В современном мире дети все чаще встречаются с трудностями, не всегда успешно преодолевают их, не могут устоять перед неблагоприятным воздействием социальной среды, совладать с негативным эмоциональным состоянием.
Именно поэтому было принято решение подготовить и провести цикл занятий с детьми старшего дошкольного возраста по мандалотерапии.
Что же такое мандала? Мандала - необычное слово, обозначающее название геометрического рисунка. Если буквально перевести слово «мандала», то оно расшифровывается, как «круг» или симметричная структура, которая располагается вокруг центра и все объединяет (рисунок в круге).
Психотерапевтический эффект мандалы открыл и доказал К.Г.Юнг. Проанализировав свои спонтанно нарисованные произведения и связанные с этим изменения в самочувствии, он пришел к выводу, что мандала - проекция комплексов человека, инструмент, который помогает очиститься от страха, депрессии, физической боли.
В работе с дошкольниками используются различные виды мандалатерапии: созерцание мандалы; раскрашивание готовых мандал; рисование, создание мандалы из ниток, цветного песка, декоративных мелких камней, природного материала и т.д.
При проведении данного цикла занятий с детьми целью было снятие внутреннего напряжения, улучшение эмоционального состояния. В том числе в процессе работы достигались следующие задачи: развитие мелкой моторики рук, творческих способностей ребенка, произвольности поведения, воображения; совершенствование лексического строя речи; развитие познавательных способностей ребенка.
При создании или раскрашивании своей мандалы важно помнить, что ребенок должен работать без принуждения, чтобы этот процесс приносил ему радость. Лучше предложить несколько рисунков на выбор.При работе с мандалами не стоит вмешиваться в творчество ребенка без его согласия, не делать оценочных комментариев, следить за состоянием напряжения, расслабления в процессе работы.
Занятие 1
Материалы и оборудование: мультимедийная презентация «Смешарики»; белый круг вырезанный из бумаги; мандала черно-белая; мандала раскрашенная; цветные карандаши; спокойная музыка.
Ход занятия
Приветствие
Психолог и логопед вместе с детьми встают в круг и приветствуют друг друга, настраиваясь на позитивный лад:
Здравствуй, солнце золотое! (поднять руки вверх)
Здравствуй, небо голубое! (развести руки в стороны)
Здравствуй, легкий ветерок! (плавно помахать руками)
Здравствуй, маленький цветок! (присесть, показывая ладошкой цветок)
Мы живем в родном краю, (положить ладони на грудь)
Всех я вас приветствую! (протянуть руки в центр круга)
Психолог. Сегодня к нам пришли в гости герои, которых вы все хорошо знаете. А кто это, догадайтесь?
Мы шарики смешные, и разные такие
Веселые, колючие, рогатые прыгучие.
Нас знаете наверняка
Скажите, кто же мы, тогда?
(Смешарики)
- Смешарики приготовили для вас много интересного.
Логопед. Что общего у всех смешариков? Какой они формы?
Детям показывается круг.
- Что это? Какой он? (Белый, бумажный, плоский, большой/небольшой и пр.)
- Что бывает такой же формы? (Ответы детей)
Психолог. На первый взгляд, кажется, что это обычный белый круг, совершенно простой и ничем не примечательный. Но это не так. Этот круг волшебный! Если на обычный круг нанести красивый узор, он превратится в волшебный и будет называться «Мандала». (Детям показывается черно-белая мандала.) Обратите внимание на узор: какой он необычный, повторяющийся, симметричный. Узоры могут быть разнообразными.
Итак, давайте еще раз скажем, как называется круг с необычным узором внутри? (Попросите ответить нескольких детей.)
Когда человек создает мандалу, он успокаивается, у него появляются жизненные силы, а в душе - мир и покой. Если грустный человек рисует или раскрашивает мандалу (детям показывается раскрашенная мандала) или даже просто рассматривает ее, у него улучшается настроение.
Логопед. Для того чтобы нам продолжить, давайте сделаем дыхательную гимнастику, и смешарики нам в этом помогут.
Представьте, что вы вместе с Крошем и Ежиком отправились в лес. В лесу воздух чистый, свежий. Сделаем вдох через нос, а на выдохе произнесем тихо «ау». Второй раз - погромче, поворачиваясь вправо, третий - громко, поворачиваясь влево. (Повторите пять-шесть раз)
Психолог. Перед вами лежат мандалы. Выберите ту, которая вам понравилась и раскрасьте ее цветными карандашами. (Включается спокойная музыка).
Рефлексия
- Понравилось занятие?
- Что понравилось больше всего?
- Что такое мандала?
- Какими волшебными свойствами она обладает?
- Как изменилось ваше настроение?
Занятие 2
Материалы и оборудование: картинки Кроша и Ёжика; обручи; кубики; конструктор; вырезанные из бумаги фигуры; нитки; спортинвентарь для игры.
Ход занятия
Приветствие
Загадки
Хоть он и ушастик,
Собою хорош.
Узнали кто это?
Конечно же, КРОШ!
Колючки, очки,
Пара ручек и ножек.
Узнали, кто это?
Конечно же, ЕЖИК!
Пальчиковая гимнастика с су-джок мячом. Дети встают в круг и передают друг другу мячик сначала в правую сторону, только правой рукой, затем в левую сторону левой рукой. Задание усложняется, и дети передают мячик по тому же принципу, но держат мячик только большим и указательным пальцами.
