Инновационные технологии физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ и семье

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с


На состояние здоровья детей влияют многие негативные факторы: повсеместно ухудшающаяся экологическая обстановка, снижение уровня жизни в целом по стране, недостаток у родителей времени и средств для полноценного удовлетворения потребностей детей, увеличение числа неполных семей, состояние и ориентация семейного воспитания и др. В этих условиях проблема сохранения и укрепления здоровья дошкольников становится особенно актуальной.

В настоящее время проблемой формирования здорового образа жизни занимаются ученые из различных областей знаний: медицины и физиологии Ю.П.Лисицын, А.Ф., В.Г.Алямовская, Г.К.Зайцев, Ю.Ф.Змановский, М.Л.Лазарев.

Внедрение здоровьесберегающих игровых технологий в деятельность образовательного учреждения требует инновационных подходов к оздоровлению детей, так как прежние формы и методы не могут в должной мере противостоять ухудшению здоровья подрастающего поколения.

Работа по физическому развитию в нашем детском саду в первую очередь направлена на решение общих и коррекционных задач:

  • формирование у детей здоровьесберегающего поведения и осознанного отношения к здоровью;
  • стимулирование позитивных сдвигов в организме, формирование двигательных умений и навыков физического развития, направленных на развитие и совершенствование организма, на жизнеобеспечение;
  • повышение уровня теоретических знаний и практических умений коллектива ДОУ и родителей в вопросах культуры здоровья;
  • обучение родителей и педагогов здоровьесберегающим технологиям;
  • вовлечение родителей в образовательный процесс.

Чтобы сохранить и улучшить здоровье детей необходима огромная работа с семьей. К сожалению, родители, зная и понимая важность оздоровительных мероприятий не все делают утреннюю гимнастику, мало, кто имеет дома элементарные спортивные снаряды, не соблюдают режим дня и питания.

Появилась необходимость построения взаимодействия педагогов ДОУ с семьёй на качественно новой основе, предполагающей не просто совместное участие в воспитании ребёнка, но и осознание общих целей, доверительное отношение и стремление к взаимопониманию.

Создана развивающая предметно-пространственная среда в ДОУ, способствующая укреплению и сохранению здоровья. В детском саду имеются: современный физкультурный зал, бассейн, спортивная площадка, медицинский блок. В группах детского сада оборудованы уголки двигательной активности.Прогулочные участки на территории ДОУ позволяют проводить прогулки на свежем воздухе в любое время года и оказывают закаливающее воздействие на организм в естественных условиях.

Одним из путей развития и коррекции в нашем ДОУ является целенаправленное использование в процессе физического воспитания известных физкультурно-оздоровительных методик и инновационных технологий, адаптированных к возрастным и индивидуальным особенностям детей.

Утренняя гимнастика и специальные занятия физкультурой в спортивном зале сопровождаются музыкой, что «благоприятно влияет на эмоциональную сферу дошкольника, способствует хорошему настроению детей, формирует их представления о здоровом образе жизни».

У значительной части детей отмечается неудовлетворённость традиционными занятиями физической культурой. Ребенка трудно заставить целенаправленно заниматься физическими упражнениями. Ему должно быть интересно делать, их не потому, что «надо» и полезно, а потому, что это интересно и весело.

На помощь нам пришло новое направление в здоровьесберегающейтехнологии: фитнес-аэробика. которая включает в себя адаптированные для детского организма системы тренировок с применением новейшего инвентаря и оборудования.

Большой интерес у детей вызвали фитнес-технологии: степ - аэробика, фитбол - гимнастика, игровой стретчинг, тренажеры и тренажерные устройства в работе с детьми дошкольного возраста.

Степ дает необходимую эмоциональную разрядку, улучшает настроение и оздоравливает организм. Благодаря аэробике дети быстрей избавляются от неуклюжести, угловатости, излишней застенчивости, исправляют осанку, укрепляют мышцы.

Фитбол, «мяч для опоры» (с англ.), используется в оздоровительных целях и влияет на развитие двигательных умений, координацию движений, функций равновесия, вызывает положительные эмоции у детей. Занятия с мячом укрепляют мышцы спины и брюшного пресса, создают хороший мышечный корсет, но главное - формируют сложно и длительно вырабатываемый в обычных условиях навык правильной осанки.

Игровой стретчинг включает в себя специально подобранные упражнения на растяжку мышц, проводимые с детьми в игровой форме. Благодаря этой методике у детей повысилась гибкость, общая выносливость, координация движений.вырос уровень двигательной активности и уровень физической подготовленности воспитанников.

Вся система подстраивается под потребности и возможности детей с ОВЗ (тяжелыми нарушениями речи).

Мы разработали и апробировали разнообразные стимулирующие игровые приёмы, словесные подвижные игры с использованием мяча, которые являются эффективным средством развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. На фоне комплексной помощи эти приёмы оптимизируют процесс коррекции речи и способствуют оздоровлению всего организма ребенка. Таким образом, происходит интеграция: движение + речь.

