Сольное пение для детей 7–12 лет

Разделы: Музыка, Дополнительное образование

Ключевые слова: пение


В современных условиях социально-культурного развития общества главной задачей образования становится воспитание растущего человека как культурно исторического объекта, способного к творческому саморазвитию, самореализации и саморегуляции.

Пение - один из любимых детьми видов музыкальной деятельности, обладающий большим потенциалом эмоционального, музыкального, познавательного развития. Благодаря пению у учащегося развивается эмоциональная отзывчивость на музыку и музыкальные способности: интонационный, звуковысотный слух, без которого музыкальная деятельность просто невозможна; тембровый и динамический слух; музыкальное мышление и память. Кроме того, успешно осуществляется общее развитие, формируются высшие психические функции, обогащаются представления об окружающем мире, речь; ученик учится взаимодействовать со сверстниками. Помимо развивающих и обучающих задач, решается еще одна немаловажная задача - оздоровительно-коррекционная. Поскольку пение - это психофизический процесс, связанный с работой жизненно важных систем, таких как дыхание, кровообращение, эндокринная система и других, важно, чтобы голосообразование было правильно, природосообразно организовано, чтобы ребенок чувствовал себя комфортно, пел легко и с удовольствием. Таким образом, пение представляет собой действенное средство снятия напряжения и гармонизации личности. Со временем пение становится для ребенка эстетической ценностью, которая будет обогащать всю его дальнейшую жизнь.

Актуальность программы заключается в том, что в настоящее время, уровень певческого развития детей неуклонно снижается. Поэтому на первый план ставится задача по приобщению детей к вокальной культуре, и, в более широком плане, по приобщению их к музыкальной культуре в целом.

Программа по предмету сольное направлена на решение задач, связанных с вопросом формирования личности, способной к саморазвитию.

Образовательная общеразвивающая программа предназначена для учащихся дополнительного образования, разработана с учетом возрастных особенностей развития учащихся и является основным ориентиром в работе с подрастающим поколением профессиональных вокалистов.

По уровню освоения - программа общеобразовательная общеразвивающая, разноуровневая; так как нацелена на формирование практических умений и навыков в области вокального искусства, приобщении их к классической, музыке, раскрытии в детях разносторонних способностей

1-2 года обучения. «Стартовый уровень»

3-5 года обучения. «Базовый уровень»

Предполагает использование и реализацию общедоступных и универсальных форм организации материала, минимальную сложность предполагаемого для освоения содержания программы, изучение материала начинается с основ техники исполнения; развития музыкально-слуховых представлений: ладового чувства, чувства ритма

Расширение знаний по академическому вокалу по отдельным тематическим блокам. Изучение технологий манеры пения, эстетики вокала, видов звуковедения, техники голоса.

Программа имеет художественную направленность. Ориентирует учащегося на улучшение своего образовательного результата, создание творческого продукта, практическое применение знаний, профессиональную ориентацию в области музыкального искусства в будущем. Для того, чтобы обучение было успешным, многие теоретические знания и умения усваиваются во взаимосвязи данного курса с другими дисциплинами, такими как, музыкальный инструмент (фортепиано, баян и т.д.), сольфеджио и музыкальная литература.

При разработке программы были использованы программы педагогов, работающих в сфере академического вокала:

  1. Абт Ф. «Школа пения» - Москва 2015 год (1-е изд.), Школа Н.Ваккаи, Москва. - 2013 год;
  2. Вербов А. «Техника постановки голоса» - Москва. 2012 год;
  3. Емельянов В. «Развитие голоса. «Координация и тренинг». Москва. - 2015-2016 г.;
  4. Медведь Л.Н., «Основы музыкального исполнительства. Академический вокал» - Сухушина Е.А. - г. Томск. - 2014 г.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по дисциплине «Сольное пение» составлена в соответствии с нормативно-правовыми документами:

  1. Федеральным законом (от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ) «Об образовании в Российской Федерации»;
  2. Концепцией развития дополнительного образования детей (утв.распоряжением РФ от 04.09. 2014 г. № 1726-р);
  3. Приказом Минобрнауки России от 29.08.2013 № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (Зарегистрировано в Минюсте России 27.11.2013 № 30468);
  4. Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей (Сан Пин 2.4.4.3172-14);
  5. Письмом Минобрнауки РФ о т 18.11.2015 №09-3242 «О направлении рекомендаций» (вместе Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ.)
  6. Уставом Государственного бюджетного учреждения дополнительного образования «Оренбургский областной Дворец творчества детей и молодёжи им. В.П.Поляничко»;

