Работа по сохранению и развитию родного языка.
Цель: Приобщение к истокам национальной культуры, традициям, быту народов, населяющих Республику Татарстан.
Задачи: сформировать представления о народных праздниках наших предков, о его истории и значении в жизни народа. Развивать интерес к быту и культуре мусульманских народов. Воспитывать межнациональную дружбу. Создать праздничную атмосферу.
Предварительная работа:
- Беседа с детьми о происхождении и значения праздника «Навруз-Бәйрәм».
- Знакомство с народами который отмечают праздник «Навруз-Бәйрәм»: рассматривание иллюстраций - национальные костюмы, изделия татарской кулинарии, художественно-прикладное искусство.
- Разучивание песенного репертуара, стихотворений, танцев и музыкальных игр.
Оборудование: Интерактивная доска, картинки с изображением примет весны, картинки - гнёзда птиц, аудиозаписи с голосами птиц, коромысла с ведрами, маленькие разноцветные мячи, разные по цвету стаканчики для 2-х групп, музыкальные инструменты - колокольчики, макет тюльпанов для выкладывания орнамента, маленькие тюльпаны на втулках по количеству детей.
Ход занятия
(Под татарскую музыку дети заходят в зал и выстраиваются вдоль стульчиков)
Ведущий: Исәнмесез, балалар! Хәерле көн! Сегодня мы собрались отмечать праздник Навруз. А чтообозначает праздник "Навруз"(ответы детей)
- Слово «Навруз» означает «новый день».
- Навруз - это пробуждения природы,
- Навруз - это наступления тепла и начало весенних полевых работ.
- Навруз - это праздник урожая, людей труда, мирной жизни.
- Навруз - это гимн родной природе, праздник всеобщего согласия.
(Дети рассаживаются на стульчики)
Ведущий: - А хозяйкой этого праздника является Навруз бика.
Нәүрүз котлы булсын!
Нәүрүз бәйрәме башланды, ә Нәүрүз бикә юк! Әйдәгез әле балалар, без аның турында шигырь сөйлик, бәлки ул килептә җитәр.
Праздник начинается, а хозяйки-то нет. Ребятки, давайте позовем ее красивыми стихами.
1 ребенок:
Нәүрүзкилә, Нәүрүз!
Бу тәмлесүз
Яз дигән сүз
Яшлек дигән сүз!
2 ребенок:
Хуш киләсең, гүзәлНәүрүз! -
Язгы яңа елыбыз,
Яңа елда туры булсын,
Нурлы булсын юлыбыз!
Еракларга яңгырасын
Бүген дәртле җырыбыз.
3 ребенок:
Когда приходит к нам Навруз, цветут сады, цветут поля.
Когда приходит к нам Навруз, весною дышит вся земля!
Когда приходит к нам Навруз, звучат и музыка, и смех
Поздравления принимаем и сами поздравляем всех!
4 ребенок:
Ты приди скорей, весна,
По тебе скучаем.
С песней, музыкой, стихами
Мы тебя встречаем!
5 ребенок:
Яз килде, кояш көлде,
Дөньяга ну рбөркелде.
Уянды бар агачлар,
Куанды алмагачлар.
(Дети выходят в полукруг и исполняют песню «Язҗитә» (сл. Ф.Карима, муз. Дж. Файзи)
1.
Кояш көлеп карый безгә,
Күзләр чагыла.
Елгалардан бозлар ага
Диңгез ягына.Яз, яз, язҗитә,
Тәрәзәне ачтылар.
Тып-тып, тып-тып, тыпитә
Эре-эре тамчылар.
2.
В небе синем тучки тают,
Теплые деньки.
Солнце землю согревает,
Гонит лед с реки.
Яз, яз, язҗитә,Тәрәзәне ачтылар.
Тып-тып, тып-тып, тыпитә
Эре-эре тамчылар.
Ведущий:
будем праздник продолжать и Навруз бикэ встречать.
А что дарит нам весна - узнать поможет нам игра!
Игра «Что нам дарит весна». Уен "Сүзне дәвам ит"
(Дети выбирают кубик с картинками «приметы весны», несут до стола и ставя называют приметы на татарском и на русском языках, например кояшлы- солннечно, март ае - месяц март….)
Ведущий:
Что за волшебница Весна!
Откуда в ней так много силы?
Едва очнувшись ото сна
Она природу разбудила.
Пока Навруз бикә мы ждём, пословицы и поговорки по картинам назовём!
(На интерактивной доске появляются картинки, дети называют на двух языках пословицы и поговорки)
- Каз килсә- яз килә.
- Апрель туса- яз була.
- Яз җитсә чебенгә дә җан керә
- Язгы көн ел туйдыра
- Язның байлыгы- кояш,
Көзнең байлыгы- уңыш.
- Видишь скворца, знай, весна у крыльца!
- Март - с водой, апрель - с травой, а май - с цветами.
- Весной даже трухлявый пень расцветает.
- Весна - зажги снега, заиграй овражки.
- Посеешь в пору - соберешь зерна с гору.
Ведущий: Весна идёт и пернатых друзей за собой ведёт!
1 ребенок:
Мондый кошлар кайттылар:
Күке, казлар, аккошлар,
Сандугачлар, песнәкләр,
Ябалаклар, ләкләкләр,
Кара карга, тургайлар,
Сыерчыклар, чыпчыклар,
Карлыгачлар, торналар.
