Рабочая программа учебной дисциплины «Литература» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) по специальности (специальностям) среднего профессионального образования (СПО), ФГОС СОО.
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ЛИТЕРАТУРА
1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена (далее - ППССЗ) в соответствии с ФГОС СПО,ФГОС СОО.
35.02.08 Электрификация и автоматизация сельского хозяйства, квалификация: техник - электрик, срок обучения 3 года 10 месяцев.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре ППССЗ: учебная дисциплина входит в базовые общеобразовательные дисциплины общеобразовательного цикла.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины - требования к результатам освоения учебной дисциплины:
Цели освоения ОД (в соответствии с требованиями ФГОС СОО, ориентацией на результаты ФГОС СПО):
- способствовать достижению личностных, метапредметных и предметных результатов обучения;
- формировать коммуникативную, читательскую и литературоведческую компетенции обучающихся;
- способствовать формированию ОК и ПК.
Задачи освоения ОД (в соответствии с требованиями ФГОС СОО,ориентацией на результаты ФГОС СПО):
- формировать гуманистическое мировоззрение духовно развитой личности,национальное самосознание, чувство патриотизма;
- формировать представление о художественной литературе как духовной,нравственной и культурной ценности народа;
- развивать представление о специфике художественной литературы, культуру восприятия художественного текста, понимание взаимосвязи литературного процесса и исторического развития общества;
- способствовать развитию образного и аналитического мышления, творческих способностей, художественного вкуса, функциональной грамотности;
- совершенствовать навыки чтения, анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого на основе историко-литературных и теоретико-литературных знаний;
- способствовать успешному профессиональному образованию.
Освоение содержания учебной дисциплины «Литература» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:
личностных:
- сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
- сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
- толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
- готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
- эстетическое отношение к миру;
- совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, культурам других народов;
- использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словарей, энциклопедий, интернет-ресурсов и др.);
метапредметных:
- умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;
- умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;
- умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности;
- владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
предметных:
- сформированность устойчивого интереса к чтению как средству познания других культур, уважительного отношения к ним;
- сформированность навыков различных видов анализа литературных произведений;
- владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью;
- владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации;
- владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров;
- знание содержания произведений русской, родной и мировой классической литературы, их историко-культурного и нравственно-ценностного влияния на формирование национальной и мировой культуры;
- сформированность умений учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественного произведения;
- способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать свое отношение к ним в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях;
- владение навыками анализа художественных произведений с учетом их жанрово-родовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания;
- сформированность представлений о системе стилей языка художественной литературы.
Выпускник, освоивший образовательную программу, должен обладать следующими общими компетенциями (далее - ОК):
- ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам.
- ОК 02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности.
- ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие.
- ОК 04. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами.
- ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учетом особенностей социального и культурного контекста.
- ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей.
- ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях.
- ОК 08. Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности.
- ОК 09. Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности.
- ОК 10. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языке.
- ОК 11. Планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы |
Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка |
117 |
Аудиторная учебная нагрузка |
117 |
В том числе: |
|
Уроки |
110 |
Контрольные работы |
7 |
Промежуточная аттестация в форме экзамена |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины Литература
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
3.1. Материально-техническое обеспечениереализации рабочей программы учебной дисциплины:
Оборудование учебного кабинета
- рабочие места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- наглядные и электронные пособия;
- методические разработки уроков и мероприятий. Технические средства обучения:
- компьютер
- телевизор.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
- Обернихина Г.А., Антонова А.Г., Вольнова И.Л. и др. Литература: учебник для учреждений сред. проф. образования: в 2 ч. / под ред. Г.А.Обернихиной. - М., 2019.
Дополнительные источники:
- В.В.Агеносов, Э.Л.Безносов, Н.С. Выгон и др. Методические рекомендации для учителя в 2 ч. Под ред. В.В.Агеносова. - М.: Дрофа, 2019
- Литературная критика. - М.: «Издательство Астрель», «Издательство «Олимп», «Фирма «Издательство АСТ», 2019
- С.А.Ташлыков. Сочинение: секреты жанра: Учебное пособие. - Иркутск: ГОУ ВПО ИГУ, 2020
Словари и справочники:
- Словарь литературоведческих терминов. Под ред. Л.И.Тимофеева, С.В.Тураева, 1974.
- Русская литература в таблицах и схемах. Крутецкая В.А. - СПб.: Издательский Дом «Литера», 2010.
Интернет-ресурсы:
- Образовательный портал. Педсовет. Персональный помощник педагога [Электронный ресурс]. - режим доступа: http://pedsovet.org, свободный;
- Электронный образовательный ресурс. Открытый урок. 1 сентября. [Электронный ресурс]. - режим доступа: открытыйурок.рф, свободный;
- Электронный образовательный ресурс. Социальная сеть работников образования [Электронный ресурс]. - режим доступа: http://nsportal.ru, свободный;
- Образовательныйпортал. Интеллектуально-творческий потенциал России[Электронный ресурс]. - режим доступа: http://future4you.ru, свободный;
- Образовательный портал педагога [Электронный ресурс]. - режим доступа: https://portalpedagoga.ru, свободный;
- Справочно-информационный портал ГРАМОТА.РУ - русский язык для всех [Электронный ресурс]. - режим доступа: http://gramota.ru, свободный;Образовательный портал Prodlenka [Электронный ресурс]. - режим доступа: https://www.prodlenka.org, свободный.
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных занятий, а также выполнения обучающимся индивидуальных заданий, проектов, исследований и т.п.
Результаты обучения |
Критерии оценки |
Формы и методыконтроляи оценки результатов обучения |
личностных:
- сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
метапредметных
- умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;
предметных:
|
Оценкой «5» оценивается ответ, обнаруживающий прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснять взаимосвязь событий, характер и поступки героев и роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение пользоваться теоретико-литературными знаниями и навыками разбора при анализе художественного произведения, привлекать текст для аргументации своих выводов, свободное владение монологической литературной речью.
|
- практические работы (анализ художественного текста);
|