Конспект урока по русскому языку "Виды предложений по интонации"

Разделы: Начальная школа

Класс: 3

Ключевые слова: русский язык


Класс: 3.

Урок № 7.

Тип урока:комбинированный.

Цели урока:

  • Образовательные: повторить материал о видах предложений по интонации; развивать умение интонационно правильно произносить предложения.
  • Развивающие: способствовать интонационно правильно произносить предложения.
  • Воспитательные: содействовать воспитанию познавательного интереса к изучаемому предмету.

Планируемые результаты: учащиеся научатся правильно произносить предложения по интонации.

Ход урока

1. Огрмомент

2. Проверка домашнего задания

3. Актуализация знаний

- Прочитайте отрывок из сказки К.И.Чуковского «Телефон».

А потом позвонили зайчатки:
- Нельзя ли прислать перчатки?
А потом позвонили мартышки:
- Пришлите, пожалуйста, книжки.

- Выпишите предложения, в которых содержится вопрос.

Орфографическая минутка

(Запись под диктовку)

Сильный ветер, работал в субботу, тёплое пальто, дружные ребята, жил в Москве, жёлтый карандаш, городская улица, хороший товарищ, группа учеников, листья берёзы.

- Поставьте в словах ударение, обозначьте орфограммы.

- Составьте предложение с любым словосочетанием:

  • вариант 1 - вопросительное,
  • вариант 2 - повествовательное.

4. Самоопределение к деятельности

- Прослушайте отрывок из произведения.

- Нет, нет! Соловей
Не поет для свиней!
Позови-ка ты лучше
Ворону!
К.Чуковский

- С какой интонацией мы произносим эти предложения? Как вы думаете, какой знак стоит в конце предложений?

- Сформулируйте тему урока.

5. Работа по теме урока

1) Беседа о предложениях

- Какие предложения называются повествовательными?

- Какие предложения называются вопросительными?

- Какие предложения называются побудительными?

- Прочитайте текст.

- Какое предложение в тексте повторяется несколько раз? (Папа приехал)

-Что вы заметили? (Это предложение мы каждый раз произносим по-разному)

- Почему по-разному?

2) Грамматическая сказка

- Прослушайте сказку о нашем госте.

Повстречались на листе бумаги Ноль с Восклицательным знаком. Познакомились, разговорились.

У меня большие неприятности, - сказал Ноль. - Я потерял свою палочку. Представляешь положение: Ноль, и без палочки?

Ах! - воскликнул Восклицательный знак. - Это ужасно!

Мне очень трудно, - продолжал Ноль. - У меня такая умственная работа... При моём научном и жизненном багаже без палочки никак не обойтись.

Ох! - воскликнул Восклицательный знак. - Это чудесно!

Мы с вами прекрасно сработаемся, - продолжал Ноль. - У меня содержание, а у вас чувство. Что может быть лучше?

Эх! - ещё больше обрадовался Восклицательный знак. - Это действительно чудесно!

И стали они работать вместе. Получилась удивительная пара. И теперь кто ни встретит на бумаге Ноль с Восклицательным знаком, обязательно воскликнет: «О!» А больше ничего не скажет. Разумеется, если на бумаге больше ничего не написано.

- Вы уже догадались, что в гостях у нас восклицательный знак?

- Когда в конце предложения ставится восклицательный знак? (Если предложение содержит сильное чувство, радость.)

3) Работа по учебнику

Упр. 27 (с. 20).

- Прочитайте.

- Как произносятся предложения с восклицательным знаком?

- Прочитайте сведения о языке на с. 21.

- Какое предложение называется восклицательным? (Предложение, которое произносится с сильным чувством.)

- Какой знак ставится в конце восклицательного предложения? (Восклицательный знак.)

- Какое предложение называется невосклицательным? (Предложение, которое произносится спокойно, без сильного чувства.)

Упр. 28 (с. 21).

- Прочитайте. Назовите автора стихотворения.

- Что хотел передать автор этими строками? С какой интонацией нужно их читать?

- Какие знаки стоят в конце предложений?

- Выполните письменное задание к упражнению.

(Взаимопроверка.)

Упр. 29 (с. 21).

(Самостоятельное выполнение. Проверка.)

- Прочитайте стихотворение выразительно. Назовите виды предложений по интонации.

- Прочитайте слова с орфограммами. Объясните их написание.

Упр. 30 (с. 22).

(Работа по вопросам и заданиям упражнения.)

6. Физкультминутка

7. Продолжение работы по теме урока

Работа по учебнику

- Рассмотрите таблицу на с. 22.

- Назовите виды предложений по цели высказывания.

- Какие предложения называются повествовательными?

- Приведите примеры.

- Какой знак ставится в конце повествовательного предложения?

- Какие предложения называются вопросительными?

- Приведите примеры.

- Какой знак ставится в конце вопросительного предложения?

- Какие предложения называются побудительными?

- Приведите примеры.

- Какой знак ставится в конце побудительного предложения?

- Назовите виды предложений по интонации.

- Приведите примеры.

- Какие предложения называются невосклицательными?

- Какие знаки ставятся в конце невосклицательного предложения?

- Приведите примеры.

- Какие предложения называются восклицательными?

- Какие знаки ставятся в конце восклицательного предложения?

- Приведите примеры.

Упр. 32 (с. 23).

- Прочитайте стихотворение.

- Найдите предложение, в котором выражена главная мысль.

- Выполните письменное задание к упражнению.

8. Рефлексия

- Закончите высказывание.

Предложения бывают...

Сейчас, когда приду домой,
Произнесёт их мама:
«Ты дрался, да?..
Ты что - немой?..
Ну что молчишь упрямо?»

(вопросительные, невосклицательные);

Повествовать придётся мне,
И я скажу:
«Не дрался, не...
Свалился с дерева, и вот...»

(повествовательные, невосклицательные);

Тут папа в комнату войдёт.
Войдёт и скажет:
«Лоботряс!
Я проучу тебя сейчас!»

(повествовательные, восклицательные).

- Оцените свою работу на уроке.

9. Подведение итогов урока

- Когда в конце предложений ставится восклицательный знак?

10. Домашнее задание

Упр. 33 (с. 23).