1. Структура и описание системы духовно-нравственного развития и гражданско-патриотического воспитания в МБОУ дополнительного образования Детский экологический центр
1.1. Цели и задачи системы духовно-нравственного развития и гражданско-патриотического воспитания.
Духовно-нравственное воспитание - это и система воспитательных мер, и специально организованный воспитательный процесс, и воспитательная деятельность, направленные на формирование и развитие духовно-нравственных качеств человека. Система работы по духовно-нравственному воспитанию в Учреждении представляет собой совокупность субъектов и объектов воспитания, отношений и взаимосвязей между ними, функционирующую в пределах имеющихся ресурсов с целью формирования у каждого человека духовной культуры, морально-нравственных качеств.
В Учреждении создана и функционирует программа духовно-нравственного развития и воспитания учащихся, призванная создать условия для духовно-нравственного воспитания, физкультурно-спортивной, военно-патриотической, художественно-эстетической, культурно-просветительской, туристско-краеведческой, социально-педагогической, досуговой, социально-реабилитационной, информационной работы.
На основе национального воспитательного идеала формулируется основная педагогическая цель - воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.
Целью программы духовно-нравственного развития и воспитания является: организация жизни детского коллектива так, чтобы она являлась средой личностного становления каждого ребёнка; создание условий, где могут проявляться новые качества в личности ребёнка.
Задачами программы духовно-нравственного развития и воспитания являются:
- в области формирования личностной культуры: формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно- игровой, предметно- продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно нравственной компетенции - «становиться лучше»; укрепление нравственности, основанной на свободе воли и духовных отечественных традициях, внутренней установке личности школьника поступать согласно своей совести; формирование основ нравственного самосознания личности (совести) - способности ребёнка формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам; формирование основ морали - осознания учащимся необходимости определённого поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, должном и недопустимом, укрепление у учащегося позитивной нравственной самооценки, самоуважения и жизненного оптимизма; формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; формирование способности открыто выражать и отстаивать свою нравственно оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам;
- в области формирования социальной культуры:формирование основ российской гражданской идентичности;пробуждение веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество;воспитание ценностного отношения к своему национальному языку и культуре;формирование патриотизма и гражданской солидарности;развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, в решении общих проблем;укрепление доверия к другим людям;развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания другим людям; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;формирование осознанного и уважительного отношения к традиционным российским религиям и религиозным организациям, к вере и религиозным убеждениям;формирование толерантности и основ культуры межэтнического общения, уважения к языку, культурным, религиозным традициям, истории и образу жизни представителей народов России.
- в области формирования семейной культуры: формирование отношения к семье как основе российского общества; формирование у учащегося уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;формирование представления о семейных ценностях, тендерных семейных ролях и уважения к ним;знакомство учащегося с культурно-историческими и этническими традициями российской семьи.
1.2. Формирование базовых ценностей.
Впроцессе воспитания гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека формируются такие базовые ценности, как любовь к России, к своему родному краю, своему народу, своему краю, служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества.
Впроцессе воспитания нравственных чувств и этического сознания формируются такие базовые ценности, как справедливость; милосердие; честь; достоинство; уважение родителей; уважение достоинства человека, равноправие, ответственность и чувство долга; забота и помощь, мораль, честность, щедрость, забота о старших и младших; свобода совести и вероисповедания; толерантность, преставление о вере, духовной культуре и светской этике, нравственный выбор; жизнь и смысл жизни.
В процессе воспитания трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни формируются такие базовые ценности, как уважение к труду; творчество и созидание; стремление к познанию и истине; целеустремлённость и настойчивость, бережливость, трудолюбие.
В процессе воспитания ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание) формируются такие базовые ценности, как родная земля; заповедная природа; планета Земля; экологическое сознание формируются такие базовые ценности как здоровье физическое и стремление к здоровому образу жизни, здоровье нравственное, психологическое, нервно-психическое и социально-психологическое.
В процессе формирования ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни формируются такие базовые ценности как здоровье физическое и стремление к здоровому образу жизни, здоровье нравственное, психологическое, нервно-психическое и социально-психологическое
В процессе воспитания ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание) формируются такие базовые ценности как красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие, самовыражение в творчестве и искусстве.
2. Примерная тематика, виды деятельности и формы занятий с учащимися
2.1. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.
