  2. венозная, легкие,
  3. капиллярную, газообмен,
  4. кислордом, углекислого газа,
  5. артериальную,
  6. легочным, левое,
  7. левый желудочек, сосудам,
  8. кровь с кислородом,
  9. с углекислым газом.

Ответ:

  • до капилляр - венозная кровь - синий цвет.
  • после капилляр - артериальная - красный цвет.

Как дополнительное задание можно использовать ребусы

Слово из 8 букв (лимфоцит)

Слово из 8 букв (лейкоцит)

Слово из 9 букв (фагоцитоз)

Слово из 10 букв (тромбоциты)