Формирование профориентации младших школьников средствами урочной и внеурочной деятельности

Разделы: Начальная школа


Необходимо подготовить ребят к профессиональной деятельности - с учетом задач модернизации и инновационного развития страны. И это - не краткосрочный проект, а наша стратегическая политика в сфере образования.
Д.А.Медведев

Профессиональная ориентация, профориентация, выбор профессии или ориентация на профессию (лат. professio - род занятий ифр. orientation - установка) - система мер, направленных на оказание помощи молодёжи в выборе профессии.

Федеральный государственный стандарт основного общего образования нового поколения определяет необходимость профориентации. Во ФГОС отмечается, что школьники должны ориентироваться в мире профессий, понимать значение профессиональной деятельности в интересах устойчивого развития общества и природы.

Основной задачей профориентационной работы в начальных классах является расширение кругозора и осведомленности ребенка о профессиях в процессе общения со взрослым и организация работы по профессиональному самоопределению.

Учитывая возрастные особенности младших школьников, для расширения кругозора и осведомленности ребенка о профессиях можно использовать различные виды деятельности: мини-беседы о профессий, профориентационные экскурсии, конкурсы, защита проектов, просмотр видеоматериалов о профессиях, игры.

Профориентационную работу провожу через учебные предметы и внеурочную деятельность. В процессе обучения в начальной школе все учебные предметы можно использовать как возможность формирования у младших школьников интереса к труду взрослых. Приведу некоторые примеры.

На уроке обучения грамоте по теме «Согласные звуки [п] [п'], буквы П, п. Профессии родителей» дети знакомятся с профессией плотник и повар, знакомятся с пословицами о труде.

На уроках литературного чтении из раздела «Устное народное творчество» обучающиеся узнают о профессиях сельских жителей.

На уроках русского языка младшие школьники также выполняют большое количество заданий, связанных с той или иной профессией. В программе есть словарные слов, обозначающих профессии людей; директор, агроном, учитель, инженер, космонавт и т.д. При изучении таких словарных слов я использую загадки о профессиях, а затем провожу мини - беседу: Где работает……? Какие функции выполняет? Какими качествами должен обладать человек этой профессии? Какие из этих качеств есть у вас?

В теме «Лексическое значение слов» дети объясняют значение различных слов, в том числе слов, обозначающих профессии людей, проводится мини беседа о профессии.

На уроках русского языка во 2 классе в теме «Состав слова» при изучении таких суффиксов как -щик-, -чик-, -ник-, -тель-, -ист-, -арь- также говорим о профессиях, т.к. слова с данными суффиксами обозначают людей по профессии и роду занятий.

На уроках математики профориентационную работу провожу путем проведения мини-бесед о профессиях, упоминаемых в условии задачи. Например, повар разложил 40 пирожков на 10 тарелок поровну. Сколько пирожков повар положил на каждую тарелку? При разборе задачи проводится мини беседа о профессии повара.

В 1 классе по окружающему миру дети выполняют проект «Моя семья». Дети рассказывают о своей семье, профессиях своих родителей, бабушек и дедушек.

При изучении тем по окружающему миру «Дикие и домашние животные» ребята знакомятся с профессией фермер, ветеринар. «Комнатные растения» - с профессией цветовод, «За покупками в магазин» - продавец, кассир и т.д.

На уроках технологии знакомлю детей с ремеслами России и связанными с ними профессиями: гончар, пекарь, резчике по дереву, ткачиха, вышивальщица и т.д. При изучении темы «Архитектура» обучающиеся узнают, как работает архитектор, инженер-строитель, прораб. Школьники узнают, какими качествами должны обладать люди этих профессий. Для знакомства с профессиями использую на уроке презентации и видеофильмы.

Внеурочная профориентационная работа включает разные направления: экскурсии, классные часы, внеклассные занятия, встречи со специалистами в разных сферах труда.
С 20016 года я работаю с «Первоклассной газетой». Это курс способствует не только повышению уровня читательской грамотности и повышения мотивации к чтению, но и знакомит с профессиями. В этой газете отводится несколько номеров для знакомства с профессиями будущего. Например, работая с газетой, дети узнали, кто такой игромастер, хедхантерж, космобиолог, урбанист.

В ходе внеурочной деятельности по курсу «Учусь создавать проект» мои ребята выполняли групповые проекты по таким профессиям, как «Повар», «Лесничий», «Азбука профессий», в ходе которых собирали стихи, загадки о профессиях, пословицы и поговорки, рисовали рисунки. С этими проектами ребята потом выступали на малой школьной конференции.

В 2016-2018 годах входила в рабочую группу по реализации муниципальной инновационной площадки «Профессиональная ориентация в школе как средство социализации и успешности учащихся ТМР». В рамках реализации программы профессионального самоопределения школьников «Ориентир» мною были разработаны сценарии классных часов для 2 классов:

  • Путешествие по миру профессий «Человек - Знаковая система»
  • КВН «В мире профессий» («Человек - Художественный образ»)
  • «Своя игра» по миру профессий группы «Человек - человек»
  • Игра «Что? Где? Когда? по миру профессий группы «Человек - техника»
  • Викторина по миру профессий «Человек - Природа»

Данные классные часы были проведены во 2 а классе и были представлены на муниципальной конференции «Актуальные проблемы и инновационные технологии в обеспечении качества образования» и на муниципальном семинаре «Профессиональная проба как способ формирования профессионального самоопределения обучающихся»

Считаю, что одной из действенных форм профориентационной работы являются экскурсии.

В сентябре - октябре в 1 классе мы с детьми ходим в школьную библиотеку. Дети не только знакомятся с правилами посещения библиотеки, но и с профессией библиотекаря.

Во время экскурсии в отдел полиции дети узнали об особенностях профессии полицейский, каждый ребенок получил возможность примерить спец.жилет сотрудника. Дети познакомились с профессией эксперт, узнали, что входит в его работу и какие виды экспертиз существуют. Затем ребята познакомились с полицейской собакой (немецкой овчаркой), которая также является сотрудником. Полицейский кинолог рассказал об особенностях своей работы и о том, что для службы в полиции пригодны только физически и психически здоровые собаки. Некоторые из ребят, после экскурсии признались, что хотели бы связать свою жизнь со службой в полиции.

Посещение Кидбурга - города профессий, в котором дети знакомятся с профессиями и учатся быть взрослыми: получают паспорт, проходят обучение, работают, получают зарплату. КидБург учит их самостоятельности и ответственности, стимулирует творческое начало, помогает с выбором будущей профессии.

В ходе экскурсии на кондитерскую фабрику в г. Рыбинск дети познакомились с кондитерским производством, с профессией кондитера.

Экскурсия на детскую железную дорогу в г. Ярославль знакомит детей с историей железной дороги, а так же с профессиями железнодорожников.

Нашим градообразующим предприятием является ТМЗ, на котором в октябре и апреле проводится Всероссийская акция «Неделя без турникетов, в это время ТМЗ проводит экскурсии для школьников. Мы с ребятами тоже совершили экскурсию на завод, в ходе которой посетили музей, производство, ребятам рассказали о рабочих профессиях машиностроителей.

Таким образом, грамотно построенная система профориентационной работы в начальной школе способствует формированию у младших школьников разнообразных представлений о мире труда и профессий, воспитывает у них бережное отношение к результатам труда.

Проводя профориентационную работу с учащимися начальных классов нужно помнить о том, что «чем больше профессий будет знакомо ребенку, и чем шире его представления о мире профессий, тем меньше ошибок он совершит в дальнейшем в процессе формирования профессионального выбора».