- получение первоначальных представлений о Конституции Российской Федерации, ознакомление с государственной символикой - Гербом, Флагом Российской Федерации, гербом и флагом Республики Башкортостан (на плакатах, картинах, в процессе бесед, чтения книг, изучения предметов, предусмотренных базисным учебным планом);
- ознакомление с героическими страницами истории России, жизнью замечательных людей, явивших примеры гражданского служения, исполнения патриотического долга, с обязанностями гражданина (в процессе бесед, экскурсий, просмотра кинофильмов, путешествий по историческим и памятным местам, сюжетно-ролевых игр гражданского и историко-патриотического содержания);
- ознакомление с историей и культурой Республики Башкортостан, народным творчеством, этнокультурными традициями, фольклором, особенностями быта народов России (в процессе бесед, сюжетно-ролевых игр, просмотра кинофильмов, творческих конкурсов, фестивалей, праздников, экскурсий, путешествий);
- проведение туристско-краеведческих экспедиций;
- знакомство с важнейшими событиями в истории нашей страны, содержанием и значением государственных праздников (в процессе бесед, просмотра учебных фильмов, участия в подготовке и проведении мероприятий, посвященных государственным праздникам).
2.2. Воспитание нравственных чувств и этического сознания.
- получение первоначального представления о базовых ценностях отечественной культуры, традиционных моральных нормах российских народов (в процессе бесед, экскурсий, заочных путешествий, участия в творческой деятельности, отражающей культурные и духовные традиции народов Республики Башкортостан);
- ознакомление с основными правилами поведения в общественных местах, обучение распознаванию хороших и плохих поступков (в процессе бесед, просмотра учебных фильмов, наблюдения и обсуждения ситуаций, поступков, поведения разных людей);
- усвоение первоначального опыта нравственных взаимоотношений в коллективе овладение навыками вежливого, приветливого, внимательного отношения к сверстникам, старшим и младшим детям, взрослым (в процессе изучения литературных источников, участия в коллективных играх);
- получение первоначальных представлений о нравственных взаимоотношениях в семье (участие в беседах о семье, о родителях и прародителях);
- расширение опыта позитивного взаимодействия в семье (в процессе проведения открытых семейных праздников, выполнения и презентации совместно с родителями творческих проектов, проведения других мероприятий, раскрывающих историю семьи, воспитывающих уважение к старшему поколению, укрепляющих преемственность между поколениями).
2.3. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.
В процессе занятий и проведения массовых мероприятий учащиеся получают первоначальные представления о роли знаний, труда и значении творчества в жизни человека и общества:
- участвуют в экскурсиях по району, городу, во время которых знакомятся с различными видами труда, различными профессиями в ходе экскурсий на производственные предприятия, встреч с представителями разных профессий;
- узнают о профессиях своих родителей (законных представителей) и прародителей, участвуют в организации и проведении презентаций «Труд наших родных»;
- получают первоначальные навыки сотрудничества, ролевого взаимодействия со сверстниками, старшими детьми, взрослыми в учебно-трудовой деятельности (в ходе сюжетно- ролевых экономических игр, посредством создания игровых ситуаций по мотивам различных профессий.
2.4. Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.
- приобретение познаний о здоровье, здоровом образе жизни, возможностях человеческого организма, об основных условиях и способах укрепления здоровья;
- участие в беседах о значении занятий физическими упражнениями, активного образа жизни, спорта, прогулок на природе для укрепления своего здоровья;
- практическое освоение методов и форм физической культуры, здоровьесбережения, простейших элементов спортивной подготовки при проведении подвижных игр, туристических походов, спортивных соревнований;
- составление здоровьесберегающего режима дня и контроль его выполнения, поддержание чистоты и порядка в помещениях, соблюдение санитарно-гигиенических норм труда и отдыха;
- получение навыков следить за чистотой и опрятностью своей одежды, за чистотой своего тела, рационально пользоваться оздоровляющим влиянием природных факторов (солнца, чистого воздуха, чистой воды), экологически грамотного питания (здоровьесберегающими формами досуговой деятельности в процессе бесед, просмотра учебных фильмов, игровых и тренинговых программ.)
2.5. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание).
- усвоение элементарных представлений об экокультурных ценностях, традициях этического отношения к природе в культуре народов России, других стран, нормах экологической этики, об экологически грамотном взаимодействии человека с природой (в ходе бесед, просмотра учебных фильмов);
- получение первоначального опыта участия в природоохранительной деятельности, (экологические акции, высадка растений, создание цветочных клумб, очистка доступных территорий от мусора, подкормка птиц и т.д.), в деятельности экологического центра, лесничеств, экологических патрулей; участие в создании и реализации коллективных природоохранных проектов.
