Класс: 3.
Урок № 7.
Тип урока:комбинированный.
Цели урока:
- Образовательные: повторить материал о видах предложений по интонации; развивать умение интонационно правильно произносить предложения.
- Развивающие: способствовать интонационно правильно произносить предложения.
- Воспитательные: содействовать воспитанию познавательного интереса к изучаемому предмету.
Планируемые результаты: учащиеся научатся правильно произносить предложения по интонации.
Ход урока
1. Огрмомент
2. Проверка домашнего задания
3. Актуализация знаний
- Прочитайте отрывок из сказки К.И.Чуковского «Телефон».
А потом позвонили зайчатки:
- Нельзя ли прислать перчатки?
А потом позвонили мартышки:
- Пришлите, пожалуйста, книжки.
- Выпишите предложения, в которых содержится вопрос.
Орфографическая минутка
(Запись под диктовку)
Сильный ветер, работал в субботу, тёплое пальто, дружные ребята, жил в Москве, жёлтый карандаш, городская улица, хороший товарищ, группа учеников, листья берёзы.
- Поставьте в словах ударение, обозначьте орфограммы.
- Составьте предложение с любым словосочетанием:
- вариант 1 - вопросительное,
- вариант 2 - повествовательное.
4. Самоопределение к деятельности
- Прослушайте отрывок из произведения.
- Нет, нет! Соловей
Не поет для свиней!
Позови-ка ты лучше
Ворону!
К.Чуковский
- С какой интонацией мы произносим эти предложения? Как вы думаете, какой знак стоит в конце предложений?
- Сформулируйте тему урока.
5. Работа по теме урока
1) Беседа о предложениях
- Какие предложения называются повествовательными?
- Какие предложения называются вопросительными?
- Какие предложения называются побудительными?
- Прочитайте текст.
- Какое предложение в тексте повторяется несколько раз? (Папа приехал)
-Что вы заметили? (Это предложение мы каждый раз произносим по-разному)
- Почему по-разному?
2) Грамматическая сказка
- Прослушайте сказку о нашем госте.
Повстречались на листе бумаги Ноль с Восклицательным знаком. Познакомились, разговорились.
У меня большие неприятности, - сказал Ноль. - Я потерял свою палочку. Представляешь положение: Ноль, и без палочки?
Ах! - воскликнул Восклицательный знак. - Это ужасно!
Мне очень трудно, - продолжал Ноль. - У меня такая умственная работа... При моём научном и жизненном багаже без палочки никак не обойтись.
Ох! - воскликнул Восклицательный знак. - Это чудесно!
Мы с вами прекрасно сработаемся, - продолжал Ноль. - У меня содержание, а у вас чувство. Что может быть лучше?
Эх! - ещё больше обрадовался Восклицательный знак. - Это действительно чудесно!
И стали они работать вместе. Получилась удивительная пара. И теперь кто ни встретит на бумаге Ноль с Восклицательным знаком, обязательно воскликнет: «О!» А больше ничего не скажет. Разумеется, если на бумаге больше ничего не написано.
- Вы уже догадались, что в гостях у нас восклицательный знак?
- Когда в конце предложения ставится восклицательный знак? (Если предложение содержит сильное чувство, радость.)
3) Работа по учебнику
Упр. 27 (с. 20).
- Прочитайте.
- Как произносятся предложения с восклицательным знаком?
- Прочитайте сведения о языке на с. 21.
- Какое предложение называется восклицательным? (Предложение, которое произносится с сильным чувством.)
- Какой знак ставится в конце восклицательного предложения? (Восклицательный знак.)
- Какое предложение называется невосклицательным? (Предложение, которое произносится спокойно, без сильного чувства.)
Упр. 28 (с. 21).
- Прочитайте. Назовите автора стихотворения.
- Что хотел передать автор этими строками? С какой интонацией нужно их читать?
- Какие знаки стоят в конце предложений?
- Выполните письменное задание к упражнению.
(Взаимопроверка.)
Упр. 29 (с. 21).
(Самостоятельное выполнение. Проверка.)
- Прочитайте стихотворение выразительно. Назовите виды предложений по интонации.
- Прочитайте слова с орфограммами. Объясните их написание.
Упр. 30 (с. 22).
(Работа по вопросам и заданиям упражнения.)
6. Физкультминутка
7. Продолжение работы по теме урока
Работа по учебнику
- Рассмотрите таблицу на с. 22.
- Назовите виды предложений по цели высказывания.
- Какие предложения называются повествовательными?
- Приведите примеры.
- Какой знак ставится в конце повествовательного предложения?
- Какие предложения называются вопросительными?
- Приведите примеры.
- Какой знак ставится в конце вопросительного предложения?
- Какие предложения называются побудительными?
- Приведите примеры.
- Какой знак ставится в конце побудительного предложения?
- Назовите виды предложений по интонации.
- Приведите примеры.
- Какие предложения называются невосклицательными?
- Какие знаки ставятся в конце невосклицательного предложения?
- Приведите примеры.
- Какие предложения называются восклицательными?
- Какие знаки ставятся в конце восклицательного предложения?
- Приведите примеры.
Упр. 32 (с. 23).
- Прочитайте стихотворение.
- Найдите предложение, в котором выражена главная мысль.
- Выполните письменное задание к упражнению.
8. Рефлексия
- Закончите высказывание.
Предложения бывают...
Сейчас, когда приду домой,
Произнесёт их мама:
«Ты дрался, да?..
Ты что - немой?..
Ну что молчишь упрямо?»
(вопросительные, невосклицательные);
Повествовать придётся мне,
И я скажу:
«Не дрался, не...
Свалился с дерева, и вот...»
(повествовательные, невосклицательные);
Тут папа в комнату войдёт.
Войдёт и скажет:
«Лоботряс!
Я проучу тебя сейчас!»
(повествовательные, восклицательные).
- Оцените свою работу на уроке.
9. Подведение итогов урока
- Когда в конце предложений ставится восклицательный знак?
10. Домашнее задание
Упр. 33 (с. 23).