Конспект внеклассного мероприятия "Космический квест". 4-й класс

Разделы: Внеклассная работа

Класс: 4


Интерес к Космосу пробуждается у человека весьма рано, загадки Вселенной будоражат воображение всегда, с раннего детства до старости. Космонавтика прочно вошла в нашу повседневную жизнь и принесла человечеству много преимуществ.

Разработанный конспект классного часа «Космический квест» поможет обобщить и систематизировать представления детей о космосе, солнечной системе, будет способствовать развитию речи, памяти, мышления, наблюдательности, воображения, творческих способностей.

Детям предоставляется возможность «погружения» в интересный для них материал. Узнавая новое, размышляя над тем, что уже вошло в их опыт, дети учатся выражать свое отношение к происходящему. Играя, они представляют себе взрослую ситуацию: превращаются в космонавтов. В таких играх могут решаться самые различные задачи - от психологических до познавательных. Путешествуя, дети помогают своим друзьям, выручают кого-либо из беды, узнают интересные факты.

Цели: создать условия для расширения представлений детей о космосе, Солнце, Солнечной системе, звездном небе, о планетах Солнечной системы; закрепление знаний о планете Земля; развитие логического мышления; воспитание активности, желания узнать что-нибудь новое о нашей планете, Родине.

Предполагаемый результат. Материал классного часа позволит сформировать у детей более точные представления об отечественной космонавтике. Дети узнают об ученых и исследователях в области космологии. Данный проект позволит развить творческую активность детей и родителей, воспитать патриотические чувства у ребенка, эмоциональное, ценностное отношение к людям, работа которых связана с освоением космоса, а так же желание быть смелым, сильным и выносливым.
Оборудование: рисунки к теме, название команд, презентация, высказывания о космосе учёных.

На доске афоризмы:

  • Открылась бездна звезд полна. Звездам числа нет, бездне - дна. (М.В.Ломоносов)
  • Человечество не останется навечно, на Земле, но в погоне за пространством, сначала робко проникнет за пределы атмосферы, а затем завоюет себе все околосолнечное пространство. (К.Э.Циолковский)

Вид занятия: игровая программа с элементами путешествия.

Ход занятия

1. Организационная часть

1 ведущий: 12 апреля 1961 года, ровно 60 лет назад, Юрий Гагарин на космическом корабле "Восток" совершил первый в истории человечества полет вокруг орбиты Земли. Полет длился 108 минут. И эти неполные два часа перевернули ход науки! То, что раньше считалось невероятным, стало явью. Это все равно, что вы, дети, увидели бы воочию волшебство!

События тогда развивались живо: первая женщина в космосе, первый выход в открытое космическое пространство, первые астронавты на Луне, первая стыковка космических кораблей, первая универсальная ракетно-транспортная система, первая орбитальная станция. Профессия космонавт стала обычным явлением. Но земляне ежегодно празднуют 12 апреля Всемирный день космонавтики. День, когда мечты человека о полете к звездам сбылись.

Сегодня только у нас и только для вас проводится игра «Космический квест». Мы так назвали ее потому, что она посвящена звездам и полетам к ним. Люди давно мечтали об этом. Сегодня космические полеты уже действительность. Значит, и мы с вами тоже совершим космическое путешествие. Пусть оно сказочное, но, может быть, для кого-то из вас оно станет первым шагом на пути к звездам.

2 ведущий: Итак, в наше космическое путешествие собрались три экипажа космонавтов на своих космических кораблях. Но они еще не имеют названий, поэтому сейчас предложим космонавтам первое задание: придумать название для своей ракеты, но такое, которого еще не было ни у одного космического корабля.

Пока «космонавты» думают, зрителям предлагаем игру «Космическая азбука». За каждый правильный ответ зритель получает «звезду». Свои «звезды» вы сможете отдать любимой команде и пополнить их счёт.

Космическая азбука

Буква

Определение

Ответ

А

Наука о звездах

Астрономия

Б

На эту букву начинается название космодрома

Байконур

В

Название планеты Солнечной системы

Венера

Г

Составление по звездам пророческого описания жизни человека

Гороскоп

Д

Созвездие Зодиака

Дева

(После того, как названо слово, приводится краткая характеристика-информация относительно определенной космической темы или объекта).

1 ведущий:Через несколько минут мы продолжим нашу азбуку, а сейчас узнаем, как же называются корабли, принимающие участие в нашей космической экспедиции. (Объявляются названия кораблей и в юмористической форме представляют членов экипажей).

А сейчас небольшая разминка. Каждой команде нужно дружно дополнить последнюю строчку рифмой:

Ни зонд, ни корабль, ни ракета
Не сядет на эту планету:
В туман, как в пуховый свитер,
Окутан гигантский ... (Юпитер)

У этой планеты есть тезка:
Живет он не в царстве заморском -
Не царства морского колдун.
Планета зовется ...(Нептун)

Вдали от страстного Солнца
Планета, надев кольца,
Кружится, как в платье ажурном.
Зовут её люди ... (Сатурном)

- Дети, что такое, по-вашему, космос? Космос-это пространство, которое окружает со всех сторон нашу планету Земля. Когда и как возник космос не известно, но ученые считают, что это был огромный взрыв, в результате которого и возникли звезды, планеты.

