Методические рекомендации по использованию вариативных комплексов утренней гимнастики

Разделы: Работа с дошкольниками, Спорт в школе и здоровье детей, Работа с родителями


Методические особенности в использовании разных типов утренней гимнастики:

1. Традиционные комплексы утренней гимнастики проводятся в спортивном зале и на улице (в теплое время года). Можно использовать музыкальное сопровождение соответствующее выполнению движений (с медленным, средним и быстрым темпом). В структуру комплекса входит:

1. Вводная часть - даются разные виды ходьбы (Обычная, на носках, на пятках, краях стоп, с высоким подниманием колен), ходьба плавно переходит в бег (c ускорением и замедлением), затем ходьба с построением в звенья или в шахматном порядке.

2. Основная часть - проводятся общеразвивающие упражнения по схеме: для рук и плечевого пояса; для прямых мышц туловища (наклоны вперёд, упражнения для брюшного пресса из различных исходных положений); для косых мышц туловища (повороты, наклоны в стороны); для ног; прыжки, возможно чередовать c ходьбой. Дозировка каждого упражнения 5-6 раз в зависимости от физической подготовленности детей.

3. Заключительная часть - дети перестраиваются в колонну, ходьба с упражнениями на восстановление дыхания, возможно проговаривание речевок.

2. Оздоровительный бег проводится с установлением теплой комфортной погоды во время утренней гимнастики на улице. В зависимости от погодных условий регулируется нагрузка. Для ритмического сопровождения и бодрого настроения можно использовать музыкальное сопровождение. В структуру комплекса входит:

1. Общеразвивающие упражнения по схеме: для рук и плечевого пояса; для прямых мышц туловища (наклоны вперёд, упражнения для брюшного пресса из различных исходных положений); для косых мышц туловища (повороты, наклоны в стороны); для ног; ходьба с выходом на исходную позицию. Дозировка каждого упражнения 5-6 раз в зависимости от физической подготовленности детей.

2. Оздоровительный бег - бег на месте в течение нескольких минут, затем медленный бег.

3. Восстановление дыхания - проводятся упражнения, стоя на месте с опусканием и подниманием рук.

4. Дыхательные упражнения - различного рода упражнения с дыханием.

3. Использование полосы препятствий можно проводить как на улице, так и в спортивном зале. Целесообразное расположение оборудование поточно-круговое. Наполняемость полосы препятствия зависит от целей и задач, преследуемых воспитателем. В структуру комплекса входит:

1. Вводная часть - даются разные виды ходьбы (Обычная, на носках, на пятках, краях стоп, с высоким подниманием колен), ходьба плавно переходит в бег (c ускорением и замедлением), затем ходьба с построением в звенья или в шахматном порядке.

2. Основная часть - «прохождение» различных оборудований, например, пролезание через мягкие модули, ходьба с разным темпом и задачами, ходьба по гимнастической скамейке, прыжки и ходьба по массажным коврикам и другое.

3. Заключительная часть - проводят ускоренную ходьбу, бег с ускорением и упражнения на восстановление дыхания.

4. Использование простейших тренажеров помогает разнообразить физкультурно-оздоровительные занятия. Для ритмического сопровождения используется счет, бубен, хлопки, музыкальное сопровождение. В структуру комплекса входит:

1. Вводная часть - даются разные виды ходьбы (Обычная, на носках, на пятках, краях стоп, с высоким подниманием колен), ходьба плавно переходит в бег (c ускорением и замедлением), затем ходьба с построением в звенья или в шахматном порядке.

2. Основная часть - проводятся общеразвивающие упражнения по схеме: для рук и плечевого пояса; для прямых мышц туловища (наклоны вперёд, упражнения для брюшного пресса из различных исходных положений); для косых мышц туловища (повороты, наклоны в стороны); для ног; прыжки, возможно чередовать c ходьбой. Дозировка каждого упражнения 5-6 раз в зависимости от физической подготовленности детей

3. Заключительная часть - упражнения на восстановление дыхания.

5. Использование гимнастики ритмической и игрового характера целесообразно проводить в дни проведения праздников и досугов. Данные виды утренней гимнастики будут способствовать поддержанию положительного эмоционального состояния детей в течение всего дня. В ритмическую гимнастику включаются: все виды ходьбы, танцевальные движения, подскоки и бег согласно музыкальному репертуару. Утренняя гимнастика игрового характера включает в себя:

1. Вводная часть - различные виды ходьбы (змейкой, с элементами подскоков, на носках, на пятках, в полуприсяде, с выпадами и другие), непродолжительный бег.

2. Основная часть - используют 3-4 подвижные игры. Игры даются по нарастанию: малой, высокой и малой подвижности.

3. Заключительная часть - дети перестраиваются в колонну, ходьба, бег и в заключение ходьба с упражнениями на восстановление дыхания.

6. Использование сюжетной утренней гимнастики является отличным способом к формированию интереса у детей к систематическим занятиям. Так же можно включать музыкальные композиции, поддерживающие тематику сюжетных упражнений. На протяжении всего комплекса утренней гимнастики присутствует один единый сюжет, например: веселые утята, злой кот, спортивный коллектив и другие. Структура комплекса такая же, как и традиционная.

Проанализировав опыт проведения утренней гимнастики, можно сказать, что лучше всего дети воспринимают те комплексы утренней гимнастики, которые проводятся под музыкальное сопровождение, в быстром и энергичном темпе. Больше всего детям понравится комплекс ритмической гимнастики, так как это нестандартные заученные упражнения, а ритмичные движения, производимые в ритм музыки.