Конспект открытого занятия по ФЭМП в подготовительной группе. Тема: «Путешествие по островам математики»

Разделы: Математика


Цель: Закрепить представления детей об элементарных математических представлениях.

Задачи:

Обучающие:

  • Закрепить умение выкладывать числовой ряд.
  • Совершенствовать навыки прямого и обратного счета в пределах 10.
  • Упражнять в порядковом счёте.
  • Закреплять знания о днях недели, временах года.
  • Закреплять знания о геометрических фигурах
  • Закреплять умения измерять длину отрезка с помощью линейки;
  • Закрепить навыки ориентировки в окружающем пространстве и на листе бумаги.
  • Закреплять умение решать арифметические задачи, пользоваться знаками действий: плюс (+), минус (-) и знаком отношения равно (=), знаками <, >.

Воспитательные:

  • Воспитывать личностные качества у каждого ребенка: любознательность, целеустремленность, устойчивость интереса к знаниям и умениям, самостоятельность.

Развивающие:

  • Развивать психологические процессы: слуховое и зрительное внимание, логическое мышление, мелкую моторику рук, воображение, сообразительность.
  • Развивать социальные навыки: умение работать индивидуально и в коллективе, договариваться, учитывать мнение партнера.

Демонстрационный материал: карта и острова из геометрических фигур.

Раздаточный материал: карточки с заданиями, математические наборы, цифровой ряд, листы бумаги для ориентировки в пространстве и карандаши для заданий, счётные палочки, линейка.

Предварительная работа:

  • Решение логических задач, решение простых арифметических задач.
  • Дать знания об измерениях длины отрезов с помощью линейки.
  • Закрепление знания о последовательности дней недели, времен года, месяцев.

Организационный момент

Воспитатель: Ребята, к нам сегодня на занятие пришли гости посмотреть, чему вы научились, и как много знаете. Поздоровайтесь с гостями.

Дети: Здравствуйте!

Воспитатель: Давайте встанем в круг, возьмёмся за руки и улыбнёмся друг другу.

Дети вместе с воспитателем становятся в круг.

Воспитатель:

Станем рядышком, по кругу,
Скажем Здравствуйте друг другу
Нам здороваться не лень:
Всем Привет! И Добрый день!
Если каждый улыбнётся -
Утро доброе начнётся.
Доброе утро!!!

Воспитатель: Когда я пришла сегодня в группу, увидела на столе письмо. Я сейчас вам прочитаю его.

Приходит телеграмма от Обезьянки: «Дорогие дети, я приглашаю вас в путешествие к острову Чудес на поиски сокровищ. В пути вас ждут интересные задания. Вы должны будете показать свои знания, умения, сообразительность. Желаю удачи. Карта с маршрутом путешествия находится в конверте».

Воспитатель: Давайте достанем карту и повесим ее на видное место. Ну что ребята, отправимся в путешествие?

Дети: Да.

Воспитатель: А чтобы узнать на каком транспорте мы отправимся, нужно выполнить задание.

Проблемная ситуация: Чтобы выбрать транспорт, мы проведем графический диктант и поймем, на чем мы отправимся в путешествие. Мы с вами будем рисовать по клеточкам под мою диктовку. На листочке у каждого стоит красная точка. От этой точки будем работать дальше:

1 клеточка вправо , 1 вниз, 1 вправо, 1 вниз,1 вправо, 1 вниз,1 вправо, 1 вниз,3 влево,1 вниз,5 вправо, 1 вниз,1 влево, 1 вниз, 1 влево, 1 вниз,6 влево, 1 вверх, 1 влево, 1 вверх, 1 влево, 1 вверх, 4 вправо, 8 вверх, 2 вправо, 1 вниз, 2 влево.

Воспитатель: Вижу, у всех получились кораблики, мы отправляемся в путь.

Воспитатель: Вот мы приплыли к первому острову. Какой он формы? А цвета?

Дети: Треугольной, зеленого цвета.

Воспитатель: Правильно. Послушайте, какие задания нас ждут на этом острове.

  1. Вспомнить порядковый счёт от 1 до 10.
  2. Вспомнить обратный счёт от 10 до 1.
  3. Посчитайте от 5 до 9, от 3 до 7.
  4. Посчитайте от 9 до 4, от 8 до 2.
  5. Угадай число, живущее между числами 4 и 6, 5 и 7, 8 и 10.
  6. Какое число больше 4 или 5, 2 или 8.
  7. Какое число меньше 3 или 6, 9 или 7.
  8. Назовите соседей чисел 5,8,3…

Воспитатель: Молодцы! Справились с первым заданием. Поплывём на следующий остров. И вот мы приплыли на второй остров.
Какой он формы? А цвета?

Дети: Квадратной, синего цвета.

Воспитатель читает вопросы, дети отвечают.

  1. Какой сегодня день недели?
  2. Какой вчера был день недели?
  3. Какой завтра день недели?
  4. Сколько всего дней в неделе?
  5. Какой день идёт после вторника?
  6. Как называется пятый день недели?
  7. Как называются выходные дни?
  8. Сколько времён года?
  9. Какое время года наступает после зимы?
  10. Какое время года наступает после лета?
  11. Назовите лишнее слово в ряду слов:
    1. зима, среда, весна, лето, осень;
    2. один, два, три, круг, четыре, пять;
    3. плюс, минус, пятница, равно;
    4. круг, квадрат, декабрь, многоугольник.
  12. Сколько частей в сутках?