Барыгыз да булганнар,
Барыгыз да уңганнар.
2 ребенок:
Весна идёт, Весна идёт!
На дорогах лужи,
Стали птицы песни петь
После зимней стужи.
Игра "Узнай птицу по голосу и найди ее гнездо"
(прослушивается аудиозапись с голосами птиц, дети берут изображение птицы и определяют ее изображение ее «гнезда» прикрепляют)
Ведущий: Ребята, вам нужно узнать по голосу птиц(аист, скворец, ласточка, грач, соловей, жаворонок, журавль) и найти ее гнездо
Ведущий: Давайте поможем нашим птицам спеть весеннюю песню, и тогда Навруз бикә услышит и придёт!
Оркестр с колокольчиками и музыкальными глиняными птицами
(Появляется Убырлы)
Убырлы: Здравствуйте, друзья! Опять меня красивую на праздник не позвали. Все о Навруз говорите. А я её спрятала, ни за что не найдете!
Ведущий: Ой, ребята, что же нам делать? Как освободить нашу Навруз? А мы сейчас Кыш бабая позовем, он тебя вмиг заморозит.
Убырлы: Ой, простите меня, старушку древнюю. Забыла я, куда Навруз спрятала. Может, у моего родственника Шурале спросим. Эй, Шурале, мой друг, иди сюда. Почему ты такой грустный?
Шурале: Замерз совсем! Жду не дождусь, когда Навруз придет и тепло будет.
Убырлы: Далась тебе Навруз! Я же её спрятала. А куда не помню.
Шурале: Вспоминай быстрей. Ну, что, вспомнила? Вспоминай быстрей, сил нет, сильно замерз.
Убырлы: А, пусть дети с нами поиграют, и ты Шурале согреешься, и я вспомню, где Навруз.
Ведущий: Ребята, давайте поиграем в игры:
Игры-эстафеты
1. «Передай яйцо» (дети делятся на две команды, первый берет яйцо-мячики передает из своего стаканчика в стаканчик соседа, последний кладет его в ведро)
2. «Капчыккиеп, йөгерү», «Бег в мешках» (соревнуются мальчики)
3. «Бег с коромыслом»(соревнуются девочки)
4. «Танец с картошкой» (дети встают парами и зажимают между лбами картошку и танцуют под татарскую музыку)
5. «Найди пару» (дети встают в круг, ведущий-ребенок под татарскую музыку, танцуя, бежит по кругу и останавливается перед ребенком, тот бежит за ним, и так все по очереди. Музыка закончилась, дети должны найти пару, оставшийся без пары - ведущий)
Шурале: Убырлы, ты вспомнила, где Навруз? А то я опять начинаю мёрзнуть!
Убырлы: ну, почти! Навруз бике встречают, а татарский язык то они знают?
Ведущий: а, как же! Задавай свои вопросы!
- Как будет весна по-татарски? (Яз)
- А зима? (Кыш)
- Дед Мороз? (Кыш бабай)
- Каша? (Ботка)
- Суп? (Аш)
- Снег? (Кар)
- Яблоко? (Алма)
- Медведь? (Аю)
- Кукла? (Курчак)
- Книга? (Китап)
- Тетрадь? (Дәфтәр)
Убырлы: ну, и удивили, так уж и быть скажу. Нужно сказать волшебные слова, она и появится. Навруз, Навруз, Навруз мөбарак булсын!
(дети зовут хором, появляется Навруз, в руках корзина с цветами).
Навруз: Исәнмесез, балалар!
Агым сулар кичтем мин, сезгә килеп җиттем мин.
Нәуру зәйтеп үттем мин, Нәүрүз мөбарәк булсын!- Здравствуйте, мои друзья! Я дочь весны - Навруз.
Всех поздравляю с праздником Навруз.
Шурале: здравствуй, дочь весны Навруз! Наконец-то ты пришла и тепло с собою принесла!
Навруз:
Я пришла издалека,
Из страны Весны.
Где зелёные луга,
Где растут цветы.
Приколола их на платье,
В ленточки вплела.
А самые красивые
В подарок принесла.
Танец с цветами
1 ребенок:
Навруз надела свой наряд,
Он весь тюльпанами расшит.
Цветы алеют как заря,
Пчела за медом к ним спешит.
Сияют зеркала - пруды -
Как будто небо надо мной.
Навруз, какая радость ты!
Как ты прекрасен, край родной!
Ведущий:
Тюльпаны в руки мы возьмём
И будем с ними танцевать.
Тюльпан волшебный соберём
Чтоб в дар Навруз тебе воздать
Игра «Составь тюльпан»
(дети берут приготовленные тюльпаны на втулках и поочередно собирают на большой макет тюльпана)
Навруз: За эти чудные стихи хочу поблагодарить и в праздник солнца и весны, всех в хоровод вас пригласить!
Песня Веснянка
Ведущий: Вот и встретили мы с вами праздник Навруз. Пели, плясали, играли, пора и честь знать.
Весеннее солнце
Не прячься, свети!
Пришла к нам весна
Татарстан наш, цвети!
Навруз, Шурале, Убырлы:
Ну, а нам весело было у вас детвора, но нам в лес пора.
Сау булыгыз!