Пояснительная записка
ЕГЭ по химии в современных условиях совмещает в себе две функции: итоговую аттестацию выпускников за курс средней общеобразовательной школы и представление им возможности продолжить образование по избранной специальности в высшей школе. Анализ результатов экзамена, проводимого в рамках эксперимента в разных регионах России, свидетельствует о том, что его успешная задача зависит от степени владения учащимся теоретическими знаниями за курс средней школы и умениями их использовать в нестандартных ситуациях.
Опыт проведения ЕГЭ свидетельствует о том, что выпускники не достаточно успешно справляются с такой формой проведения экзамена. Для повышения эффективности результатов необходимо осуществлять так же и дополнительную подготовку учащихся к экзамену.
Поверхностное изучение химии не облегчает, а затрудняет ее усвоение. К тому же не все темы, усвоение которых необходимо для успешной сдачи экзамена достаточно и полно рассматриваются в рамках школьной программы. Особенно это касается заданий части С. В связи с этим, элективный курс, предназначенный для учащихся 11 классов, подается на более глубоком уровне и направлен, прежде всего, на расширение, обобщение и пополнение знаний школьников по химии.
Данный элективный курс предназначен для учащихся 11-ых классов и рассчитан на 34 часа (1 час в неделю). Элективный курс может быть реализован за счёт часов школьного компонента учебного плана и может быть использован с целью подготовки учащихся к Единому Государственному экзамену по химии.
Цель: разработка элективного курса для дополнительной подготовки выпускников к выполнению заданий ЕГЭ по химии (преимущественно заданий части С).
Задачи:
- Подготовить выпускников к единому государственному экзамену по химии;
- Развить умения самостоятельно работать с литературой, систематически заниматься решением задач, работать с тестами различных типов;
- Выявить основные затруднения и ошибки при выполнении заданий ЕГЭ по химии;
- Подобрать задания, преимущественно части С, вызывающие наибольшие затруднения у учащихся при сдаче ЕГЭ по химии, включая задания, недостаточно изучаемых в рамках школьной программы;
- Проводить информационную работу с учащимися и их родителями.
Этапы подготовки учащихся к ЕГЭ по химии
1. Особую роль имеет информационная беседа с учениками и их родителями в начале учебного года. В ходе этой беседы необходимо объяснить, что ЕГЭ по химии является, по сути, вступительным испытанием в ВУЗ на определенные специальности. Так как федеральный стандарт базового уровня не предусматривает своей целью подготовки учащихся к поступлению в ВУЗ по данному направлению, то ученик, выбирающий этот экзамен, должен планировать большой объем самостоятельной работы по предмету. Родителям и учащимся необходимо рекомендовать конкретные дополнительные пособия для такой работы.
2. Индивидуальный подход на уроках позволяет частично реализовать задачи подготовка к ЕГЭ небольшой группы учащихся (профильная группа в составе не более 5-7 человек). Для этих учеников задания подбираются более высокого уровня, чем для учащихся общеобразовательной группы в формате ЕГЭ. Эти задания особенно рекомендованы тем, кто готовится к ЕГЭ. В качестве дополнительного свободного домашнего задания предлагаются параграфы и номера заданий из пособий для абитуриентов, обращая внимание на их значимость для подготовки к ЕГЭ.
3. Самостоятельная работа учащихся заключается в более глубоком изучении курса органической химии и общей химии, большем объеме тренировке по применению и закреплению получаемых знаний. Успешность такой работы проверяется подборками тестов и задач, и короткими собеседованиями с учителем. Такие занятия имеются в пособиях для подготовке к ЕГЭ по химии.
Часть тестов для самостоятельной работы дается ученикам с готовыми ответами. Выполняя такие тесты, ученик сверяет свои ответы с «ключом», отмечает допущенные ошибки. Затем он должен проанализировать их. Особым значком отмечаются ошибки, допущенные по невнимательности, особым - те, которые удалось исправить с помощью пособия, особым - те, которые ученик не смог понять. Результаты этого разбора ученик показывает учителю на собеседованиях-консультациях или в любое удобное время.
4. Использование тестов на уроках. Для успешной работы при сдаче ЕГЭ и на других видах контроля в аналогичном формате, учащиеся ознакомлены и знают основные виды тестовых заданий, ориентируются в их структуре, понимают, в какой форме нужно давать ответ в разных частях работы (А,B,C). Этим обусловлена необходимость использования тестовых заданий на уроках химии, начиная с основной школы.
При ответе на часть А используется метод «Ответ с комментариями». Ученик, устно или письменно выполняя задание теста, не просто указывает правильный ответ, но и комментирует его, дает мотивировку своего выбора. При устной фронтальной работе, каждый ученик комментирует свое задание.
5. Дополнительная подготовка к ЕГЭ по химии, которая, в дополнение к базовому курсу, посвящена более глубокому изучению курса общей химии. Она проходит в форме элективного курса и предполагает, прежде всего, успешное решение заданий части С. Именно задания этой части слабо изучаются в рамках школьной программы, вызывают затруднения у учащихся и требуют дополнительные объяснения со стороны учителя.
Наличие элективного курса не исключает необходимости самостоятельной работы учащихся, делая ее более регулярной и организованной. Тесты и задания, выполненные в ходе самостоятельной работы, вопросы, возникшие при этом, также обсуждаются на занятиях элективного курса, в том числе и при работе в парах сменного состава.
