Состояние здоровья подрастающего поколения - важный показатель благополучия общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и прогноз на будущее. Жизнь ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения здоровья.
По статистике, XXI век начался в России с резкого ухудшения такого существенного показателя, как здоровье дошкольников. На 8,1 % снизилось число здоровых детей, на 6,7 % увеличилось число детей с нарушениями в физическом развитии и предрасположенностью к патологиям. Почти на 1,5 % возросла численность детей третьей группы здоровья с отчетливо выраженными отклонениями и хроническими заболеваниями.
Здоровье ребенка, его социально-психологическая адаптация, полноценное развитие во многом определяются средой, в которой он живет, ибо организм ребенка очень чувствителен к внешним факторам. Для него такой средой в первую очередь являются учреждения образования, именно там он проводит большую часть своего времени. Именно там происходит его наиболее интенсивный рост и развитие, формирование привычек. Поэтому от того, как решается проблема здоровьесбережения ребенка в образовательной организации, каким образом формируются навыки здорового образа жизни, во многом будет зависеть его будущее.
ЗОЖ - это концепция жизнедеятельности человека, направленная на улучшение и сохранение здоровья. Определить, что такое здоровье просто только на первый взгляд. Существует сотни подходов к определению этого понятия. Согласно одному из самых популярных, здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов.
ЗОЖ состоит из различных составляющих, но базовыми являются: наличие полезных навыков и отсутствие вредных привычек, качественное питание и благоприятная среда обитания, физическая активность и соблюдение правил личной гигиены. Кроме того, на физиологию человека большое влияние оказывает его психоэмоциональное состояние. Поэтому дополнительно выделяют такие аспекты ЗОЖ как: эмоциональное, интеллектуальное и духовное самочувствие, т.е. черты здорового человека - оптимизм, умение справляться со своими эмоциями, интеллектуальная активность, целеустремленность.
На первом месте в формировании здорового образа жизни ставят воспитание с раннего детства здоровых привычек и навыков. Начинается такое воспитание в семье, затем к этому процессу подключается детский сад, а затем и школа. Начало учебной жизни связано с изменением социальной ситуации развития ребенка, перестройкой привычного для него уклада. Часто положительные моменты домашнего или детсадовского дошкольного детства невозможно перенести в школьную жизнь, а поэтому приходится отказываться от дневного сна, полноценных прогулок на свежем воздухе, рационального чередования труда и отдыха.
Исходя из этого, занятия оздоровительно-педагогического характера должны быть систематическими и комплексными, вызывать у ребёнка положительные эмоциональные реакции, по возможности содержать элементы дидактической игры и двигательные упражнения. Кроме того, материалы подобных занятий должны находить отражение во всех режимных моментах дошкольного учреждения и начальной школы (учебных занятиях, режиме дня, занятиях физической культуры, воспитательных занятиях, в мероприятиях общего масштаба для всего детского сада и школы).
Для того, чтобы сохранить здоровье ребёнка необходимо объединить усилия всех взрослых, окружающих его (родителей, воспитателей, врачей, учителей и др.), с целью создания вокруг него атмосферы, наполненной потребностями, традициями и привычками здорового образа жизни. Таким образом, с ранних лет формируется определённая культура поведения и соответствующий стиль жизни. Знания, умения и навыки валеологического характера, заложенные в детском возрасте, станут прочным фундаментом для создания положительной мотивации к охране собственного здоровья во взрослой жизни.
Целью взаимодействия детского сада и начальной школы по формированию культуры здорового образа жизни у дошкольников и младших школьников является создание образовательной среды, способствующей формированию культуры здорового образа жизни детей дошкольного и младшего школьного возраста на основе преемственности воспитательных и образовательных воздействий на этапах дошкольного и начального общего образования.
Совместно со школой нами был разработан план спортивных мероприятий «Календарь спортивных дат». В него вошли следующие мероприятия.
- Экскурсия-знакомство с педагогами и детьми начальной школы. Посещение спортивного зала, площадки и рассматривание спортивного оборудования.
- Конкурс утренней гимнастики «На зарядку становись!» среди первоклассников и детей подготовительной группы
- Выпуск газет нашего детского сада «Детсадовские будни», а также «Я - здоровый первоклашка» для родителей детей начальной школы и родителей будущих выпускников с целью информирования о спортивно-оздоровительной жизни двух учреждений.
- Конкурс рисунков «Папа, мама, я - мы здоровая семья», фотовыставка «Мы - спортсмены».
- Выставка «На книжной полке». На ней были представлены произведения о спорте и авторские сказки о здоровье, придуманные детьми совместно с родителями.
- «День здоровья» совместно с начальной школой.
- Весёлые старты между детьми подготовительной группы и первоклассниками.
- Праздник «Папа, мама, я - спортивная семья»
- Веселые старты для родителей.
- Открытое мероприятие на воздухе для педагогов и родителей «Сохрани своё здоровье».
Таким образом, все эти совместные мероприятия дали возможность расширить представления воспитанников нашего детского сада о ЗОЖ, развить у них интерес к школе, желание учиться, расти здоровыми.
Благодаря правильному физическому воспитанию, дети пойдут в школу физически развитыми, что поможет им освоиться с новыми условиями школьной жизни. У родителей, у нашего детского сада и школы одна цель - ВОСПИТАНИЕ ЗДОРОВЫХ ДЕТЕЙ.