2.6. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).
- ознакомление с эстетическими идеалами, традициями художественной культуры родного края, с фольклором и народными художественными промыслами (в ходе изучения вариативных дисциплин, в системе экскурсионно-краеведческой деятельности, внеклассных мероприятий).
3. Кадровый потенциал и условия для развития Учреждения
В Учреждении работает 11 педагогов дополнительного образования. 91,7 % педагогов имеют высшее педагогическое образование, 8,3% - средне-специальное; 91,7% педагогов имеют высшую квалифицированную категорию, 8,3% - первую.
Из 11 педагогов - 3 имеют звание «Отличник образования РБ», 1 педагог звание «Почетный работник общего образования РФ», 1 педагог награжден Почетной грамотой Министерства образования РБ, три педагога - обладатели Гранта Главы Администрации муниципального района Мелеузовский район РБ.
В область деятельности Учреждения входят 4 направления работы: естественнонаучное, эколого-биологическое, туристско-краеведческое,
социально-педагогическое.
Учебный процесс в объединениях осуществляется по 27 дополнительным общеобразовательным программам. 26 программ выполнены вавторском варианте и адаптированы к местным условиям: возрасту детей, образовательным запросам и интересам, наличию краеведческого материала, наличию материала по гражданско-патриотическому воспитанию, имеют внешние рецензии, экспертные заключения методического экспертного совета МБОУ ДО ДЭЦ.
С целью повышения профессиональной компетенции - 5 педагогов приняли участие в региональном этапе всероссийского конкурса программ и методических материалов по дополнительному естественнонаучному образованию детей и один педагог стал победителем. Педагоги Детского экологического центра регулярно принимают участие в заседаниях городских методических объединений, городских семинарах, входят в состав судейских комиссий, олимпиад и конференций муниципального уровня, ежегодно являются разработчиками школьного этапа олимпиадных заданий по экологии.
В Учреждении функционируют 7 творческих объединений, целью работы которых является углубленное изучение теоретического материала, освоение методик проведения экологических, краеведческих исследований. Учащиеся творческих объединений принимают участие в конкурсах, слетах, олимпиадах.
Результатами работы духовно-нравственного развития и гражданско-патриотического воспитания являются достижения учащихся Учреждения. Так в 2020-21 уч.году в Республиканских конкурсах стали победителями, призёрами и лауреатами - 41 учащейся, во Всероссийских - 13 учащихся.
4. Формы и методы организации и работы системы духовно-нравственного развития и гражданско-патриотического воспитания
4.1. Краеведческий проект «Растём патриотами».
В Учреждении с 2008г. функционирует краеведческий проект «Растем патриотами». Ежегодно его работой охвачено около 2000 учащихся. Разработаны и проводятся краеведческие экскурсии по памятным и историческим местам города и района для учащихся образовательных учреждений. В рамках проекта функционирует городская «Школа юного экскурсовода»,
Целью работы проекта является совершенствование форм, методов обучения и воспитания подрастающего поколения средствами туризма и краеведения, патриотическое воспитание учащихся посредством изучения исторического прошлого и настоящего нашего города и района.
Участниками проекта являются учащиеся 1-х, 3-х и 5-х классов общеобразовательных учреждений г. Мелеуз, педагоги, классные руководители, экскурсоводы, родители учащихся.
Проект реализуется в 3 этапа.
Начальным этапом реализации проекта является определение темы, уточнение целей, определение сроков выполнения мероприятий.
Основной этап реализации проекта:
- разработка дополнительных общеобразовательных программ «Краеведы-экскурсоводы», «Краеведы-исследователи», основой которых является всестороннее комплексное изучение истории города Мелеуза и Мелеузовского района.
- обзорные и тематические экскурсии по историческим и памятным местам города и района, к памятникам природы, по городам Республики Башкортостан с целью вовлечения ребят в поисково-исследовательскую деятельность.
- видеоэкскурсии для учащихся 1 классов - «Любимый город», для учащихся 3 классов - «Летопись родного края», для учащихся 5 классов - «Прошлое в настоящем».
Во время заключительного этапа проекта участники проекта выполняют краеведческие задания: фотоконкурс для родителей и детей «Любимый город», конкурс рисунков «Город глазами детей», краеведческая викторина «Край родной, навек любимый».