Новизна программы заключается в:

  • индивидуально-личностном подходе к каждому учащемуся;
  • в синтезе традиционных методов обучения и творческого подхода;
  • в использовании инновационных технологий: здоровьесберегающих технологий и средств вокалотерапии, ритмотерапии;
  • сочетании традиционных и инновационных игровых технологий обучения, воспитания и развития учащихся.

Педагогическая целесообразность программы обусловлена тем, что занятия вокалом развивают художественные способности детей, формируют эстетический вкус, улучшают физическое развитие и эмоциональное состояние детей. Психомоторные возможности ребенка зависят от возрастных особенностей развития ряда психических функций: мышечно-двигательных ощущений и восприятий, сенсомоторных процессов, памяти, мышления и внимания.

Старший дошкольный период является весьма значимым для развития ребенка. Возрастной рубеж 7 лет - один из самых ценных этапов в жизни детей. Подражательная активность, сензитивность ребенка этого возраста говорят о колоссальных потенциальных возможностях его развития. В то же время дети отличаются быстрой сменой настроения, утомляемостью.

Благодаря систематическому вокальному образованию и воспитанию учащиеся приобретают общую эстетическую и музыкальную культуру, а развитие вокальных и музыкальных способностей помогает более тонкому восприятию искусства - в этом и заключается педагогическая целесообразность разработанной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы.

Отличительные особенности

В отличие от существующих программ, данная программа предусматривает:

  • дифференцированный подход к обучению,
  • применение здоровьесберегающих технологий и средств вокалотерапии на первых трех годах обучения, на последних двух годах обучения- ритмотерапия;
  • сочетания традиционных и инновационных игровых технологий обучения, воспитания и развития учащихся;
  • учёт индивидуальных психофизиологических особенностей учащихся.

Использование традиционных и современных приёмов обучения позволяет заложить основы для формирования основных компонентов учебной деятельности: умение видеть цель и действовать согласно с ней, умение контролировать и оценивать свои действия.

Репертуар для каждого учащегося подбирается педагогом с учетом возрастных, психологических особенностей ребенка, его вокальных данных.

Цель: формирование основ музыкальной культуры личности учащегося посредством академического вокала.

Задачи первого года обучения

Воспитывающие:

  • воспитание эстетического вкуса учащихся;
  • воспитание интереса к певческой деятельности и к музыке в целом;

Развивающие:

  • развитие гармонического и мелодического слуха;
  • совершенствование речевого аппарата;

Образовательные:

  • формирование навыков певческой установки ;
  • формирование использования при пении мягкой атаки.

Задачи второго года обучения

Воспитывающие:

  • способствование формированию воли, дисциплинированности

Развивающие:

  • развитие вокального слуха;
  • развитие певческого дыхания

Образовательные:

  • сформирование вокальной артикуляции, музыкальной памяти;
  • сформирование вокально-хоровых навыки: пение без сопровождения

Задачи третьего года обучения

Воспитывающие:

  • воспитание настойчивости, выдержки, трудолюбия
  • воспитание готовности и потребности к певческой деятельности.

Развивающие

  • развитие преодоления мышечных зажимов;
  • развитие артистической смелости и непосредственности учащегося, его самостоятельность;

Образовательные:

  • обучение приёмам самостоятельной и коллективной работы, самоконтроля.

Задачи четвертого года обучения

Воспитывающие:

  • воспитание настойчивости, выдержки, трудолюбия, целеустремленности;
  • воспитание готовности и потребности к певческой деятельности

Развивающие:

  • развитие умения анализировать собственное исполнение произведений;
  • развитие гибкости и подвижности мягкого нёба;

Образовательные:

  • обучение пению в высокой певческой позиции насыщенным тембром, с хорошим вибрато, свободным, округлым, «полетным» звуком;

Задачи пятого года обучения

Воспитывающие:

  • воспитание способности к самостоятельным системным занятиям;
  • воспитание личности учащегося, ориентируя на успешность, активность жизненной позиции;

Развивающие:

  • расширение диапазона голоса;
  • развитие умения держаться на сцене.

