Функциональная грамотность - явление метапредметное, она формируется при изучении всех школьных дисциплин и имеет разнообразные формы проявления.
Под математической функциональной грамотностью следует подразумевать способность личности использовать приобретенные математические знания для решения задач в различных сферах.
На уроках математики дети учатся:
- выполнять математические расчёты для решения повседневных задач;
- рассуждать, делать выводы на основе информации, представленной в различных формах (в таблицах, диаграммах, на графиках), широко используемых в средствах массовой информации.
Учебники по математике основной школы содержат много однотипных задач, предназначенных для отработки знаний по конкретной теме. Возникает вопрос о том, возможно ли с помощью таких задач формировать у обучаемых связь математики с жизнью. Для решения данной проблемы необходимо включать в учебный процесс задания с практическим содержанием. Так, в качестве эффективного средства формирования и развития математической грамотности обучающихся выступают практико-ориентированные задания – задания, в содержании которых описаны ситуации из окружающей действительности, связанные с формированием практических навыков использования математических знаний и умений, необходимых в повседневной жизни.
Задание «Идём за покупками»
Прочитайте текст и выполните задания.
Мама попросила сходить в магазин за продуктами и дала 1000 руб. Список покупок следующий:
- Сыр «Российский» - 300 г.
- Ветчина «Императорская» - 500 г.
- Яблоки – 2 кг.
- Мандарины – 1,5 кг.
На оставшиеся от покупки деньги мама предложила купить что-нибудь себе. Цены на соответствующие товары представлены в таблице. Вычисли стоимость покупки по списку; выясни, останется ли сдача, и выбери, что ты можешь купить на сдачу. Останутся ли у тебя деньги и сколько? Объясни своё решение.

Задание «День отдыха»
Прочитайте текст и выполните задания.
Сегодня воскресенье и ты с другом собираешься поехать из Северодвинска в Архангельск в кинотеатр на премьеру фильма. Расписание сеансов показа фильма и расписание автобусов представлены в таблице. Домой вас заберут родители на машине.
Выбери подходящее для тебя время сеанса с учётом того, что после 22:00 вам нельзя находиться на улице и в общественных местах без сопровождения взрослых.
Рассчитай оптимальное время отправления автобуса, на котором вам нужно поехать, если расстояние до остановки рядом с кинотеатром 45 км, автобус идёт со средней скоростью 50 км/ч (делая по пути 6 остановок по 3 минуты), и при этом вам хотелось бы после сеанса посетить кафе, чтобы съесть вкусный десерт с чашечкой чая.
Объясни своё решение.
Расписание автобусов
| Северодвинск-Архангельск | 6:05, 7:40, 9:20, 11:00, 12:30, 14:15, 16:10, 17:30, 19:25, 20:40, 22:00 |
Архангельск-Северодвинск |
5:30, 7:00, 8:45, 10:15, 11:50, 13:30, 15:30, 16:45, 18:50, 20:00, 21:20 |
Расписание сеансов кино
Понедельник - Вторник |
Выходные дни |
Среда - Четверг |
15:00 – 17:00 / 17:30 – 19:30 20:00 – 22:00 |
Пятница |
12:40 – 14:40 / 15:00 – 17:00 17:30 – 19:30 / 20:00 – 22:00 |
Суббота - Воскресенье |
10:30 – 12:30 / 12:50 – 14:50 15:10 – 17:10 / 17:30 – 19:30 20:00 – 22:00 |
Задание «Покупки в школу»
Прочитайте внимательно текст и выполните задания.
В выходные семья с сыном Ваней решили прогуляться по магазинам, чтобы купить одежду в школу. Ване было необходимо купить брюки, рубашку, джемпер, туфли, футболку и кроссовки. Проходя мимо магазина «Фамилия», они увидели, что в этот день действует акция: «Школьникам скидка на одежду – 15 %, на обувь – 20 %» и решили совершить покупки в этом магазине.Ниже представлены цены на товары в этом магазине без учета скидки.
Цены на товары

Прочитайте текст и выполните задания.
Сегодня воскресенье и ты с другом собираешься поехать из Северодвинска в Архангельск в кинотеатр на премьеру фильма. Расписание сеансов показа фильма и расписание автобусов представлены в таблице. Домой вас заберут родители на машине.
Выбери подходящее для тебя время сеанса с учётом того, что после 22:00 вам нельзя находиться на улице и в общественных местах без сопровождения взрослых.
Рассчитай оптимальное время отправления автобуса, на котором вам нужно поехать, если расстояние до остановки рядом с кинотеатром 45 км, автобус идёт со средней скоростью 50 км/ч (делая по пути 6 остановок по 3 минуты), и при этом вам хотелось бы после сеанса посетить кафе, чтобы съесть вкусный десерт с чашечкой чая.
Объясни своё решение.
Задание 1. Определите стоимость необходимого набора товаров без учёта скидки. Запишите ответ и приведите соответствующее решение.
Задание 2. Определите стоимость необходимого набора товаров с учётом действующих в этом магазине в этот день скидок. Запишите ответ и приведите соответствующее решение.
Задание 3. Определите сколько денег сэкономили Ваня с мамой, приобретая товары в магазине «Фамилия». Запишите ответ и приведите соответствующее решение.
Укладываем паркет. Измеряем участок земли
Внимательно прочитайте условие задания, запишите подробное решение и ответ.
Задание №1 «Укладываем паркет»
Пол комнаты, имеющий форму прямоугольника со сторонами 5,5 м и 6 м, нужно покрыть паркетом прямоугольной формы. Длина каждой дощечки паркета 30 см, а ширина – 5 см. Сколько потребуется таких дощечек для покрытия пола?
Дано:
а = 5,5 м
b = 6 м
с = 30 см
d = 5 см
Найти: количество дощечек.

Задание №2 «Измеряем участки земли»
Два участка земли огорожены заборами одинаковой длины. Первый участок имеет форму прямоугольника со сторонами 210 м и 170 м, а второй имеет форму квадрата. Площадь какого участка больше и нас сколько?
Дано:
а = 210 м
b = 170 м
Найти: на сколько S2> S1

Прямоугольник

Для проведения игр по ориентированию план местности разделили на условные квадраты. В точках, указанных на плане поставили красные и синие флажки. Флажки на углах условного прямоугольника обозначили буквами А, В, С, D соответственно. Сторона каждого квадрата 3 метра. Команда добегает до флажка и снимает себе ленту того же цвета, что и флажок. От точки А до точки В надо собрать 5 синих и 6 красных лент. Начертите возможные варианты выполнения задания.
- Прямоугольник ABCD разделён на равные квадраты. Сторона AB равна 30 см. Проведите линию по синим и красным точкам от А до В так, чтобы длина линии в сумме была 96 см. Проведите ломаную линию от D до В по сторонам квадратов так, чтобы в ломаной было 18 звеньев, найдите длину ломаной.
- Прямоугольник ABCD разделён на равные квадраты. Сторона AB равна 45 см. Проведите линию по синим и красным точкам от А до В так, чтобы длина линии в сумме была 153 см. Проведите ломаную линию от D до В пос торонам квадратов так, чтобы в ломаной было 14 звеньев, найдите длину ломаной.
- Прямоугольник ABCD разделён на равные квадраты. Сторона ВС равна 42 см.Поставьте карандаш в точку А и шагните вверх на 3 клетки. Поставьте точку М. Проведите ломаную по сторонам малых квадратов от точки М до точки С так, чтобы в ней было 15 звеньев, найдите длину ломаной.