Цели мероприятия: повторить и систематизировать знания учащихся о творчестве А.А.Блока, деятельности Д.И.Менделеева, напомнить об их вкладе в мировую науку и культуру, об их служении Родине; формировать этические и нравственные принципы учащихся при изучении и познании ценностных критериев двух великих сынов России; развивать умение критически осмысливать проблемы, возникающие в социуме; закрепить навыки активности и самостоятельности в реализации творческих замыслов, напомнить о важности систематической практической работы и умения работать в коллективе.
Оборудование: презентация, посвященная страницам жизни А.А.Блока и Д.И.Менделеева.
Ход мероприятия
Учитель 1. Наше мероприятие мы посвящаем деятельности великих людей России - Д.И.Менделеева и А.А.Блока. Обращение к этим именам не случайно. Фундаментальный закон и периодическую систему Д.И.Менделеева вы используете на каждом уроке химии. С именем А.Блока вы познакомились совсем недавно на уроках литературы. Слайд 1
Учитель 2. Славные имена гениального ученого и великого поэта известны мировой науке и культуре, но посвятили они себя и свои творения прежде всего России. А потому девизами нашего урока стали слова Д.И.Менделеева: «Нам ли не желать России полного расцвета жизни» и слова А.А.Блока: «Теме России я сознательно и бесповоротно посвящаю жизнь». Слайд 2
Звучит тема половецких плясок из оперы композитора и друга Менделеева А.П.Бородина
«Князь Игорь».
Хозяйка. Давайте перенесёмся мысленно в гостиную скромной квартиры профессора столичного университета Д.И.Менделеева на традиционную «Менделеевскую среду». Слайд 3.
Ученик. Эти встречи проходили всегда живо, весело, интересно и в творческой атмосфере. По простоте обстановки «среды» напоминали студенческие собрания: чай, горы бутербродов, бобловское варенье. Все чувствовали себя легко и свободно. Друзья Менделеева знали, что по средам после трех часов дня его всегда можно было застать дома.
Сначала посетителями «сред» были в основном химики и преподаватели университета. Слайд 4.
Постепенно круг участников расширялся. Здесь чествовали первых русских женщин-ученых - С.В.Ковалевскую, Ю.В.Лермонтову и других. Менделеев был деятельным сторонником женского образования в России. Слайд 5.
В квартире Менделеева устраивались также художественные «среды», на которых бывали И.Е.Репин, В.В.Стасов, А.И.Куинджи, Н.А.Ярошенко, И.Н.Крамской, В.Е.Маковский, И.И.Шишкин. Слайд 6.
Встречи художников-передвижников были встречами единомышленников. И художники, и Менделеев ясно сознавали, что гуманистические, прогрессивные цели искусства и науки, в конечном счете, едины. Слайд 7.
Хозяйка. Вопросы искусства были близки Менделееву так же, как и вопросы науки.
Ученик. Менделеев любил читать В.А.Жуковского и А.С.Пушкина, но больше всего ценил Байрона и Ф.И.Тютчева. Слайд 8. Сын Иван Дмитриевич, оставивший содержательные воспоминания об отце, писал: «Мне не раз приходилось убеждаться, что отец тонко знал и понимал поэзию». К Александру Блоку «…отец относился с нежностью, понимал его дар и брал часто под защиту от близоруких нападок позитивистически настроенных авторитетов…»
Хозяйка. Александр Блок был сыном своей земли, любящим и преданным. Он, как истинно русский человек, гордился историей своей страны. Слайд 9.
Ученик. «Русь» - одно из первых посвященных Родине стихотворений - появилась в 1906 году и вошла во вторую книгу лирики Блока. «Этой теме я сознательно и бесповоротно посвящаю жизнь. Все ярче сознаю, что это - первейший вопрос, самый жизненный, самый реальный. К нему-то я подхожу давно, с начала своей сознательной жизни, и знаю, что путь мой в основном своем устремлении - как стрела, прямой...», - писал поэт. Слайд 9.
Ты и во сне необычайна.
Твоей одежды не коснусь.
