В современных условиях социально-культурного развития общества главной задачей образования становится воспитание растущего человека как культурно исторического объекта, способного к творческому саморазвитию, самореализации и саморегуляции.
Пение - один из любимых детьми видов музыкальной деятельности, обладающий большим потенциалом эмоционального, музыкального, познавательного развития. Благодаря пению у учащегося развивается эмоциональная отзывчивость на музыку и музыкальные способности: интонационный, звуковысотный слух, без которого музыкальная деятельность просто невозможна; тембровый и динамический слух; музыкальное мышление и память. Кроме того, успешно осуществляется общее развитие, формируются высшие психические функции, обогащаются представления об окружающем мире, речь; ученик учится взаимодействовать со сверстниками. Помимо развивающих и обучающих задач, решается еще одна немаловажная задача - оздоровительно-коррекционная. Поскольку пение - это психофизический процесс, связанный с работой жизненно важных систем, таких как дыхание, кровообращение, эндокринная система и других, важно, чтобы голосообразование было правильно, природосообразно организовано, чтобы ребенок чувствовал себя комфортно, пел легко и с удовольствием. Таким образом, пение представляет собой действенное средство снятия напряжения и гармонизации личности. Со временем пение становится для ребенка эстетической ценностью, которая будет обогащать всю его дальнейшую жизнь.
Актуальность программы заключается в том, что в настоящее время, уровень певческого развития детей неуклонно снижается. Поэтому на первый план ставится задача по приобщению детей к вокальной культуре, и, в более широком плане, по приобщению их к музыкальной культуре в целом.
Программа по предмету сольное направлена на решение задач, связанных с вопросом формирования личности, способной к саморазвитию.
Образовательная общеразвивающая программа предназначена для учащихся дополнительного образования, разработана с учетом возрастных особенностей развития учащихся и является основным ориентиром в работе с подрастающим поколением профессиональных вокалистов.
По уровню освоения - программа общеобразовательная общеразвивающая, разноуровневая; так как нацелена на формирование практических умений и навыков в области вокального искусства, приобщении их к классической, музыке, раскрытии в детях разносторонних способностей
1-2 года обучения. «Стартовый уровень» |
3-5 года обучения. «Базовый уровень» |
Предполагает использование и реализацию общедоступных и универсальных форм организации материала, минимальную сложность предполагаемого для освоения содержания программы, изучение материала начинается с основ техники исполнения; развития музыкально-слуховых представлений: ладового чувства, чувства ритма |
Расширение знаний по академическому вокалу по отдельным тематическим блокам. Изучение технологий манеры пения, эстетики вокала, видов звуковедения, техники голоса. |
Программа имеет художественную направленность. Ориентирует учащегося на улучшение своего образовательного результата, создание творческого продукта, практическое применение знаний, профессиональную ориентацию в области музыкального искусства в будущем. Для того, чтобы обучение было успешным, многие теоретические знания и умения усваиваются во взаимосвязи данного курса с другими дисциплинами, такими как, музыкальный инструмент (фортепиано, баян и т.д.), сольфеджио и музыкальная литература.
При разработке программы были использованы программы педагогов, работающих в сфере академического вокала:
- Абт Ф. «Школа пения» - Москва 2015 год (1-е изд.), Школа Н.Ваккаи, Москва. - 2013 год;
- Вербов А. «Техника постановки голоса» - Москва. 2012 год;
- Емельянов В. «Развитие голоса. «Координация и тренинг». Москва. - 2015-2016 г.;
- Медведь Л.Н., «Основы музыкального исполнительства. Академический вокал» - Сухушина Е.А. - г. Томск. - 2014 г.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по дисциплине «Сольное пение» составлена в соответствии с нормативно-правовыми документами:
- Федеральным законом (от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ) «Об образовании в Российской Федерации»;
- Концепцией развития дополнительного образования детей (утв.распоряжением РФ от 04.09. 2014 г. № 1726-р);
- Приказом Минобрнауки России от 29.08.2013 № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (Зарегистрировано в Минюсте России 27.11.2013 № 30468);
- Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей (Сан Пин 2.4.4.3172-14);
- Письмом Минобрнауки РФ о т 18.11.2015 №09-3242 «О направлении рекомендаций» (вместе Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ.)
- Уставом Государственного бюджетного учреждения дополнительного образования «Оренбургский областной Дворец творчества детей и молодёжи им. В.П.Поляничко»;
Новизна программы заключается в:
- индивидуально-личностном подходе к каждому учащемуся;
- в синтезе традиционных методов обучения и творческого подхода;
- в использовании инновационных технологий: здоровьесберегающих технологий и средств вокалотерапии, ритмотерапии;
- сочетании традиционных и инновационных игровых технологий обучения, воспитания и развития учащихся.
Педагогическая целесообразность программы обусловлена тем, что занятия вокалом развивают художественные способности детей, формируют эстетический вкус, улучшают физическое развитие и эмоциональное состояние детей. Психомоторные возможности ребенка зависят от возрастных особенностей развития ряда психических функций: мышечно-двигательных ощущений и восприятий, сенсомоторных процессов, памяти, мышления и внимания.
Старший дошкольный период является весьма значимым для развития ребенка. Возрастной рубеж 7 лет - один из самых ценных этапов в жизни детей. Подражательная активность, сензитивность ребенка этого возраста говорят о колоссальных потенциальных возможностях его развития. В то же время дети отличаются быстрой сменой настроения, утомляемостью.
Благодаря систематическому вокальному образованию и воспитанию учащиеся приобретают общую эстетическую и музыкальную культуру, а развитие вокальных и музыкальных способностей помогает более тонкому восприятию искусства - в этом и заключается педагогическая целесообразность разработанной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы.
