Задания по математике, направленные на формирование математической грамотности. 6-й класс

Разделы: Математика

Класс: 6

Ключевые слова: математическая грамотность


Функциональная грамотность - явление метапредметное, она формируется при изучении всех школьных дисциплин и имеет разнообразные формы проявления.

Под математической функциональной грамотностью следует подразумевать способность личности использовать приобретенные математические знания для решения задач в различных сферах.

На уроках математики дети учатся:

  • выполнять математические расчёты для решения повседневных задач;
  • рассуждать, делать выводы на основе информации, представленной в различных формах (в таблицах, диаграммах, на графиках), широко используемых в средствах массовой информации.

Учебники по математике основной школы содержат много однотипных задач, предназначенных для отработки знаний по конкретной теме. Возникает вопрос о том, возможно ли с помощью таких задач формировать у обучаемых связь математики с жизнью. Для решения данной проблемы необходимо включать в учебный процесс задания с практическим содержанием. Так, в качестве эффективного средства формирования и развития математической грамотности обучающихся выступают практико-ориентированные задания – задания, в содержании которых описаны ситуации из окружающей действительности, связанные с формированием практических навыков использования математических знаний и умений, необходимых в повседневной жизни.

Задание «Идём за покупками»

Прочитайте текст и выполните задания.

Мама попросила сходить в магазин за продуктами и дала 1000 руб. Список покупок следующий:

  1. Сыр «Российский» - 300 г.
  2. Ветчина «Императорская» - 500 г.
  3. Яблоки – 2 кг.
  4. Мандарины – 1,5 кг.

На оставшиеся от покупки деньги мама предложила купить что-нибудь себе. Цены на соответствующие товары представлены в таблице. Вычисли стоимость покупки по списку; выясни, останется ли сдача, и выбери, что ты можешь купить на сдачу. Останутся ли у тебя деньги и сколько? Объясни своё решение.

Задание «День отдыха»

Прочитайте текст и выполните задания.

Сегодня воскресенье и ты с другом собираешься поехать из Северодвинска в Архангельск в кинотеатр на премьеру фильма. Расписание сеансов показа фильма и расписание автобусов представлены в таблице. Домой вас заберут родители на машине.

Выбери подходящее для тебя время сеанса с учётом того, что после 22:00 вам нельзя находиться на улице и в общественных местах без сопровождения взрослых.

Рассчитай оптимальное время отправления автобуса, на котором вам нужно поехать, если расстояние до остановки рядом с кинотеатром 45 км, автобус идёт со средней скоростью 50 км/ч (делая по пути 6 остановок по 3 минуты), и при этом вам хотелось бы после сеанса посетить кафе, чтобы съесть вкусный десерт с чашечкой чая.

Объясни своё решение.

Расписание автобусов

Северодвинск-Архангельск

6:05, 7:40, 9:20, 11:00, 12:30, 14:15, 16:10, 17:30, 19:25, 20:40, 22:00

Архангельск-Северодвинск

5:30, 7:00, 8:45, 10:15, 11:50, 13:30, 15:30, 16:45, 18:50, 20:00, 21:20

Расписание сеансов кино

Понедельник - Вторник

Выходные дни

Среда - Четверг

15:00 – 17:00 / 17:30 – 19:30 20:00 – 22:00

Пятница

12:40 – 14:40 / 15:00 – 17:00 17:30 – 19:30 / 20:00 – 22:00

Суббота - Воскресенье

10:30 – 12:30 / 12:50 – 14:50 15:10 – 17:10 / 17:30 – 19:30 20:00 – 22:00

Задание «Покупки в школу»

Прочитайте внимательно текст и выполните задания.

В выходные семья с сыном Ваней решили прогуляться по магазинам, чтобы купить одежду в школу. Ване было необходимо купить брюки, рубашку, джемпер, туфли, футболку и кроссовки. Проходя мимо магазина «Фамилия», они увидели, что в этот день действует акция: «Школьникам скидка на одежду – 15 %, на обувь – 20 %» и решили совершить покупки в этом магазине.Ниже представлены цены на товары в этом магазине без учета скидки.

Цены на товары

Прочитайте текст и выполните задания.

Сегодня воскресенье и ты с другом собираешься поехать из Северодвинска в Архангельск в кинотеатр на премьеру фильма. Расписание сеансов показа фильма и расписание автобусов представлены в таблице. Домой вас заберут родители на машине.
Выбери подходящее для тебя время сеанса с учётом того, что после 22:00 вам нельзя находиться на улице и в общественных местах без сопровождения взрослых.

Рассчитай оптимальное время отправления автобуса, на котором вам нужно поехать, если расстояние до остановки рядом с кинотеатром 45 км, автобус идёт со средней скоростью 50 км/ч (делая по пути 6 остановок по 3 минуты), и при этом вам хотелось бы после сеанса посетить кафе, чтобы съесть вкусный десерт с чашечкой чая.

Объясни своё решение.

Задание 1. Определите стоимость необходимого набора товаров без учёта скидки. Запишите ответ и приведите соответствующее решение.

Задание 2. Определите стоимость необходимого набора товаров с учётом действующих в этом магазине в этот день скидок. Запишите ответ и приведите соответствующее решение.

Задание 3. Определите сколько денег сэкономили Ваня с мамой, приобретая товары в магазине «Фамилия». Запишите ответ и приведите соответствующее решение.

Укладываем паркет. Измеряем участок земли

Внимательно прочитайте условие задания, запишите подробное решение и ответ.

Задание №1 «Укладываем паркет»

Пол комнаты, имеющий форму прямоугольника со сторонами 5,5 м и 6 м, нужно покрыть паркетом прямоугольной формы. Длина каждой дощечки паркета 30 см, а ширина – 5 см. Сколько потребуется таких дощечек для покрытия пола?

Дано:

а = 5,5 м
b = 6 м
с = 30 см
d = 5 см

Найти: количество дощечек.

Задание №2 «Измеряем участки земли»

Два участка земли огорожены заборами одинаковой длины. Первый участок имеет форму прямоугольника со сторонами 210 м и 170 м, а второй имеет форму квадрата. Площадь какого участка больше и нас сколько?

Дано:

а = 210 м
b = 170 м

Найти: на сколько S2> S1

Прямоугольник

Для проведения игр по ориентированию план местности разделили на условные квадраты. В точках, указанных на плане поставили красные и синие флажки. Флажки на углах условного прямоугольника обозначили буквами А, В, С, D соответственно. Сторона каждого квадрата 3 метра. Команда добегает до флажка и снимает себе ленту того же цвета, что и флажок. От точки А до точки В надо собрать 5 синих и 6 красных лент. Начертите возможные варианты выполнения задания.

  • Прямоугольник ABCD разделён на равные квадраты. Сторона AB равна 30 см. Проведите линию по синим и красным точкам от А до В так, чтобы длина линии в сумме была 96 см. Проведите ломаную линию от D до В по сторонам квадратов так, чтобы в ломаной было 18 звеньев, найдите длину ломаной.
  • Прямоугольник ABCD разделён на равные квадраты. Сторона AB равна 45 см. Проведите линию по синим и красным точкам от А до В так, чтобы длина линии в сумме была 153 см. Проведите ломаную линию от D до В пос торонам квадратов так, чтобы в ломаной было 14 звеньев, найдите длину ломаной.
  • Прямоугольник ABCD разделён на равные квадраты. Сторона ВС равна 42 см.Поставьте карандаш в точку А и шагните вверх на 3 клетки. Поставьте точку М. Проведите ломаную по сторонам малых квадратов от точки М до точки С так, чтобы в ней было 15 звеньев, найдите длину ломаной.