Дремлю - и за дремотой тайна,
И в тайне - ты почиешь, Русь.Русь, опоясана реками
И дебрями окружена,
С болотами и журавлями,
И с мутным взором колдуна,Где разноликие народы
Из края в край, из дола в дол
Ведут ночные хороводы
Под заревом горящих сел.Где ведуны с ворожеями
Чаруют злаки на полях
И ведьмы тешатся с чертями
В дорожных снеговых столбах.Где буйно заметает вьюга
До крыши - утлое жилье,
И девушка на злого друга
Под снегом точит лезвее.Где все пути и все распутья
Живой клюкой измождены,
И вихрь, свистящий в голых прутьях,
Поет преданья старины...Так - я узнал в моей дремоте
Страны родимой нищету,
И в лоскутах ее лохмотий
Души скрываю наготу.Тропу печальную, ночную
Я до погоста протоптал,
И там, на кладбище ночуя,
Подолгу песни распевал.И сам не понял, не измерил,
Кому я песни посвятил,
В какого бога страстно верил,
Какую девушку любил.Живую душу укачала,
Русь, на своих просторах ты,
И вот - она не запятнала
Первоначальной чистоты.Дремлю - и за дремотой тайна,
И в тайне почивает Русь.
Она и в снах необычайна,
Ее одежды не коснусь.
Ученик. Слайд 10. «На поле Куликовом» - цикл в цикле «Родина», главная тема которого - Россия. В нем он раскрыл один из самых трагических и драматических периодов в истории России. Поэт видит весь исторический путь страны - от «поля Куликова» до современных ему событий. Лирический герой - и древний русич-воин, и современник поэта. Единство времени, пространства, переживаний передано рядом символов, вписанных в динамичный пейзаж, полный тревоги, энергии и внутренней силы:
И вечный бой! Покой нам только снится
Сквозь кровь и пыль...
Летит, летит степная кобылица
И мнет ковыль...
И нет конца! Мелькают версты, кручи...
Останови!
Идут, идут испуганные тучи,
Закат в крови!
Ученик. Блок показывает Россию как великую страну на перепутье между Востоком и Западом, говорит о ее противоречиях, о ее величии, ее избранности (продолжая традиции Тютчева). Родина воспринимается поэтом напряженно-интимно, как личная лирическая тема. Неразрывность судеб Родины и поэта пронизывают весь этот цикл:
Я - не первый воин, не последний,
Долго будет родина больна.
Помяни ж за раннею обедней
Мила друга, светлая жена!
Хозяйка. Слайд 11. Вопросы развития России, ее будущего, защита престижа Родины была мотивом многих работ Менделеева. Это роднит их с творчеством Блока.
Ученик. Слайд 11. Менделеев создал проект строительства ледокола для путешествия в высоких широтах Арктики2. Передавая свой проект министру финансов, он сказал: «Я много потратил труда, чтобы попытаться найти надежный путь к Северному полюсу. Для нас это имеет огромное значение как ближний путь к Дальнему Востоку. Вот мой проект с необходимыми картами и графиками». Проект не нашел должного применения, и только 60-е годы XX в. был восстановлен по черновикам, хранившимся в архиве ученого. Испытания модели ледокола Менделеева показали, что по ходовым качествам он не уступает современным.
Ученик. Слайд 11. Такая же судьба постигла и еще одно открытие Менделеева - бездымный порох. Менделеев изобрел порох для огнестрельного оружия всех калибров. Испытания пороха прошли успешно, но организация промышленного производства разворачивалась медленно, и даже перед войной 1914 года Россия была вынуждена необходимый ей порох закупать за границей.
Хозяйка. А сейчас я вам предлагаю отправиться в заочную экскурсию, которая познакомит всех присутствующих с основными открытиями и достижениями Д.И.Менделеева. Слайд 12.
Экскурсоводы. 2 человека
1) Перед вами Петербургский университет, где с 1865 по 1890 гг. трудился профессор. А это павильон Российской империи на Всемирной выставке в Париже, где Менделеев отвечал за организацию промышленной части российской экспозиции и был избран в жюри выставки. Слайд 13.
2) А это воздушный шар «Русский», наполненный водородом, на котором 53-летний ученый совершил самостоятельное воздушное путешествие 7 августа 1887 г., чтобы наблюдать солнечное затмение через подготовленные им самим стекла. Менделеев был не только инициатором полета, но и пилотом, и исследователем одновременно. Поднявшись над облаками на высоту около 3 км, шар, гонимый ветром, пролетел над землей около 100 км. Во время этого полета ученый производил различные измерения. За полет Менделеев получил медаль Французской академии аэронавтики. Слайд 14.
3) Здание бывшей главной Палаты мер и весов(ныне НПО ВНИИМ им. Д.И.Менделеева), где ученый служил управляющим с 1893 г. и до конца жизни. Здесь проявились лучшие деловые качества Менделеева: постоянная забота ученого о точности и высокой культуре измерений, умение применить математическое мышление, глубокие знания физики и других естественных наук для развития метрологии. Здесь он создает весы и точнейшие эталоны3 для взвешивания твердых и газообразных веществ, которые изображены на одной из фотографий. За 15 лет Дмитрий Иванович превратил Главную палату мер и весов в действенное и хорошо оснащенное научное учреждение, по сей день остающееся одним из ведущих в нашей стране. Слайд 15.
