Цели урока: познакомить учащихся с терминами синонимы, омонимы, их роли в достижении точности, информативности и выразительности речи; расширить словарный запас учащихся; развивать навыки устной и письменной речи.
Планируемые результаты: учащиеся научатся различать оттенки значений синонимов и омонимов; аргументированно отвечать, доказывать свое мнение, договариваться, приходить к общему мнению, сотрудничать с учителем и одноклассниками; анализировать, делать выводы, сравнивать.
Ход урока
1. Организационный момент
На слайде пословица: «В одиночку не одолеешь и кочку».
- Ребята, посмотрите на слайд, прочитайте то, что здесь написано, подумайте: что это? (Пословица).
- Подумайте и попробуйте объяснить ее смысл. (Одному человеку не легко, а вместе - любая работа по силам).
- Замечательно. Вот мы сегодня то командами, то парами, а то и все вместе будем трудиться на уроке.
2. Актуализация знаний
- Давайте вспомним, о чем мы говорили на предыдущих уроках? (о способах проверки орфограмм слабых позиций).
- Какие способы проверок орфограмм слабых позиций вы знаете? (1 - проверка по сильной позиции, изменяя слово и подбирая проверочное;
2 - проверка по словарю; 3 - проверка по правилам, которые мы знаем).
- А если нельзя проверить орфограммы слабых позиций ни одним из этих способов то, что вы делаете? (пишем слово, пропуская орфограмму).
- Давайте поработаем командами, посоревнуемся:
- 1 ряд - первая команда;
- 2 ряд - вторая команда;
- 3 ряд - третья команда.
Каждая команда получает карточку со словами. Вы по очереди вписываете пропущенные буквы (каждый по одному слову) и передаёте карточку дальше. Чья команда быстрее, а самое главное - правильно выполнит задание, та команда и победила.
Карточка для 1-го ряда
|
Карточка для 2-го ряда |
Карточка для 3-го ряда |
ГР…ЗА
|
Р…ДЫ
|
М…СТЫ
|
3. Самоопределение к деятельности
- Сейчас мы с вами отправимся в небольшое путешествие. Побываем в гостях у слов - близнецов и слов - братьев. Подумайте и скажите, а что это могу быть за слова? А вот как называются эти слова вы узнаете из нашего путешествия.
4. Работа по теме урока
1. Омонимы
- Давайте с вами внимательно прочитаем небольшое стихотворение
Много разных есть ключей:
Ключ - родник среди камней,
Ключ скрипичный, завитой,
И обычный ключ дверной.
- Что интересного вы заметили в словах? (Слово одно, а значения разные).
- А теперь прочитайте и скажите, какие значения есть у слов из следующего стихотворения?
Суслик выскочил из норки
И спросил у рыжей Норки:
- Где вы были? - У Лисички?
- Что вы ели там? - Лисички!
- А теперь попробуйте вставить пропущенные слова в стихотворении.
В море суши полоса
Называется коса.
И у девушки _____
Цвета спелого овса.
На траве лежит роса -
Косит травушку _____
У меня один вопрос
Сколько есть на свете ____ ?
- Посмотрите на рисунки. Все эти слова, ребята, как видите, пишутся и произносятся одинаково, но имеют различные значения. Такие слова - близнецы называются омонимами.
2. Синонимы
- А мы с вами отправляемся дальше к словам-братьям.
В русском языке есть много слов разных по звучанию, но обозначающих одно и то же.
Например, слова малыш и ребенок, путь и дорога, холод и мороз. Звучат и пишутся они по-разному. Зато «работа» у них почти одинаковая: оба называют одно и то же. Такие слова называют синонимами.
Попробуйте сами привести примеры слов - синонимов.
- Давайте поработаем по карточкам. Вам нужно к каждому слову первого столбика подобрать близкие по смыслу слова, то есть слова - синонимы, из второго столбика и соединить их стрелкой между собой.
алфавит |
грязнуля |
огонь |
отважный |
шалун |
скакать |
неряха |
азбука |
несложный |
пламя |
прыгать |
озорник |
бросать |
простой |
смелый |
кидать |
- Закончили работу. Обменялись карточками с соседом по парте и проверьте друг у друга задание. Оцените правильность выполнения работы. Если работа выполнена верно, без ошибок, то поставьте - «!»; если допустили 1 - 2 ошибки, то поставьте - «+»; в задании 3 и больше ошибок, поставьте - «-».
5. Физкультминутка
6. Закрепление изученного материала
Работа по учебнику (парами).
- Откройте учебники, упражнение 220 на странице 168. Прочитайте задание.
Поработайте парами устно. Обсудите, какое слово и куда нужно поставить. Прочитайте текст со словами, которые вы вставили. Подумайте, как называются эти слова? (Синонимы)
- Запишите первое, второе и третье высказывание в тетрадях.
- Подчеркните слова - синонимы.
7. Подведение итогов урока
- Вот и закончилось наше путешествие. У каких слов мы сегодня гостили?
- Какие слова называют омонимами? (Слова, у которых одинаковое написание, но разное значение).
- Какие слова называют синонимами? (Слова, у которых разное написание, но означают они одно и тоже).
- Для чего нужно знать и употреблять в речи омонимы и синонимы? (Для разнообразия речи, чтобы речь становилась более точной, эмоциональной).
8. Домашнее задание
Упражнение 221 на странице 169.
Все сегодня молодцы! Всем спасибо!