Воспитатель: Молодцы, плывём дальше.

Воспитатель: А вот ещё один остров. Какой формы? А цвета?

Дети: Круглой, желтого цвета.

Воспитатель: На этом острове нас ждут интересные задания, и я думаю, что мы с удовольствием с ними справимся.

Поиграем в игру? Я вам буду задавать вопросы, а ответ на вопросы вы мне будете показывать карточкой с цифрой. Самое главное условие - говорить в этой игре нельзя, можно только показывать карточку.

- Сколько пальцев на правой руке?

- Сколько глаз у светофора?

- Сколько носов у двух собак?

- Сколько ушей у двух мышей?

- Сколько хвостов у двух котов?

- Все верно, показали. Молодцы.

Воспитатель: У какой фигуры 3 угла, 3 стороны?

Дети: У треугольника.

Воспитатель: У какой фигуры противоположные стороны одинаковые?

Дети: У прямоугольника.

Воспитатель: У какой фигуры все стороны равны?

Дети: У квадрата.

Воспитатель: У какой фигуры нет углов?

Дети: У круга и овала.

Воспитатель: Молодцы!

Воспитатель: Плывём дальше.

Физкультминутка: «Как приятно в речке плавать!»

Как приятно в речке плавать!
Берег слева, берег справа.
(Наклоны влево и вправо.)
Речка лентой впереди.
(Потягивания - руки вперёд.)
Сверху мостик - погляди.
(Потягивания - руки вверх.)
Чтобы плыть ещё скорей,
Надо нам грести быстрей.
Мы работаем руками.
Кто угонится за нами?
(Плавательные движения.)
А теперь пора нам, братцы,
(Руки в замок за шеей)
На песочке поваляться.
Мы из речки вылезаем
(Ходьба на месте.)
И на травке отдыхаем.

Воспитатель: Пока мы отдыхали, подплыли к следующему острову. Какой формы? А цвета?

Дети: Овальной, красного цвета.

Воспитатель: Ребята, на этом острове живут математические знаки. Какие знаки вы знаете?

Дети: Плюс, минус, больше, меньше, равно.

Воспитатель: Правильно. Послушайте задание: по очереди будете выходить к доске, на доске написаны цифры, вам нужно будет поставить такой математический знак, чтобы получился правильный ответ. И объяснить, почему именно этот знак вы выбрали.

5 8

10 7

9 1

6 2

8 8

4 4

2 7

9 5

Воспитатель: Молодцы, справились с заданием. Покидаем этот остров и смотрим по карте, какой по цвету следующий остров.

Дети: Прямоугольной, коричневого цвета.

Воспитатель:

1.

Четыре гусёнка и двое утят
В озере плавают, громко кричат.
А ну, посчитай поскорей -
Сколько всего в воде малышей?

Воспитатель: Как получилось число 6? Выложите при помощи карточек с числами и знаков на столе, решение и ответ загадки. (2+4=6)

2.

Семь малюсеньких котят
Что дают им, всё едят,
А один - добавки просит
Сколько всех котяток? (8)

Воспитатель: Как получилось число 8? Выложите при помощи карточек с числами и знаков на столе, решение и ответ загадки (7+1=8)

3.

Ёжик по лесу шёл,
На обед грибы нашёл.
Два - под берёзой, три - под осиной
Сколько их будет в плетёной корзине? (5)

Воспитатель: Как получилось число 5? Выложи при помощи карточек с числами и знаков на столе, решение и ответ загадки (2+3=5)

Воспитатель: Молодцы, вы отгадали все загадки. Следующий остров, какой формы и цвета?

Дети: Трапеция, оранжевого цвета.

Воспитатель: Ребята, при выполнении этих заданий будьте очень внимательны!

  • нарисуйте прямую линию,
  • нарисуйте отрезок и измерьте его,
  • нарисуйте треугольник внутри его знак плюс,
  • нарисуйте квадрат и разделите на 4 части.

Воспитатель: Молодцы, и с этим заданием справились. Следующий остров, какой формы и цвета?

Дети: Ромба, фиолетового цвета.

Воспитатель: отсчитайте, пожалуйста четыре палочки и сделайте квадрат, затем еще три и сделайте еще квадрат.

  1. Сколько палочек отсчитали?
  2. Сколько квадратов получилось?
  3. Отсчитайте три палочки и сделайте треугольник.
  4. Отсчитайте две палочки и сделайте еще один треугольник.
  5. Сколько треугольников получилось?

Возьмите 8 треугольников и сделайте из них дом, используйте все детали, прикладывая, их друг к другу.

Воспитатель: Молодцы, справились и с последним заданием. Наше путешествие подошло к концу. Ребята, нам обезьянка оставила сундук. Давайте его откроем. Посмотрите, какие раскраски.

Воспитатель: Ребята, вам понравилось наше путешествие? Что нового вы сегодня узнали? Какие задания с вами выполняли? Какие задания вам понравились? Все ли выполняли правильно? Какие задания были трудные?

Воспитатель: Мне очень понравилось, как вы сегодня выполняли задания.