Цель: Закрепить представления детей об элементарных математических представлениях.
Задачи:
Обучающие:
- Закрепить умение выкладывать числовой ряд.
- Совершенствовать навыки прямого и обратного счета в пределах 10.
- Упражнять в порядковом счёте.
- Закреплять знания о днях недели, временах года.
- Закреплять знания о геометрических фигурах
- Закреплять умения измерять длину отрезка с помощью линейки;
- Закрепить навыки ориентировки в окружающем пространстве и на листе бумаги.
- Закреплять умение решать арифметические задачи, пользоваться знаками действий: плюс (+), минус (-) и знаком отношения равно (=), знаками <, >.
Воспитательные:
- Воспитывать личностные качества у каждого ребенка: любознательность, целеустремленность, устойчивость интереса к знаниям и умениям, самостоятельность.
Развивающие:
- Развивать психологические процессы: слуховое и зрительное внимание, логическое мышление, мелкую моторику рук, воображение, сообразительность.
- Развивать социальные навыки: умение работать индивидуально и в коллективе, договариваться, учитывать мнение партнера.
Демонстрационный материал: карта и острова из геометрических фигур.
Раздаточный материал: карточки с заданиями, математические наборы, цифровой ряд, листы бумаги для ориентировки в пространстве и карандаши для заданий, счётные палочки, линейка.
Предварительная работа:
- Решение логических задач, решение простых арифметических задач.
- Дать знания об измерениях длины отрезов с помощью линейки.
- Закрепление знания о последовательности дней недели, времен года, месяцев.
Организационный момент
Воспитатель: Ребята, к нам сегодня на занятие пришли гости посмотреть, чему вы научились, и как много знаете. Поздоровайтесь с гостями.
Дети: Здравствуйте!
Воспитатель: Давайте встанем в круг, возьмёмся за руки и улыбнёмся друг другу.
Дети вместе с воспитателем становятся в круг.
Воспитатель:
Станем рядышком, по кругу,
Скажем Здравствуйте друг другу
Нам здороваться не лень:
Всем Привет! И Добрый день!
Если каждый улыбнётся -
Утро доброе начнётся.
Доброе утро!!!
Воспитатель: Когда я пришла сегодня в группу, увидела на столе письмо. Я сейчас вам прочитаю его.
Приходит телеграмма от Обезьянки: «Дорогие дети, я приглашаю вас в путешествие к острову Чудес на поиски сокровищ. В пути вас ждут интересные задания. Вы должны будете показать свои знания, умения, сообразительность. Желаю удачи. Карта с маршрутом путешествия находится в конверте».
Воспитатель: Давайте достанем карту и повесим ее на видное место. Ну что ребята, отправимся в путешествие?
Дети: Да.
Воспитатель: А чтобы узнать на каком транспорте мы отправимся, нужно выполнить задание.
Проблемная ситуация: Чтобы выбрать транспорт, мы проведем графический диктант и поймем, на чем мы отправимся в путешествие. Мы с вами будем рисовать по клеточкам под мою диктовку. На листочке у каждого стоит красная точка. От этой точки будем работать дальше:
1 клеточка вправо , 1 вниз, 1 вправо, 1 вниз,1 вправо, 1 вниз,1 вправо, 1 вниз,3 влево,1 вниз,5 вправо, 1 вниз,1 влево, 1 вниз, 1 влево, 1 вниз,6 влево, 1 вверх, 1 влево, 1 вверх, 1 влево, 1 вверх, 4 вправо, 8 вверх, 2 вправо, 1 вниз, 2 влево.
Воспитатель: Вижу, у всех получились кораблики, мы отправляемся в путь.
Воспитатель: Вот мы приплыли к первому острову. Какой он формы? А цвета?
Дети: Треугольной, зеленого цвета.
Воспитатель: Правильно. Послушайте, какие задания нас ждут на этом острове.
- Вспомнить порядковый счёт от 1 до 10.
- Вспомнить обратный счёт от 10 до 1.
- Посчитайте от 5 до 9, от 3 до 7.
- Посчитайте от 9 до 4, от 8 до 2.
- Угадай число, живущее между числами 4 и 6, 5 и 7, 8 и 10.
- Какое число больше 4 или 5, 2 или 8.
- Какое число меньше 3 или 6, 9 или 7.
- Назовите соседей чисел 5,8,3…
Воспитатель: Молодцы! Справились с первым заданием. Поплывём на следующий остров. И вот мы приплыли на второй остров.
Какой он формы? А цвета?
Дети: Квадратной, синего цвета.
Воспитатель читает вопросы, дети отвечают.
- Какой сегодня день недели?
- Какой вчера был день недели?
- Какой завтра день недели?
- Сколько всего дней в неделе?
- Какой день идёт после вторника?
- Как называется пятый день недели?
- Как называются выходные дни?
- Сколько времён года?
- Какое время года наступает после зимы?
- Какое время года наступает после лета?
- Назовите лишнее слово в ряду слов:
- зима, среда, весна, лето, осень;
- один, два, три, круг, четыре, пять;
- плюс, минус, пятница, равно;
- круг, квадрат, декабрь, многоугольник.