Образовательные:

  • совершенствование знания, умения и навыки в области вокального академического искусства, владение техникой звукообразования: грудная, фальцетная, смешанная.

Принципы, лежащие в основе программы:

  • Принцип гуманистической направленности;
  • Принцип единства обучения и воспитания;
  • Принцип системности и последовательности;
  • Принцип активной деятельности и творчества;
  • Принцип дифференциации и индивидуализации обучения.

Возраст на учащихся - 7-12 лет.

Срок реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы - 5 лет.

Общее количество - 360 часов, 72 часа ежегодно.

Программа рекомендуется на русском языке.

Формы и режим занятий.

Основной формой организации учебного процесса является индивидуальное занятие, которое проводится 2 раза в неделю по одному академическому часу.

Форма обучения - очная.

Кроме традиционного занятия педагог предусматривает использование других форм организации образовательного процесса:

  • Занятие - репетиция, подготовка детей к выступлениям на концертах, фестивалях, приобретение опыта выхода на сцену.
  • Занятие - концерт, выступление детей на тематических концертах, конкурсах.
  • Занятие-ансамбль, учащийся совместно с другими учащимся или педагогом исполняют музыкальное произведение из репетуара.

Ожидаемые результаты и способы проверки их результативности:

1 год

Личностные результаты
  • сформированы основы российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою страну;
  • развита самостоятельность и личная ответственность за свои поступки;
  • сформировано уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;
  • сформирована широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно­познавательные и внешние мотивы;
    развиты этические чувства, доброжелательность, отзывчивость;

Метапредметные

  • сформированы умения планировать, контролировать и оценивать выполнение действий;
  • сформированы умения понимать причины успеха/неуспеха деятельности;
  • сформированы умения осуществлять расширенный поиск информации с использованием различных источников (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета;
  • сформированы базовые предметные и межпредметные понятия;
  • владение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, классификации;

Предметные результаты

Знают:

  • строение артикуляционного аппарата;
  • особенности и возможности певческого голоса.

Умеют:

  • правильно дышать: делать небольшой спокойный вдох, не поднимая плеч;
  • соблюдать певческую установку.

Имеют:

  • определенный уровень развития музыкально-слуховых представлений, ладового чувства, чувства ритма.

2 год

Личностные результаты

  • сформированы эстетические потребности, ценности и чувства;
  • развиты навыки взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми людьми;
  • развиты основы экологической культуры;
  • сформированы установки на здоровый образ жизни и начальные навыки адаптации в социуме;
  • сформирован учебно­познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новых задач.

Метапредметные

  • развиты умения ориентации на разнообразие способов решения задач;
  • развиты умения определять наиболее эффективные способы достижения результата;
  • развиты умения и навыки решения проблем творческого и поискового характера;
  • развиты умения определять общую цель и пути ее достижения; умения договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
  • развиты умения конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов разных сторон.

Предметные результаты

Знают:

  • знать средства музыкальной выразительности
  • как пользоваться средним регистром при вокальном исполнении;

Умеют:

  • владеть основами вокального исполнения; преодолевать мышечные зажимы, вести себя в коллективе

Имеют:

  • навык самопознания, самоанализа, самовоспитания;
  • понимать дирижёрские жесты и следовать им;

3 год

Личностные результаты
  • развиты чувства патриотизма, уважения к Отечеству;
  • сформирована готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
  • сформированы нравственные чувства и нравственное поведение, осознанное и ответственное отношение к собственным поступкам;
  • сформировано целостное мировоззрение;
  • сформированы ценности здорового и безопасного образа жизни

Метапредметные

  • развито умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи; развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
  • развито умение планировать пути достижения целей; выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
  • развито умение соотносить свои действия в процессе достижения результата;
  • сформированы основы самоконтроля, самооценки, принятия решений в учебной и познавательной деятельности;
  • развито умение определять понятия, создавать обобщения (классифицировать, строить логическое рассуждение);

Предметные результаты

Умеют:

  • петь в диапазоне: первые голоса - си малой октавы - ми 2-й октавы; вторые голоса - ля малой октавы- ре 2 октавы;
  • соблюдать при пении певческую установку;
  • петь на цепном дыхании;
  • уметь брать быстрый вдох в подвижных песнях, петь на легато, стаккато, нонлегато;
  • уметь петь выразительно, осмысленно несложную напевную песню;
  • уметь чисто и слаженно петь двухголосные песни, петь по нотам детские песни;
  • уметь при содействии руководителя делать исполнительский анализ;
  • под 2-голосные произведения;
  • обладать артистической смелостью, непосредственностью и самостоятельностью;
  • испытывать потребность к певческой деятельности.

4 год

Личностные результаты
  • сформированы коммуникативные компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми младшего и старшего школьного возраста, взрослыми;
  • сформированы основы экологической культуры;
  • ориентация на выбор деятельности;
  • адекватная оценка со стороны окружающих и самооценка.

Метапредметные

  • сформировано умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность со сверстниками; разрешать конфликты;
  • сформированы и развиты компетентности в области использования информационно-коммуникативных технологий;
  • сформировано и развито экологическое мышление, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике.

Предметные результаты

Знают:

Пение в диапазоне: первые голоса - ля м.октавы - фа 2-й октавы; вторые голоса - соль малой октавы - ми - 2-й октавы;
- пользоваться мягкой атакой, петь естественным звуком, сохраняя индивидуальность тембра, на всём диапазоне ровным по тембру звуком;

Уметь:

  • петь на одном дыхании, равномерно его распределяя, довольно продолжительные, фразы;
  • петь на три голоса с сопровождением, без сопровождения;
  • уметь держаться на сцене;
  • обладать волей, дисциплинированностью, взаимодействовать с партнёрами.

5 год

Личностные результаты
  • сформированы чувства патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности, гордости за свой край, свою Родину;
  • сформировано мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики;
  • сформированы основы саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
  • сформировано толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
  • развиты навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;

Метапредметные

  • развито умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
  • развито умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
  • сформированы навыки познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыки разрешения проблем; способности и готовности к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
  • развита готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, владению навыками получения необходимой информации из словарей разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
  • развито умение определять назначение и функции различных социальных институтов;
  • развито умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;
  • развиты навыки познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий.

Предметные результаты

Знают:

  • пение в диапазоне: первые голоса - ля малой октавы - фа диез - 2-й октавы; вторые - фа диез малой октавы - ми 2-й октавы; третьи - фа малой октавы - ре 2-й октавы;
  • петь в меру эмоционально, в соответствии с характером произведения;
  • знать правила охраны голоса в предмутационный период;

уметь

  • полноценно исполнять мелкие длительности в песнях быстрого темпа, ясно и чётко произносить трудные буквосочетания, сложные тексты;
  • уметь петь трёх- и четырёхголосные произведения без сопровождения, с сопровождением, под фонограмму минус;
  • иметь усовершенствованный речевой аппарат, развитый вокальный слух;
  • настойчивы, выдержанны, целеустремлённы и трудолюбивы.

Способы проверки результативности:

  • Диагностическая карта мониторинга результатов освоения учащимися дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы по сольному пению (Приложение №1)
  • Диагностика выявления коммуникативных склонностей учащихся. Е.Н.Степанов (Приложение №2)
  • Диагностика музыкальных способностей детей В.П.Анисимов. (Приложение №3)
  • Диагностика музыкальной культуры школьников Л.В.Школяр. (Приложение №4)
  • Примерный индивидуальный план учащегося ГБУДО «Оренбургский областной дворец творчества детей и молодежи имени В.П.Поляничко». (Приложение №5)
  • Оформление календарного учебного графика. (Приложение №6)

Формами подведения итогов являются:

  • зачетное мероприятие «Первый аншлаг - посвящение в музыканты»);
  • по окончанию первого года обучения;
  • технические зачеты (2 раза в год, начиная со второго года обучения);
  • выпускной экзамен - проводится по окончании всего срока обучения, по результатам которого выдается свидетельство;
  • участие в городских, областных, российских и международных конкурсах, фестивалях.

См. продолжение программы