Игра «Ручеек со смешариками»
Цель: развивать умение действовать совместно и осуществлять само- и взаимоконтроль за деятельностью; учить доверять и помогать тем, с кем общаешься.
Дети встают друг за другом и держатся за плечи впереди стоящего. В таком положении они преодолевают различные препятствия. Непременное условие для ребят: на протяжении всей игры они не должны отцепляться друг от друга.
1. Перешагнуть через кочки.
2. Проползти под веревкой.
3. Обогнуть широкое озеро.
4. Пробраться через дремучий лес.
5. Спрятаться от диких животных.
Работа с мандалой. Выкладывание мандалы в обруче.
Рефлексия
Занятие 3
Материалы и оборудование: картинки Бараша и Нюши; карандаши; недорисованные картинки; белые круги вырезанные из картона; цветная бумага; готовые фигуры из цветной бумаги; ножницы; клей.
Ход занятия
Приветствие
Загадки
Капризный поэт,
Любит горный пейзаж.
Узнали кто это?
Конечно, БАРАШ!
Красотка, звезда.
И совсем не свинюша.
Узнали кто это?
Конечно же, НЮША!
Игра «Карандаш»
Цель: развивать мелкую моторику рук и учить навыкам взаимодействия и сотрудничества в паре.
Перед каждой парой на полу лежит карандаш. Задача игроков - взять этот карандаш так, чтобы каждый из них касался его кончика только указательным пальцем. Пользуясь двумя пальцами на двоих, они должны суметь поднять карандаш, пронести его от Бараша до Нюши.
Игра «Дорисуй картинку»
Цель: развивать воображение.
Дети садятся за столы, у каждого карандаш и карточка. Им предлагается рассмотреть карточки с фигурками. Каждую фигурку можно превратить в любую картинку. Её надо дорисовывать так, что бы получился совсем другая картинка.
Работа с мандалой. Аппликация. Перед каждым ребенком лежат: белый круг, вырезанный из картона; готовые фигуры из цветной бумаги; цветная бумага, из которой они могут вырезать те фигуры, которые захотят; ножницы; клей.
Рефлексия
Занятие 4
Материалы и оборудование: картинки Лосяша и Пина; дидактическая игра «Проворные мотальщики»; игрушки смешариков
Ход занятия
Приветствие
Загадки
Рогатый ученый,
Забавный типаж.
Узнали кто это?
Конечно, ЛОСЯШ!
Конструктор моторов,
Приборов, турбин.
Узнали кто это?
Конечно же, ПИН!
Игра «Проворные мотальщики»
Цель: развивать мелкую моторику рук.
К изображению смешариков привязываем веревку, а другой конец веревки закрепляем на палочке, карандаше или фломастере. Ребенок, наматывает верёвку на палочку.
Игра «Найди смешариков»
Цель: учить детей передвигаться в пространстве, сохраняя и меняя направление в соответствии с указаниями взрослого, с учетом ориентира, употреблять в речи пространственную терминологию.
Детям сообщается, что смешарики спрятались. Чтобы их найти нужно внимательно слушать "подсказки" (инструкции) и следовать им. После обнаружения игрушки, ребенок рассказывает в каком направлении он шел, в какую сторону поворачивал, где нашел игрушку.
Работа с мандалой. Выкладывание мандалы на тарелке из природного материала и/или круп.
Рефлексия
Занятие 5
Материалы и оборудование: картинки Копатыча, Кар-Карыча, Совуньи; фломастеры; ватман; черно-белые мандалы; краски; кисти; стаканы с водой.
Ход занятия
Приветствие
Загадки
На грядке он трактор,
В кровати хропатыч.
Узнали кто это?
Конечно, КОПАТЫЧ!
Артист, пианист,
Балагур, Тары-Барыч.
Узнали кто это?
Конечно, КАР-КАРЫЧ!
На лыжах бегунья,
На кухне певунья
Узнали кто это?
Конечно, СОВУНЬЯ!
Игра «Закорючка»
Цель: развивать воображение и мелкой моторики.
Воспитатель предлагает детям волшебный фломастер, который превращает простые закорючки в разные предметы, животных, растения. Первый игрок берет фломастер и рисует на листе небольшую закорючку. Затем предлагает этот лист следующему игроку, который дополнит закорючку так, чтобы получился какой-нибудь предмет, или животное, или растение. Потом второй игрок рисует для следующего игрока новую закорючку и т.д.
Игра «Светофор»
Цель: развивать внимание и умение находить нужный цвет.
Выбирается ведущий. Проводятся две параллельные линии, которые символизируют дорогу. Дети выстраиваются в шеренгу с одной стороны дороги. Ведущий становится к ним спиной за второй линией. Он называет любой цвет и поворачивается к детям лицом.
Каждый ищет на своей одежде названный ведущим цвет. Если такой цвет находится, то этот участник демонстрирует его всем и смело переходит через дорогу. Затем становится рядом с ведущим. Остальные дети, у которых такого цвета на одежде нет, тоже стремятся перебежать через «дорогу». Но ведущий должен не пускать и ловить их. Ему могут помогать и те участники, которые стоят на его стороне. Если удалось это сделать, то дети, которые не сумели преодолеть препятствие, возвращаются на свою часть за первую линию.
Ведущий снова поворачивается к ним спиной и называет другой цвет. Все повторяется сначала.
Игра длится до тех пор, пока все дети не перейдут на сторону «Светофора». После этого они выбирают нового ведущего.
Работа с мандалой. Раскрашивание мандалы красками.
Рефлексия