Подготовка к ЕГЭ не сводиться только к работе с тестами. Рассмотрение теоретического материала, свойств отдельных элементов и их соединений проводятся при помощи опорных схем, презентаций, лекций. Чтобы за формулами и уравнениями школьники не потеряли связь с реальными веществами и их свойствами, используется демонстрационный эксперимент, видеозаписи опытов, интерактивные динамические модели.
Во фронтальной работе с классом используются компьютерные тренажеры, интерактивные тесты-презентации и т.п. Большую помощь в самостоятельной работе учеников оказывают электронные пособия и ресурсы Интернета.
План подготовки к ЕГЭ по химии
1. Объяснение учащимся целей ЕГЭ;
2. Оценить знания учащихся по предмету за курс полной средней школы;
3. Определить рейтинг среди абитуриентов, которые будут участвовать в конкурсных экзаменах в одинаковые вузы (сентябрь).
4. Объяснение нормативной базы ЕГЭ по химии, структуры тестов и типы проверочных заданий (сентябрь).
5. Более глубокое изучение курса химии в рамках элективного курса.
Включает задания, вызывающие наибольшие трудности у учащихся (преимущественно части С), составлены с учетом анализа ошибок, допускаемых учащимися.
Включает темы:
- «Электролиз»,
- «Растворы»,
- «Генетическая связь между классами неорганических и органических соединений»,
- «Вывод химических формул»
- «ОВР» (сентябрь-апрель).
6. Использование интернет-технологий и предоставление возможности выпускникам работать с образовательными сайтами: mioo.ru, ege.edu.ru, rustest.ru, ed.gov.ru. Работа с демонстрационными версиями ЕГЭ, кодификаторами и спецификацией тестов по химии. Заполнение бланков (в течение года).
7. Проведение диагностических контрольных работ в формате ЕГЭ в системе СтатГрад (апрель, май) и анализ ошибок каждого учащегося.
Тематический план элективного курса «Подготовка учащихся к ЕГЭ по химии»
№ п\п |
Тема занятия |
Кол-во часов |
Тема №1. «Электролиз» |
||
1.1. |
Выполнение упражнений по теме «Электролиз» (инертные электроды) |
2 |
1.2. |
Решение задач по теме «Электролиз» |
3 |
Тема №2. «Растворы» |
||
2.1. |
Определение концентрации растворенного вещества в растворе с определенной концентрацией |
1 |
2.2. |
Приготовление раствора определенной концентрации |
2 |
2.3. |
Разбавление (концентрирование) растворов. |
2 |
2.4. |
Смешивание растворов одного и того же вещества. |
2 |
2.5. |
Смешивание растворов различных веществ, приводящее к протеканию химической реакции |
2 |
2.6. |
Вычисления, связанные с понятием «растворимость вещества» |
2 |
Тема №3. Генетическая связь между классами соединений |
||
3.1. |
Генетическая связь между классами неорганических соединений. |
3 |
3.2. |
Генетическая связь между классами органических соединений. |
3 |
Тема №4. Вывод химических формул |
||
4.1. |
Нахождение простейшей химической формулы вещества по массовым долям элементов. |
1 |
4.2. |
Нахождение молекулярной формулы газообразного вещества по массовым долям и относительной плотности его по другому газу. |
2 |
4.3. |
Установление молекулярной формулы газообразного вещества по продуктам сгорания. |
2 |
Тема №5. Окислительно-восстановительные реакции |
||
5.1. |
Определение степени окисления в химических соединениях. |
1 |
5.2. |
Составление уравнений химических реакций методом электронного баланса. |
3 |
5.3. |
Составление уравнений химических реакций методом полуреакции. |
3 |
ИТОГО: 34 часа |
Заключение
В результате, анализируя методику предложенного элективного курса, можно сделать следующие выводы:
1. Элективный курс в современных условиях представляет собой наиболее оптимальную форму для организации дополнительной подготовки учащихся к ЕГЭ по химии;
2. Анализ результатов ЕГЭ по химии позволяет сделать вывод, что затруднения у выпускников вызывает выполнение части С, а именно, задания на темы: «Электролиз», «Растворы», «Генетическая связь между классами неорганических и органических соединений», «Вывод химических формул», «ОВР». Поэтому следует обращать внимание на изучение этих тем при подготовке учащихся к экзамену;
3. Составленный перечень заданий соответствует содержанию и структуре ЕГЭ по химии и отвечает требованиям, предъявляемым к выпускникам. В них включены как задания с рассмотрением решения, так и задания, предназначенные для самостоятельной работы.
Список литературы
- Ахметов М.А. ЕГЭ по химии: результаты и методика подготовки выпускников. - Ульяновск: УИПК ПРО, 2004. - 150с.
- ЕГЭ-2012. Химия. Тематические тренировочные задания/ И.А.Соколова - М.: АСТ: Астрель, 2012. - 286с.
- Ковальчукова О.В. Учись решать задачи по химии. - М.: Поматур, 1999. - 175с.
- Репетитор по химии/ Н.А.Белов - М.: АСТ: Астрель, 2011. - 294с.
- Химия: Полный справочник для подготовки к ЕГЭ/ Р.А.Лидин - М.: АСТ: Астрель, 2009. - 286, (2)с.
- Хомченко Г.П. Пособие по химии для поступающих в ВУЗы. - М.: Новая волна, 1996.-462с.
- Чернобельская Г.М. Методика обучения химии в средней школе. - М.: Владос, 2000.- 335с.