2 ведущий: А теперь ВНИМАНИЕ: всем пристегнуть ремни, проверить шлемофоны!

Но прежде чем отправиться в космос отгадайте загадку:

Что нас в космос на планеты
Быстрее всех доставит? (Ракета)

- Молодцы! Верно, мы с вами будем путешествовать на ракетах. Обратный отсчет: девять, восемь, семь, шесть, пять, четыре, три, два, один…поехали!

II. Основная часть

I тур

Каждый будущий космонавт должен хорошо знать историю развития космонавтики, поэтому на первой остановке предлагаем следующие вопросы.

1 ведущий:

  1. Назовите фамилию первого космонавта Земли.
  2. Назовите Генерального конструктора первых космических кораблей.
  3. Какая фамилия у первой женщины-космонавта?
  4. Кто из космонавтов первым вышел в открытый космос?
  5. Женщина-космонавт, которая первой вышла в открытое космическое пространство?
  6. Назовите основателя научной космонавтики, автора первых чертежей космических кораблей.

На доске развешены портреты и приведены варианты ответов:

  1. К.Э. Циолковский
  2. Ю.А. Гагарин
  3. С. Савицкая
  4. С. П. Королёв
  5. В. Терешкова
  6. А. Леонов

- Среди этих выдающихся людей есть особый человек. Константин Эдуардович Циолковский родился в 1857 году в Рязанской губернии. Все его мысли и идеи были направлены на освоение космического пространства. Именно он выдвинул идею использования ракет для полетов в космос, поднимал вопросы выживания человека в невесомости при длительных полетах. Это был ученый, который значительно опередил время своими идеями, почти все они сбылись в будущем. В нашем городе в честь него названа улица, есть памятник, сохранился дом, в котором проживала семья.

Предоставим возможность нашим игрокам передохнуть после такой тренировки, а со зрителями продолжим «Космическую азбуку»:

Буква

Определение

Ответ

З

Назовите планету и скажите, какой по счету она расположена от Солнца

Земля

И

Имя юноши, который, согласно легенде, смастерил крылья из перьев птиц, скрепил их воском. Взлетел юноша в синюю высь небес, но Солнце растопило воск, перья рассыпались, и смельчак упал и погиб в море

Икар

К

С этой буквы начинается название космического тела, а еще фамилия великого польского ученого - астронома

Комета, Коперник

Л

Естественный спутник Земли

Луна

М

Эту планету назвали по имени древнеримского бога войны

Марс

II тур

2 ведущий. - Проверим, как будущие космонавты разбираются в космической технике. Вы получаете карточки, нужно стрелочками установить соответствие.

Вопрос:

  1. Как назывался космический корабль, на котором совершил полет Ю.Гагарин? ("Восток")
  2. Какое название орбитальной станции вы знаете? ("Мир")
  3. Какой тип двигателя устанавливается на ракетах-носителях? (реактивный двигатель)

Варианты ответов на доске:

  1. "Восход".
  2. Реактивный двигатель.
  3. Двигатель внутреннего сгорания.
  4. "Восток".
  5. "Мир".
  6. Паровая турбина.

III тур

- А теперь проверим наших «космонавтов» на точность и ловкость в игре «Кольца Сатурна», начинается III тур.

Правила игры:

1 этап. Игроки бросают кольца по очереди с расстояния 3-4 шагов. Кольца должны попасть на кегли. Каждый меткий бросок приносит «звезду», у каждого игрока три попытки.

2 этап. Команда становится в шеренгу на расстояние вытянутой руки. По команде каждый игрок должен надеть обруч через голову, снять его через ноги и передать следующему игроку. Самая быстрая команда получает 3 звезды, вторая - 2 звезды и последняя - 1 звезду. Игру начинаем по команде: «Три, два, один - старт!»

1 ведущий: - Наши игроки размялись, а зрителям тоже пора взбодриться (физминутка).

Начинаем тренировку,
Чтобы сильным стать и ловким!
И сейчас мы с вами, дети,
Улетаем на ракете.
(стойка на носках, руки вверх, ладони образуют купол ракеты.)
Тренируем наше тело,
Чтоб пилотом стать умелым.
(в прежнем положении делаем наклоны в стороны, вперед, назад)
Аккуратно приседаем,
Тренировку завершаем.

Летим дальше, впереди IV тур.

IV тур

2 ведущий: - Мы готовы к дальнейшему путешествию? Скажите, что такое метеориты?

Бывает, что из космоса на Землю падает кусок камня или металла. Он называется метеоритом. Если он не долетает до поверхности Земли, а сгорает в атмосфере, его называют метеором. Каждые сутки на земную атмосферу попадает 4400 кг метеоров, а метеоритов - на 1100 кг больше.