Отличительные особенности
В отличие от существующих программ, данная программа предусматривает:
- дифференцированный подход к обучению,
- применение здоровьесберегающих технологий и средств вокалотерапии на первых трех годах обучения, на последних двух годах обучения- ритмотерапия;
- сочетания традиционных и инновационных игровых технологий обучения, воспитания и развития учащихся;
- учёт индивидуальных психофизиологических особенностей учащихся.
Использование традиционных и современных приёмов обучения позволяет заложить основы для формирования основных компонентов учебной деятельности: умение видеть цель и действовать согласно с ней, умение контролировать и оценивать свои действия.
Репертуар для каждого учащегося подбирается педагогом с учетом возрастных, психологических особенностей ребенка, его вокальных данных.
Цель: формирование основ музыкальной культуры личности учащегося посредством академического вокала.
Задачи первого года обучения
Воспитывающие:
- воспитание эстетического вкуса учащихся;
- воспитание интереса к певческой деятельности и к музыке в целом;
Развивающие:
- развитие гармонического и мелодического слуха;
- совершенствование речевого аппарата;
Образовательные:
- формирование навыков певческой установки ;
- формирование использования при пении мягкой атаки.
Задачи второго года обучения
Воспитывающие:
- способствование формированию воли, дисциплинированности
Развивающие:
- развитие вокального слуха;
- развитие певческого дыхания
Образовательные:
- сформирование вокальной артикуляции, музыкальной памяти;
- сформирование вокально-хоровых навыки: пение без сопровождения
Задачи третьего года обучения
Воспитывающие:
- воспитание настойчивости, выдержки, трудолюбия
- воспитание готовности и потребности к певческой деятельности.
Развивающие
- развитие преодоления мышечных зажимов;
- развитие артистической смелости и непосредственности учащегося, его самостоятельность;
Образовательные:
- обучение приёмам самостоятельной и коллективной работы, самоконтроля.
Задачи четвертого года обучения
Воспитывающие:
- воспитание настойчивости, выдержки, трудолюбия, целеустремленности;
- воспитание готовности и потребности к певческой деятельности
Развивающие:
- развитие умения анализировать собственное исполнение произведений;
- развитие гибкости и подвижности мягкого нёба;
Образовательные:
- обучение пению в высокой певческой позиции насыщенным тембром, с хорошим вибрато, свободным, округлым, «полетным» звуком;
Задачи пятого года обучения
Воспитывающие:
- воспитание способности к самостоятельным системным занятиям;
- воспитание личности учащегося, ориентируя на успешность, активность жизненной позиции;
Развивающие:
- расширение диапазона голоса;
- развитие умения держаться на сцене.
Образовательные:
- совершенствование знания, умения и навыки в области вокального академического искусства, владение техникой звукообразования: грудная, фальцетная, смешанная.
Принципы, лежащие в основе программы:
- Принцип гуманистической направленности;
- Принцип единства обучения и воспитания;
- Принцип системности и последовательности;
- Принцип активной деятельности и творчества;
- Принцип дифференциации и индивидуализации обучения.
Возраст на учащихся - 7-12 лет.
Срок реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы - 5 лет.
Общее количество - 360 часов, 72 часа ежегодно.
Программа рекомендуется на русском языке.
Формы и режим занятий.
Основной формой организации учебного процесса является индивидуальное занятие, которое проводится 2 раза в неделю по одному академическому часу.
Форма обучения - очная.
Кроме традиционного занятия педагог предусматривает использование других форм организации образовательного процесса:
- Занятие - репетиция, подготовка детей к выступлениям на концертах, фестивалях, приобретение опыта выхода на сцену.
- Занятие - концерт, выступление детей на тематических концертах, конкурсах.
- Занятие-ансамбль, учащийся совместно с другими учащимся или педагогом исполняют музыкальное произведение из репетуара.
Ожидаемые результаты и способы проверки их результативности:
1 год
Личностные результаты |
|
Метапредметные |
|
Предметные результаты |
Знают:
Умеют:
Имеют:
|
2 год
Личностные результаты |
|
Метапредметные |
|
Предметные результаты |
Знают:
Умеют:
Имеют:
|
3 год
Личностные результаты |
|
Метапредметные |
|
Предметные результаты |
Умеют:
|
4 год
Личностные результаты |
|
Метапредметные |
|
Предметные результаты |
Знают:
Пение в диапазоне: первые голоса - ля м.октавы - фа 2-й октавы; вторые голоса - соль малой октавы - ми - 2-й октавы;
Уметь:
|
5 год
Личностные результаты |
|
Метапредметные |
|
Предметные результаты |
Знают:
уметь
|
Способы проверки результативности:
- Диагностическая карта мониторинга результатов освоения учащимися дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы по сольному пению (Приложение №1)
- Диагностика выявления коммуникативных склонностей учащихся. Е.Н.Степанов (Приложение №2)
- Диагностика музыкальных способностей детей В.П.Анисимов. (Приложение №3)
- Диагностика музыкальной культуры школьников Л.В.Школяр. (Приложение №4)
- Примерный индивидуальный план учащегося ГБУДО «Оренбургский областной дворец творчества детей и молодежи имени В.П.Поляничко». (Приложение №5)
- Оформление календарного учебного графика. (Приложение №6)
Формами подведения итогов являются:
- зачетное мероприятие «Первый аншлаг - посвящение в музыканты»);
- по окончанию первого года обучения;
- технические зачеты (2 раза в год, начиная со второго года обучения);
- выпускной экзамен - проводится по окончании всего срока обучения, по результатам которого выдается свидетельство;
- участие в городских, областных, российских и международных конкурсах, фестивалях.