4) Менделеев редактировал химико-технологический раздел энциклопедии, которую издавали Ф.А.Брокгауз и И.А.Ефрон, искал пути защиты отечественной промышленности от конкуренции западных монополий и предложил их в книге «Толковый тариф». Слайд 16.
5) Можно поражаться гениальности выдающегося русского химика, который на основании величайшей научной интуиции предвидел причины открытых им закономерностей, блестяще угадал порядок расположения элементов - создав периодическую систему химических элементов и сформулировав Периодический закон. Слайд 17. Научный подвиг Менделеева состоит и в предсказании им путей изучения строения атома. Периодическая система дала толчок к открытию с помощью ядерных реакций актиноидов, а за ними и трансурановых элементов
6) Уникальна работа Д.И.Менделеева по созданию уравнения состояния идеального газа (1874 г.). В этой работе он использовал метод систематизации и обобщения знаний по пневмохимии. Закон не потерял своей актуальности и сегодня, используется для расчетов вакуумных аппаратов, рентгеновских телевизионных трубок, для производства сверхпрочных материалов, материалов особой чистоты. Слайд 18.
7) В своих работах Менделеев заложил основы современной теории растворов (образование гидратов в водных растворах). Итог этой работы был представлен в опубликованном в 1887 году классическом труде «Исследование водных растворов по удельному весу». Слайд 18.
8) Важнейшим достижением Менделеев можно считать создание "Основ химии" - учебника, равного которому, пожалуй, нет в истории химической литературы. Как никакой другой учебник последних ста лет, он формирует у читателя "химическое мышление". О химии Менделеев писал образно, порой поэтически. Слайд 19.
Хозяйка. Менделеев много сил отдавал научной подготовке молодежи. Он писал: "Нам особенно нужны образованные люди для того, чтобы мы могли сделать настоящие и не подражательные шаги в деле развития своей страны".
Ученик. О популярности Менделеева среди студенчества говорит и тот факт, что в 1879/80 учебном году у него было 384 слушателя вместо 100, на которых была рассчитана аудитория. Весной 1890 г. именно Менделеев взял на себя миссию доставить петицию революционно настроенных студентов министру народного просвещения, чтобы помочь молодежи и предотвратить столкновения с полицией. После этого Менделеев был вынужден уйти в отставку.
Ученик. Слайд 20. Об отношении студентов к любимому педагогу А.А.Блок писал в дневнике от 26 июля 1908 года: «Студент (фамилию забыл) помешался на Дмитрии Ивановиче. Мне это понятно. Может быть, я сделал бы то же, если бы раньше не помешался на его дочери. Странная судьба. Кант, по некоторой степени, избегнул гонений - благодаря своей кабинетности. Менделеев их не избегнул…»
Хозяйка. У Блока находим характеристику ученого, где нет и тени обычных восторженных описаний достоинств ученого и человека.
Ученик. Слайд 20. Пожалуй, Блоку удалось уловить то главное, сокровенное, что составляло некую глубинную сущность необычной личности Дмитрия Ивановича. Вдумаемся в строки, написанные Любе, дочери Менделеева, 15 мая 1903 г.: «Твой папа вот какой: он давно знает, что бывает на свете. Во все проник. Не укрывается от него ничего. Его знание самое полное. Оно происходит от гениальности, у простых людей такого не бывает. У него нет никаких «убеждений» (консерватизм, либерализм и т.п.). У него есть все. Такое впечатление он производит!!!»
Хозяйка. Ученый и поэт, два имени, тесно связанных в истории России. Им суждено было породниться: дочь Менделеева Любовь вышла замуж за Александра Блока.
Ученик. Блок познакомился с ней в 1898 г. в имении Менделеева Боблово. Слайд 21. Неподалеку располагалось и имение деда Блока Андрея Николаевича Бекетова - Шахматово. Слайд 22. В жизни Блока Шахматово сыграло исключительную роль.
В туманах, над сверканьем рос,
Безжалостный, святой и мудрый,
Я в старом парке деда рос,
И солнце золотило кудри.
Ученик. Слайд 23. Блок каждое лето приезжал в Шахматово, а в холодные петербургские зимы он возвращался сюда мысленно в своих стихах.
Погружался я в море клевера,
Окруженный сказками пчел.
Но ветер, зовущий с севера,
Мое детское сердце нашел.