- Сколько частей в сутках?
Воспитатель: Молодцы, плывём дальше.
Воспитатель: А вот ещё один остров. Какой формы? А цвета?
Дети: Круглой, желтого цвета.
Воспитатель: На этом острове нас ждут интересные задания, и я думаю, что мы с удовольствием с ними справимся.
Поиграем в игру? Я вам буду задавать вопросы, а ответ на вопросы вы мне будете показывать карточкой с цифрой. Самое главное условие - говорить в этой игре нельзя, можно только показывать карточку.
- Сколько пальцев на правой руке?
- Сколько глаз у светофора?
- Сколько носов у двух собак?
- Сколько ушей у двух мышей?
- Сколько хвостов у двух котов?
- Все верно, показали. Молодцы.
Воспитатель: У какой фигуры 3 угла, 3 стороны?
Дети: У треугольника.
Воспитатель: У какой фигуры противоположные стороны одинаковые?
Дети: У прямоугольника.
Воспитатель: У какой фигуры все стороны равны?
Дети: У квадрата.
Воспитатель: У какой фигуры нет углов?
Дети: У круга и овала.
Воспитатель: Молодцы!
Воспитатель: Плывём дальше.
Физкультминутка: «Как приятно в речке плавать!»
Как приятно в речке плавать!
Берег слева, берег справа.
(Наклоны влево и вправо.)
Речка лентой впереди.
(Потягивания - руки вперёд.)
Сверху мостик - погляди.
(Потягивания - руки вверх.)
Чтобы плыть ещё скорей,
Надо нам грести быстрей.
Мы работаем руками.
Кто угонится за нами?
(Плавательные движения.)
А теперь пора нам, братцы,
(Руки в замок за шеей)
На песочке поваляться.
Мы из речки вылезаем
(Ходьба на месте.)
И на травке отдыхаем.
Воспитатель: Пока мы отдыхали, подплыли к следующему острову. Какой формы? А цвета?
Дети: Овальной, красного цвета.
Воспитатель: Ребята, на этом острове живут математические знаки. Какие знаки вы знаете?
Дети: Плюс, минус, больше, меньше, равно.
Воспитатель: Правильно. Послушайте задание: по очереди будете выходить к доске, на доске написаны цифры, вам нужно будет поставить такой математический знак, чтобы получился правильный ответ. И объяснить, почему именно этот знак вы выбрали.
5 8 |
10 7 |
9 1 |
6 2 |
8 8 |
4 4 |
2 7 |
9 5 |
Воспитатель: Молодцы, справились с заданием. Покидаем этот остров и смотрим по карте, какой по цвету следующий остров.
Дети: Прямоугольной, коричневого цвета.
Воспитатель:
1.
Четыре гусёнка и двое утят
В озере плавают, громко кричат.
А ну, посчитай поскорей -
Сколько всего в воде малышей?
Воспитатель: Как получилось число 6? Выложите при помощи карточек с числами и знаков на столе, решение и ответ загадки. (2+4=6)
2.
Семь малюсеньких котят
Что дают им, всё едят,
А один - добавки просит
Сколько всех котяток? (8)
Воспитатель: Как получилось число 8? Выложите при помощи карточек с числами и знаков на столе, решение и ответ загадки (7+1=8)
3.
Ёжик по лесу шёл,
На обед грибы нашёл.
Два - под берёзой, три - под осиной
Сколько их будет в плетёной корзине? (5)
Воспитатель: Как получилось число 5? Выложи при помощи карточек с числами и знаков на столе, решение и ответ загадки (2+3=5)
Воспитатель: Молодцы, вы отгадали все загадки. Следующий остров, какой формы и цвета?
Дети: Трапеция, оранжевого цвета.
Воспитатель: Ребята, при выполнении этих заданий будьте очень внимательны!
- нарисуйте прямую линию,
- нарисуйте отрезок и измерьте его,
- нарисуйте треугольник внутри его знак плюс,
- нарисуйте квадрат и разделите на 4 части.
Воспитатель: Молодцы, и с этим заданием справились. Следующий остров, какой формы и цвета?
Дети: Ромба, фиолетового цвета.
Воспитатель: отсчитайте, пожалуйста четыре палочки и сделайте квадрат, затем еще три и сделайте еще квадрат.
- Сколько палочек отсчитали?
- Сколько квадратов получилось?
- Отсчитайте три палочки и сделайте треугольник.
- Отсчитайте две палочки и сделайте еще один треугольник.
- Сколько треугольников получилось?
Возьмите 8 треугольников и сделайте из них дом, используйте все детали, прикладывая, их друг к другу.
Воспитатель: Молодцы, справились и с последним заданием. Наше путешествие подошло к концу. Ребята, нам обезьянка оставила сундук. Давайте его откроем. Посмотрите, какие раскраски.
Воспитатель: Ребята, вам понравилось наше путешествие? Что нового вы сегодня узнали? Какие задания с вами выполняли? Какие задания вам понравились? Все ли выполняли правильно? Какие задания были трудные?
Воспитатель: Мне очень понравилось, как вы сегодня выполняли задания.