Особенности содержания обновленных ФГОС ООО

Разделы: История и обществознание


Утвержденные Федеральные государственные образовательные стандарты не новые, а обновленные. Методологическая основа Стандартов осталась прежней: это системно-деятельностный подход, который предполагает достижение образовательных результатов в ходе учебной деятельности, в ходе создания учебных ситуаций, в которых знание находит свое применение при решении задач академической или практической направленности.

Что в нем обновлено? Обновлены в нем в части детализации, в части конкретизации образовательные результаты. Почему этот ключевой момент важен для всей системы образования? Дело в том, что Стандарт является единственным государственным документом, документом нормативно-правовым, который создает именно нормирующий фундамент для целой совокупности других, уже методических документов, по которым работает вся сложная и большая система образования, не только школа, но и все, что со школой связано. Такая согласованность позволит добиться хороших результатов.

Кто является пользователями Стандарта?

Первое: родители. Сегодня в Стандартах появилось конкретное содержание, где родитель может, открыв Стандарт, сказать, так или не так, тому или не тому учат его ребенка на уровне основного общего образования.

Второе: руководители образовательных организаций, начиная от общего и дополнительного образования. Ставить четкие задачи, связанные с достижением образовательного результата, обсуждать, почему происходит достижение или недостижение и сбой в достижении образовательных результатов.

Третье: педагоги. Каждый педагог, когда пишет рабочую программу, ставит перед собой какие-то профессиональные цели, и вопрос в том, насколько эти цели совпадают с государственной политикой и с нормативным документом. Если этой уверенности нет, педагог начинает искать опору в каких-то других документах. Кто-то находит в содержании учебника эту опору, в логике изложения предмета и образовательном результате, кто-то находит такую опору в кодификаторах, связанных с итоговой аттестацией. Кто-то вообще их берет из головы.

Четвертое: разработчики КИМов для итоговой аттестации. Перед ними также стоит очень непростая задача в формулировке таких заданий на итоговую аттестацию, чтобы они проверяли не только твердые знания, но и проверяли все другие компоненты образовательных результатов, которые могут быть выражены не только в предметном результате, но и в том, что называют метапредметным результатом. И вот одна из особенностей сформулированных, конкретизированных требований к Стандарту заключается в том, что конкретизация эта, формулировка конкретных результатов заключалась в том, чтобы не просто насытить конкретными результатами Стандарт, но и в том, чтобы они были сформулированы в деятельностном ключе, во-первых, а во-вторых, в том, чтобы эти результаты были проверяемыми.

Стандарт задает планку формулировки образовательных результатов не просто в знаниевом ключе.

Стандарт сохраняет возможность дифференциации. Это не просто декларация. Если в прежнем Стандарте основного общего образования содержался тезис о возможностях дифференциации образовательных программ, то в обновленном Стандарте эта возможность дифференциации появляется уже на уровне двухуровневых результатов по 5 предметам: по математике, по биологии, химии, информатике, и, соответственно, вот эти предметы лежат в основе естественно-научной грамотности. И школа вправе выбирать уровень изучения таких предметов. И в этом смысле Стандарт задает, фундамент для того, чтобы школа могла выбрать тот или иной уровень изучения этого предмета, соответственно составив образовательную программу.

Детализации и конкретизации подверглись не только предметные результаты. Три группы результатов сохраняются: это личностные, метапредметные и предметные. В обновленном Стандарте результаты, связанные с личностными результатами и с метапредметными, усилены и систематизированы. Усилены они в смысле конкретизации формулировок и их четкой классификации, этих образовательных результатов. Если сегодня в Стандарте в отношении характеристики личностных результатов присутствует 10 формулировок этих требований, то в обновленном Стандарте 36 требований, распределенных по всем направлениям воспитательной деятельности. Воспитательная деятельность и личностные результаты сквозной нитью проходят через обновленный Стандарт, эти вещи взаимосвязаны. Программа воспитания и способы организации, способы реализации этой деятельности, воспитательной деятельности в образовательной организации не ограничены тем, что только через программу воспитания достигаются личностные результаты. Каждый предмет в том числе обладает воспитательным потенциалом.

Результаты достижения личностных результатов, не являются предметом аттестации. Но это не означает, что они не являются предметом оценки достижения образовательного результата. Система оценивания достижения образовательного результата - это функция педагога и школы. То есть система оценивания внутри школы должна быть.

Метапредметные результаты. В действующем Стандарте основного общего образования и начального общего образования порядка 16 метапредметных результатов, которые даны единым списком, без систематизации, без структурирования. В этом проекте ФГОС три больших блока метапредметных результатов: это блок, связанный с базовыми логическими действиями, блок, связанный с базовыми исследовательскими действиями, и блок, связанный с работой с информацией. Это вот ключевой раздел, который называется «Овладение универсальными учебными познавательными действиями». Два других раздела также в меньшей степени соприкасаются с предметными областями и с предметами, но в большей степени соприкасаются с личностными результатами. Это универсальные коммуникативные действия, это действия, связанные с общением: действия, связанные с совместной деятельностью, командной деятельностью и так далее. И еще один блок - это универсальные регулятивные действия: самоорганизация и самоконтроль. Вот такой детализации подверглись, все три группы образовательных результатов.

Предметные результаты. Эти отглагольные формы означают акцент на деятельность, с одной стороны, и второе, все эти образовательные результаты были просеяны сквозь сито возможности их оценивания. Помимо того, что необходимо было конкретизировать предметные результаты, нужно было их задать таким образом, чтобы было понятно, как и с помощью чего их можно оценить.

В Стандарте вводится обязательность привлечения к реализации основной образовательной программы в случае необходимости разных категорий педагогических работников, осуществляющих психолого-педагогическое сопровождение учебного процесса. Для особых категорий детей (ОВЗ) это очень важный момент и очень важный залог качества реализации образовательной программы.

В Стандарте вводится обязательность комплектации школьных библиотек одним школьным учебником по одному предмету на одного обучающегося. Бумажным учебником. Если в прежнем Стандарте было «и/или», то есть технически было возможно, имея возможность обеспечения доступом к электронному учебнику, эту тему закрыть, вот этот Стандарт этого не позволяет.