Ученик. Слайд 24. Приезжая к Бекетовым в Шахматово, Дмитрий Иванович в тележке под сидением привозил бесчисленные тома Рокамболя. Такое чтение было любимым отдыхом после научных трудов. В то время, когда Д.И. Менделеев разводился с первой женой, чтобы соединить свою судьбу с Анной Ивановной Поповой, дружеская поддержка Бекетовых очень ему помогла. Любовь - так назвали Анна Ивановна и Дмитрий Иванович свою первую дочь. Однажды летом А.И.Менделеева приехала со своей маленькой дочерью в Шахматово, и Сашура, которому не было ещё и трёх лет, подарил первый букет цветов (это были ночные фиалки) своей будущей Прекрасной Даме.
Ученик. 1898 год. Александр вспомнил, что весной, на государственной выставке Сатура, Анна Ивановна Менделеева приглашала его бывать у них, в Боблово, запросто, по соседству. И он стал там бывать регулярно. В Боблово часто устраивались любительские спектакли. Люба и Александр принимали в них активное участие. И вот они встречаются. Они играют в одном спектакле домашнего театра. Блок - Гамлет, Менделеева - Офелия. Слайд 25.
Мальчик и девочка. Проецируется иллюстрация «Гамлет», на её фоне звучат монологи Офелии и Гамлета.
Офелия
Разлучаясь с девой милой,
Друг, ты клялся мне любить!
Уезжая в край постылый,
Клятву данную хранить!
Там, за Данией счастливой,
Берега твои во мгле…
Вал сердитый, говорливый
Моет слёзы на скале…
Милый воин не вернётся,
Весь одетый в серебро…
В гробе тяжко всколыхнётся
Бант и чёрное перо…
Гамлет
Мне снилась ты, в цветах, на шумной сцене,
Безумная, как страсть, спокойная, как сон,
А я, повергнутый, склонил свои колени.
И думал: «Счастье там, я снова покорён!»
Но ты, Офелия, смотрела на Гамлета,
Без счастья, без любви, богиня красоты,
А розы сыпались на бедного поэта.
И с розами лились, лились его мечты.
Ты умерла вся в розовом сиянии,
С цветами на груди, с цветами на кудрях.
А я стоял в твоём благоухании,
С цветами на груди, на голове, в руках.
Ученик. После спектакля поздно вечером они решили пройтись. На изгибе дорожки, ведущей к усадьбе, они попадают в лунный свет, и оба замечают, что тени их соприкоснулись.
Грустя и плача, и смеясь,
Звенят ручьи моих стихов
У ног твоих,
И каждый стих
Бежит, плетет живую связь,
Своих не зная берегов.
Любовь Менделеева стала "Прекрасной Дамой" великого русского поэта (фотография Любови Менделеевой и Александра Блока). Слайд 26.
Ученик. Слайд 27. Всего стихов, ею навеянных, её посвящённых, будет 800! Но это впереди. А пока никто не знает, что розовощёкой и золотоволосой девушке (дочери великого русского ученого-химика) суждена трудная и благородная судьба - стать музой, женой, Прекрасной Дамой великого поэта. Не знает об этом и она сама, хотя уже почувствовала влечение к юному Блоку. Люба застенчива и неприступна. Ни одного слова о любви. Отношения между ними полны полунамёков и полутайн.
Одинокий, я к тебе прихожу,
Околдован огнями любви.
Ты гадаешь. - Меня не зови. -
Я и сам уж давно ворожу.
От тяжёлого бремени лет
Я спасался одной ворожбой.
И опять ворожу над тобой,
Но неясен и смутен ответ.
Ворожбой полонённые дни.
Я лелею года - не зови…
Только скоро ль, погаснут огни
Заколдованной тёмной любви?
Хозяйка. Слайд 28. А.Блок и Д.Менделеев - два великих имени России. Связала их любовь, с большой и маленькой буквы Л: любовь к женщине (дочери и музе) и любовь к Родине.
Любовь к Родине пронизывает все творчество поэта и всю деятельность великого ученого, и её они стремились передать потомкам. Их слова о Родине - духовное завещание нам.
Учитель 1. Сегодня мы перелистали замечательные страницы жизни Д.И.Менделеева и А.А.Блока, личностей незаурядных и в высшей степени самобытных. Мы увидели, что каждый из них - ярко выраженная индивидуальность, живая, увлекающаяся и деятельная натура.
Учитель 2. Оба они беззаветно любили Россию, видели в ней великую мощь, желали ей процветания и победы. Главное, что объединяет этих великих сынов России, - беззаветное служению Родине.
Звучит музыка Чайковского - "Баркарола" из цикла "Времена года", гаснут свечи.
Слайд 29.
На фоне музыки звучит стихотворение "Россия" - вершина поэтического творчества Блока.