Большое значение на формирование представлений старших дошкольников о здоровом образе жизни оказывают подвижные игры.

Особое место отводим народным играм и праздникам. Народные подвижные игры передавались из поколения в поколение. Они актуальны и интересны в настоящее время.

Инструктором по физической культуре разработаны краткосрочные образовательные практики по ознакомлению с народными играми для детей и взрослых. Они всегда проходят эмоционально, с русским задором. Свой опыт был представлен инструктором педагогам города на августовских встречах.

Как известно, развитие и воспитание ребенка во многом зависит от взрослых, которые его окружают, и от того, какой пример они подают своим поведением. Мы разнообразили и расширили сферу участия родителей в организации жизни ДОУ. При проведении совместных физкультурных занятий с родителями, основными способами организации детско - родительских пар является триада - взаимодействия ребенок - «партнёр», ребёнок - «тренер», ребёнок - «помощник».

Увлекательно проходит городская акция день самоуправления - «Вверх тормашками». С большим желанием и ответственностью родители готовятся к проведению физкультурных занятий, утренней гимнастики, играм. Это позволяет родителям понять значение физкультуры в жизни дошкольника, специфику работы с детьми, способствует сближению с детьми. Традиционно проходит ежегодная благотворительная ярмарка «Помоги ребенку и ты спасешь мир!» , на которой родители нашего ДОУ проводят вместе с педагогами мастер-классы по разным видам спорта, турниры, спортивные игры.

Родители воспитанников ДОУ занимаются разными видами спорта - хоккеем, лыжами, теннисом. Поэтому мы организовали КОП с привлечением родителей, что вызвало ещё больший интерес к спорту у детей. Они с удовольствием посещают секции в детском саду и в Спорткомплексах города, добиваются хороших результатов.

Ежегодно наши родители и ребята принимают участие в соревнованиях «Мама, папа, я - спортивная семья» и др. В условиях работы в период распространения коронавирусной инфекции детский сад работает в режиме дежурных групп. Для детей, находящихся дома на сайте ДОУ создана вкладка «Пока все дома», где размещаем видеоролики: игровые задания, музыкальные разминки, гимнастики, подвижные игры в квартире.

Выстроив систему работы на основе интегрированного подхода во взаимодействии с родителями по формированию культуры здоровья детей, освоению инновационных технологий были достигнуты позитивные изменения:

  • Улучшились показатели детей дошкольного возраста;
  • Повысился уровень компетентности родителей, была сформирована мотивационная готовность к оздоровительной деятельности в семье и осознанное отношение родителей и детей к вопросу здоровьесбережения;
  • Возрос интерес, активная позиция и ответственность к проводимым спортивным мероприятиям в ДОУ и городе;
  • Улучшились взаимоотношения в семье за счёт понимания собственного ребёнка, адекватной оценки его здоровья и физического развития;
  • Сформировалось положительное мнение родителей о компетентности педагогов и администрации ДОУ в вопросах оздоровления, повысилась удовлетворённость оказанной помощью.

Системный подход к организации физкультурно-оздоровительной работы, использование инновационных технологий в ДОУ и семье позволяют сохранить и укрепить здоровье дошкольников и сделать эффективным взаимодействие педагогов и родителей.

Литература

  1. Асташина М.П. «Фольклорно - физкультурные занятия и досуги с детьми 3-7 лет». - Волгоград:Учитель, 2012.
  2. Борисова М.М. «Организация занятий фитнесом в системе дошкольного образования». Учебно-методическое пособие. М.: Обруч, 2014.
  3. Култ Г.И., Сергиенко Н.Н. «Школа здорового человека». Программа для ДОУ. - М.: ТЦ Сфера, 2010
  4. Леонова О.А. «Коррекция речевых нарушений у дошкольников в играх с мячом»: Практическое пособие. - СПб: ООО «Издательство «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2013.
  5. Потапчук А.А., Овчинникова Т.С. «Двигательный игротренинг для дошкольников». - С-Пб.: Издательство «Речь», 2002.
  6. Рыбкина О.Н., Морозова Л.Д. «Фитнес в детском саду». Программа и конспекты занятий с детьми 5-7 лет. Москва: АРКТИ, 2014.
  7. Сундукова А.К. Практический опыт здоровьесберегающей деятельности в ДОУ». М.; АРКТИ, 2008.
  8. Соломенникова Н.М., Машина Т.Н. «Формирование двигательной сферы детей 3-7 лет. Фитбол-гимнастика. Конспекты занятий». - Волгоград: Учитель, 2011.
  9. Степаненкова Э.Я. «Сборник подвижных игр». Для работы с детьми 2-7 лет». - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011.
  10. Сулим Е.В. «Занятия по физкультуре в детском саду. Игровой Стретчинг». - М.: ТЦ Сфера, 2012.