Самый тяжелый метеорит - Гоба. Его масса около 66 тонн.

А вот комета, небесное тело, состоит из замороженной воды и газа, которые смешаны с частицами пыли и камня.

Игра «Метеоритный дождь». Найдите в каждой группе слово - метеор (которое не подходит по признакам группы):

  1. ракета, спутник, луноход, трактор.
  2. Солнце, Сатурн, облако, Земля.
  3. Спутник, звезда, комета, планета.
  4. Ю.Гагарин, А.Леонов, В.Терешкова, Никита.
  5. спутник, вертолет, корабль «Союз», ракета.
  6. морская звезда, елочная звезда, звезда на погоне, звезда в небе.
  7. штурвал, рак, рыбы, весы.
  8. увеличительное стекло, микроскоп, глобус, телескоп.
  9. 7, 12, 365, 76.

Пока игроки выполняют задание, со зрителями продолжим «Космическую азбуку»:

Буква

Определение

Ответ

Н

Название планеты Солнечной системы

Нептун

О

Путь, по которому движется планета

Икар

П

Название звезды, по которой ночью ориентируются на местности

Полярная

Р

Устройство, выводящее на орбиту космические корабли

Ракета-носитель

С

Ближайшая к Земле звезда

Солнце

- Солнце - это огромная звезда, что значительно больше нашей планеты. На ней нет жизни. А знаете ли вы, что температура Солнца на поверхности приблизительно 5000 градусов по Цельсию, а в середине - в несколько сот раз больше! Еще в древности люди поняли, что без Солнца не было бы жизни на Земле. Древние греки называли Солнце богом Гелиосом, а наши предки славяне - Ярилом.

V тур

1 ведущий: - Солнечная система - это планеты, которые движутся вокруг Солнца. Я сейчас вам прочту стихотворение, а вы мне скажете, какие планеты вместе с Землей входят в Солнечную систему.

Там Венера и Меркурий
И еще шесть братьев хмурых.
Марс, Юпитер и Сатурн
И Плутон, Уран, Нептун.

- Так сколько планет входит в Солнечную систему? Кстати, Плутон в данный момент перенесен в разряд карликовых планет Солнечной системы из-за малого размера. Вызывает повышенный интерес ученых.

- А сейчас мы с вами поиграем в игру «Назови планету». Перед вами развешены рисунки планет, и разбросаны их названия. Вам нужно правильно назвать планету и возле рисунка приклеить ее название.

А теперь для всех, кто участвует в игре, предлагаем традиционный конкурс: составьте как можно больше слов из букв, входящих в слово КОСМОНАВТИКА. Количество одинаковых букв не должно превышать их количество в данном слове. Время - 1 минута.

III. Заключительная часть

2 ведущий: - Мы уже долго путешествуем с вами по космическим просторам. Но каким бы ни было путешествие захватывающим, пора возвращаться на родную Землю. Думаю, любой космонавт через некоторое время хочет порадоваться солнечному дню, голубому небу, капле дождя и радуге, ласковым морским волнам или крепкому морозцу и снегу. Мир на планете Земля настолько велик и разнообразен, что в нем для каждого есть укромный уголок. А вот и долгожданная Земля.

Наступает миг - пора!
Наконец вся детвора
Из полета возвратилась
И на Землю приземлилась!

Подведение итогов. Рефлексия.

- Скажите, что нового вы для себя узнали?

- Как зовут первую женщину-космонавта?

- Назовите фамилию ученого, занимавшегося проблемами освоения космоса?

- Что такое Солнечная система?

- Какие планеты входят в Солнечную систему?

(Подводим итоги игры, объявляем и поздравляем победителей, отмечаем детей, принимавших самое активное участие в соревнованиях зрителей).

Творческое домашнее задание для детей. Подобрать вопросы для букв из «Космической азбуки», которые не принимали участие в конкурсах (т, у, ф, х. ц, ч, ш, э, ю, я).

Литература

  1. Аксёнова М., Володин В., Дурлевич Р. Энциклопедия для детей, астрономия. - М.: Аванта, 2013.
  2. Узорова О.В., Нефедова Е.А. Праздники в начальной школе. 1-4 классы. - М.: АСТ, 2003.
  3. Андреева О. Ролевая игра: как ее спланировать, организовать и подвести итоги // Школьное планирование. - 2010. - № 2.

Интернет-ресурсы

  1. Достопримечательности мира [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://cattur.ru/africa/namibia/meteorit-goba.html
  2. https://smartshopper.ru/product/nakleika-oranzhevyislonik-interernaia-solnechnaia-e58202aa50e40f36
  3. https://russian.alibaba.com/wholesale
  4. https://normpost.ru/tag/%D0%93%D0%BE%D0%B1%D0%B0/
  5. https://www.youtube.com/watch?v=_lDhkEqSTbA
  6. https://картинки-для-срисовки.рф/srisovka/kometa-s-hvostom/
  7. https://silamira.ru/istoriya-yuriya-gagarina/