Активизация творческой, познавательной деятельности учащихся во внеурочной деятельности, посредствам использования современных технологий и проектной деятельности

Разделы: Общепедагогические технологии


«Школа становится очагом духовной жизни, если учителя дают интересные и по содержанию, и по форме уроки, но замечательные блестящие уроки есть там, где имеется еще что-то замечательное, кроме уроков, где имеются и успешно применяются самые разнообразные формы развития учащихся вне уроков.»
В.А.Сухомлинский

Преобразования, происходящие в обществе, требуют существенных перемен в системе образования, подготовке подрастающего поколения к жизни в новых социальных условиях, формах хозяйствования. Сегодня нужны люди, умеющие творчески мыслить, способные принимать нестандартные решения. Если посмотреть на современное состояние образования, то можно увидеть, что оно характеризуется качественными изменениями в области содержания, которое направлено на развитие творческого мышления учащихся. И эффективность работы школы в данном направлении определяется тем, в какой мере учебно-воспитательный процесс обеспечивает развитие творческих способностей каждого ученика, формирует творческую личность школьника, готовит его к творческой познавательной и общественно-трудовой деятельности. Главной целью школы, как социального института, в современных условиях является разностороннее развитие детей, их познавательных интересов, общеучебных умений, навыков самообразования и, конечно, творческих способностей.

Действующие ГОС задают направление таких изменений. В основу стандартов положен системно-деятельностный подход, предполагающий, в частности, активизацию познавательной деятельности обучающихся, направленную на формирование учебно-познавательной компетенции. Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Она понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности.

Способностью к творческой деятельности обладает абсолютно каждый человек. Задача учителя - помочь учащимся освоить такие способы действия, которые окажутся необходимыми в их будущей жизни, помочь ученикам объективно оценить свои силы и возможности, интересы и склонности, реализовать свои способности. Важно дать школьнику возможность почувствовать свою ценность и значимость, воспитать личность, сочетающую в себе высокие нравственные качества, творческую индивидуальность, способность к саморазвитию и самореализации. Способности человека можно представить в виде дерева, где: корни - природные задатки человека, ствол - общие способности, ветви - специальные способности, в том числе и творческие. Чем больше ветвей, тем дерево мощней, пышней и ветвистее его крона. Чем больше развивать ребенка, тем больше способностей раскроется в нем, а это и является показателем развитой творческой личности.

Творчество - это исследование. Человек исследует, а это значит, что он наблюдает и познает окружающий мир. В основе развития творчества два основных принципа: индивидуальная заинтересованность и социальная значимость.

Внеурочная деятельность - источник развития познавательных способностей школьников во внеурочное время на основе активных методов в рамках межшкольного сетевого взаимодействия в свете реализации ГОС.

Задачи внеурочной деятельности:

  • Организовывать общественно-полезную и досуговую деятельность учащихся совместно с общественными организациями, семьями учащихся, учреждениями дополнительного образования и другими социокультурными учреждениями.
  • Развивать навыки организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем.
  • Воспитывать трудолюбие, способность к преодолению трудностей, целеустремленность и настойчивость в достижении результата.
  • Развивать позитивное отношение к базовым общественным ценностям (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура).
  • Познакомить учащихся со структурой исследовательской деятельности, со способами поиска информации.
  • Мотивировать учащихся на выполнение учебных задач, требующих усердия и самостоятельности.
  • Прививать навыки организации научного труда, работы со словарями и энциклопедиями.
  • Прививать интерес к исследовательской деятельности.

Проект - наиболее перспективная форма организации внеурочной деятельности.

Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации образовательных программ. Современные развивающие программы образования включают проектную деятельность в содержание различных курсов и внеурочной деятельности.

Каковы основные этапы внеурочной проектной деятельности?

  1. Выбор темы.
  2. Сбор сведений.
  3. Выбор проектов.
  4. Реализация проектов.
  5. Презентация.

Как обеспечить эффективность проектной деятельности учащихся?

Для того чтобы создать условия для эффективной самостоятельной творческой проектной деятельности обучающимся необходимо:

  1. Провести подготовительную работу.
  2. Учитывать возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.
  3. Обеспечить заинтересованность детей в работе над проектом - мотивацию.
  4. Внимательно относиться к выбору основополагающего вопроса проекта.
  5. Создавать группу не более 5-8 человек.
  6. Учитывать возможность учебных предметов для реализации проектной деятельности.

Успешность важна для каждого ребёнка. Надо доказать и показать каждому, что его работа имеет значение и для группы, в которой он работал, и для всего класса, и для учителя, и для родителей. Выполняя различные проекты, дети научатся работать в команде, договариваться между собой, находить нестандартные решения, приобретут навыки работы с книгой и другими источниками информации. Они станут проявлять инициативу, начнут мыслить творчески. Благодаря проектным работам, повысят мотивацию.

Литература

  1. Колечко А.К. Энциклопедия педагогических технологий: Пособие для преподавателей. - СПб.: КАРО, 2006.
  2. Кукушин В.С. Педагогические технологии. - МарТ, 2004 г.
  3. Щуркова Н.Е. Педагогическая технология. Педагогическое воздействие в процессе воспитания школьников, М., 1992.
  4. «Развитие творческих способностей школьников во внеурочное время в рамках ГОС» Кускова Ж.В.
    [Электронный ресурс] https://infourok.ru/tema-po-samoobrazovaniyu-razvitie-tvorcheskih-sposobnostey-mladshih-shkolnikov-vo-vneurochnoe-vremya-v-ramkah-fgos-675497.html

Интернет-ресурсы

  1. http://www.myshared.ru/slide/1178653/
  2. https://nsportal.ru/shkola/raznoe/library/2018/03/09/razvitie-esteticheskogo-i-tvorcheskogo-potentsiala-shkolnikov
  3. https://infourok.ru/tema-samoobrazovaniya-pedagoga-organizatora-aktivizaciya-tvorcheskoj-poznavatelnoj-deyatelnosti-uchashihsya-vo-vneurochnoj-deyat-4373262.html
  4. https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2014/02/09/proektnaya-deyatelnost-obuchayushchikhsya-vo