«Школа становится очагом духовной жизни, если учителя дают интересные и по содержанию, и по форме уроки, но замечательные блестящие уроки есть там, где имеется еще что-то замечательное, кроме уроков, где имеются и успешно применяются самые разнообразные формы развития учащихся вне уроков.»
В.А.Сухомлинский
Преобразования, происходящие в обществе, требуют существенных перемен в системе образования, подготовке подрастающего поколения к жизни в новых социальных условиях, формах хозяйствования. Сегодня нужны люди, умеющие творчески мыслить, способные принимать нестандартные решения. Если посмотреть на современное состояние образования, то можно увидеть, что оно характеризуется качественными изменениями в области содержания, которое направлено на развитие творческого мышления учащихся. И эффективность работы школы в данном направлении определяется тем, в какой мере учебно-воспитательный процесс обеспечивает развитие творческих способностей каждого ученика, формирует творческую личность школьника, готовит его к творческой познавательной и общественно-трудовой деятельности. Главной целью школы, как социального института, в современных условиях является разностороннее развитие детей, их познавательных интересов, общеучебных умений, навыков самообразования и, конечно, творческих способностей.
Действующие ГОС задают направление таких изменений. В основу стандартов положен системно-деятельностный подход, предполагающий, в частности, активизацию познавательной деятельности обучающихся, направленную на формирование учебно-познавательной компетенции. Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Она понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности.
Способностью к творческой деятельности обладает абсолютно каждый человек. Задача учителя - помочь учащимся освоить такие способы действия, которые окажутся необходимыми в их будущей жизни, помочь ученикам объективно оценить свои силы и возможности, интересы и склонности, реализовать свои способности. Важно дать школьнику возможность почувствовать свою ценность и значимость, воспитать личность, сочетающую в себе высокие нравственные качества, творческую индивидуальность, способность к саморазвитию и самореализации. Способности человека можно представить в виде дерева, где: корни - природные задатки человека, ствол - общие способности, ветви - специальные способности, в том числе и творческие. Чем больше ветвей, тем дерево мощней, пышней и ветвистее его крона. Чем больше развивать ребенка, тем больше способностей раскроется в нем, а это и является показателем развитой творческой личности.
Творчество - это исследование. Человек исследует, а это значит, что он наблюдает и познает окружающий мир. В основе развития творчества два основных принципа: индивидуальная заинтересованность и социальная значимость.
Внеурочная деятельность - источник развития познавательных способностей школьников во внеурочное время на основе активных методов в рамках межшкольного сетевого взаимодействия в свете реализации ГОС.
Задачи внеурочной деятельности:
- Организовывать общественно-полезную и досуговую деятельность учащихся совместно с общественными организациями, семьями учащихся, учреждениями дополнительного образования и другими социокультурными учреждениями.
- Развивать навыки организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем.
- Воспитывать трудолюбие, способность к преодолению трудностей, целеустремленность и настойчивость в достижении результата.
- Развивать позитивное отношение к базовым общественным ценностям (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура).
- Познакомить учащихся со структурой исследовательской деятельности, со способами поиска информации.
- Мотивировать учащихся на выполнение учебных задач, требующих усердия и самостоятельности.
- Прививать навыки организации научного труда, работы со словарями и энциклопедиями.
- Прививать интерес к исследовательской деятельности.
Проект - наиболее перспективная форма организации внеурочной деятельности.
Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации образовательных программ. Современные развивающие программы образования включают проектную деятельность в содержание различных курсов и внеурочной деятельности.
Каковы основные этапы внеурочной проектной деятельности?
- Выбор темы.
- Сбор сведений.
- Выбор проектов.
- Реализация проектов.
- Презентация.
Как обеспечить эффективность проектной деятельности учащихся?
Для того чтобы создать условия для эффективной самостоятельной творческой проектной деятельности обучающимся необходимо:
- Провести подготовительную работу.
- Учитывать возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.
- Обеспечить заинтересованность детей в работе над проектом - мотивацию.
- Внимательно относиться к выбору основополагающего вопроса проекта.
- Создавать группу не более 5-8 человек.
- Учитывать возможность учебных предметов для реализации проектной деятельности.
Успешность важна для каждого ребёнка. Надо доказать и показать каждому, что его работа имеет значение и для группы, в которой он работал, и для всего класса, и для учителя, и для родителей. Выполняя различные проекты, дети научатся работать в команде, договариваться между собой, находить нестандартные решения, приобретут навыки работы с книгой и другими источниками информации. Они станут проявлять инициативу, начнут мыслить творчески. Благодаря проектным работам, повысят мотивацию.
Литература
- Колечко А.К. Энциклопедия педагогических технологий: Пособие для преподавателей. - СПб.: КАРО, 2006.
- Кукушин В.С. Педагогические технологии. - МарТ, 2004 г.
- Щуркова Н.Е. Педагогическая технология. Педагогическое воздействие в процессе воспитания школьников, М., 1992.
- «Развитие творческих способностей школьников во внеурочное время в рамках ГОС» Кускова Ж.В.
[Электронный ресурс] https://infourok.ru/tema-po-samoobrazovaniyu-razvitie-tvorcheskih-sposobnostey-mladshih-shkolnikov-vo-vneurochnoe-vremya-v-ramkah-fgos-675497.html
Интернет-ресурсы
- http://www.myshared.ru/slide/1178653/
- https://nsportal.ru/shkola/raznoe/library/2018/03/09/razvitie-esteticheskogo-i-tvorcheskogo-potentsiala-shkolnikov
- https://infourok.ru/tema-samoobrazovaniya-pedagoga-organizatora-aktivizaciya-tvorcheskoj-poznavatelnoj-deyatelnosti-uchashihsya-vo-vneurochnoj-deyat-4373262.html
- https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2014/02/09/proektnaya-deyatelnost-obuchayushchikhsya-vo