В процессе реализации проекта выполняются задачи по привлечению учащихся к изучению истории родного города, его улиц, памятников и исторических зданий; воспитанию у учащихся бережного отношения к природному и культурному наследию родного края, уважения к традициям своего народа, формированию чувства гордости за его многовековую историю.
По результатам участия в проекте, ежегодно выявляется лучший краеведческий класс.
4.2. Городская «Школа юного экскурсовода» (далее - Школа).
Школа - это объединение учащихся и педагогов, стремящихся совершенствовать свои знания в области краеведения и эскурсоведения, расширять творческий потенциал, приобретать умения и навыки ведения экскурсий по памятным объектам города, по историческим местам родного края, а также в школьных музеях. Функционирует более 10 лет.
Цель создания и функционирования Школы - активизация и совершенствование краеведческой и экскурсионной деятельности среди учащихся и педагогов общеобразовательных учреждений.
Задачами обучения в Школе являются: расширение и углубление знания учащихся по истории родного края; приобщение учащихся к краеведческой и поисково-исследовательской деятельности; обучение навыкам ведения экскурсий; воспитание у учащихся чувства патриотизма, бережного отношения к природному, культурному и историческому наследию родного края; воспитание уважения к традициям своего народа, чувства гордости за его многовековую историю.
Участниками Школы являются: учащиеся 6-8 классов общеобразовательных учреждений г.Мелеуз, проявляющие интерес к историческому прошлому и настоящему своего родного края; педагоги общеобразовательных учреждений, ответственные за краеведческую работу; педагоги дополнительного образования МБОУ ДО ДЭЦ; члены совета музея Образования и ветераны педагогического труда; экскурсоводы, заведующие музеями, библиотекари.
Обучение проводится по дополнительной общеобразовательной программе «Краеведы-экскурсоводы». Срок обучения - 2 года (288 часов). Занятия проводятся два раза в неделю в форме лекций, бесед, экскурсий по памятным и историческим местам города и района, круглых столов, семинаров, встреч с известными и выдающимися людьми города и района, тренингов, мастер-классов, творческих отчетов, экскурсий по городам РБ и РФ.
Участники Школы участвуют во всех туристско-краеведческих мероприятиях (экскурсиях, экспедициях, походах), в городских и республиканских конкурсах «Моя малая Родина», «Дорогами Отечества», в конференциях и семинарах; учатся разрабатывать и составлять индивидуальный текст краеведческой экскурсии по выбранной теме, работать самостоятельно с архивными источниками, а также с краеведческой и справочной литературой, общаться с аудиторией, контактировать с группой, овладеть культурой речи.
В процессе реализации программного материала у учащихся углубляются знания по истории родного края; развиваются интеллектуальные и творческие способности; формируются навыки учебно-исследовательской и поисково-исследовательской деятельности, пробуждается чувство ответственности за свой город, желание личного участия в процветании родного края, учащиеся овладевают навыками проведения экскурсий, ведётся подготовка юных экскурсоводов для общеобразовательных учреждений и школьных музеев. Учащиеся создают экскурсионные маршруты (приложение №1)
5. Перечень мероприятий (достижений), проведённых (достигнутых) в течение 2020/21 учебного года
Одно из направлений программы духовно-нравственного развития и воспитания учащихся в МБОУ ДО ДЭЦ - воспитание гражданственности и патриотизма. В процессе реализации данного направления у детей формируется такие базовые национальные ценности, как любовь к России, своему народу, своему краю. В рамках образовательного проекта «Растем патриотами» разработаны и проводятся краеведческие экскурсии по памятным и историческим местам города и района. В 2020-2021 уч.году в нём приняли участие 2582 учащихся общеобразовательных учреждений, в том числе 430 учащихся общеобразовательных учреждений района. Проведено 109 краеведческих экскурсий.
МБОУ ДО ДЭЦ координирует работу по участию образовательных учреждений в Республиканских конкурсах краеведческой направленности: 3 общеобразовательных учреждения приняли участие в Республиканском конкурсе музеев образовательных организаций, 4 общеобразовательных учреждения подали заявку на паспортизацию школьного музея. В Учреждении проведено 24 воспитательных мероприятия; учащиеся приняли участие в 13 городских и районных воспитательных мероприятиях (8 призовых мест); в 19 Республиканских конкурсах (41 призовое место); в 15 всероссийских конкурсах (13 призовых мест).