Синонимы и омонимы. Общее представление

Разделы: Начальная школа

Класс: 2

Ключевые слова: русский язык, омонимы, синонимы


Цели урока: познакомить учащихся с терминами синонимы, омонимы, их роли в достижении точности, информативности и выразительности речи; расширить словарный запас учащихся; развивать навыки устной и письменной речи.

Планируемые результаты: учащиеся научатся различать оттенки значений синонимов и омонимов; аргументированно отвечать, доказывать свое мнение, договариваться, приходить к общему мнению, сотрудничать с учителем и одноклассниками; анализировать, делать выводы, сравнивать.

Ход урока

1. Организационный момент

На слайде пословица: «В одиночку не одолеешь и кочку».

- Ребята, посмотрите на слайд, прочитайте то, что здесь написано, подумайте: что это? (Пословица).

- Подумайте и попробуйте объяснить ее смысл. (Одному человеку не легко, а вместе - любая работа по силам).

- Замечательно. Вот мы сегодня то командами, то парами, а то и все вместе будем трудиться на уроке.

2. Актуализация знаний

- Давайте вспомним, о чем мы говорили на предыдущих уроках? (о способах проверки орфограмм слабых позиций).

- Какие способы проверок орфограмм слабых позиций вы знаете? (1 - проверка по сильной позиции, изменяя слово и подбирая проверочное;
2 - проверка по словарю; 3 - проверка по правилам, которые мы знаем).

- А если нельзя проверить орфограммы слабых позиций ни одним из этих способов то, что вы делаете? (пишем слово, пропуская орфограмму).

- Давайте поработаем командами, посоревнуемся:

  • 1 ряд - первая команда;
  • 2 ряд - вторая команда;
  • 3 ряд - третья команда.

Каждая команда получает карточку со словами. Вы по очереди вписываете пропущенные буквы (каждый по одному слову) и передаёте карточку дальше. Чья команда быстрее, а самое главное - правильно выполнит задание, та команда и победила.

Карточка для 1-го ряда

Карточка для 2-го ряда

Карточка для 3-го ряда

ГР…ЗА
СЛ…НЫ
Г…РА
П…РО
ТР…ВА
В…ЛНА
Р…СА
ЗВ…НОК
ОС..НЬ

Р…ДЫ
СТ…НА
Р…КА
С…ЛАЧ
Х…ЛМЫ
Д…ЖДИК
К…СА
П…ЛЯ
З…МА

М…СТЫ
Н…ГА
СН…ГА
М…РЯ
Ч…СЫ
Л…СТОК
Д…ЛА
ЗВ…РЁК
ГР…ЧИ

3. Самоопределение к деятельности

- Сейчас мы с вами отправимся в небольшое путешествие. Побываем в гостях у слов - близнецов и слов - братьев. Подумайте и скажите, а что это могу быть за слова? А вот как называются эти слова вы узнаете из нашего путешествия.

4. Работа по теме урока

1. Омонимы

- Давайте с вами внимательно прочитаем небольшое стихотворение

Много разных есть ключей:
Ключ - родник среди камней,
Ключ скрипичный, завитой,
И обычный ключ дверной.

- Что интересного вы заметили в словах? (Слово одно, а значения разные).

- А теперь прочитайте и скажите, какие значения есть у слов из следующего стихотворения?

Суслик выскочил из норки
И спросил у рыжей Норки:
- Где вы были? - У Лисички?
- Что вы ели там? - Лисички!

- А теперь попробуйте вставить пропущенные слова в стихотворении.

В море суши полоса
Называется коса.
И у девушки _____
Цвета спелого овса.
На траве лежит роса -
Косит травушку _____
У меня один вопрос
Сколько есть на свете ____ ?

- Посмотрите на рисунки. Все эти слова, ребята, как видите, пишутся и произносятся одинаково, но имеют различные значения. Такие слова - близнецы называются омонимами.

2. Синонимы

- А мы с вами отправляемся дальше к словам-братьям.

В русском языке есть много слов разных по звучанию, но обозначающих одно и то же.

Например, слова малыш и ребенок, путь и дорога, холод и мороз. Звучат и пишутся они по-разному. Зато «работа» у них почти одинаковая: оба называют одно и то же. Такие слова называют синонимами.

Попробуйте сами привести примеры слов - синонимов.

- Давайте поработаем по карточкам. Вам нужно к каждому слову первого столбика подобрать близкие по смыслу слова, то есть слова - синонимы, из второго столбика и соединить их стрелкой между собой.

алфавит

грязнуля

огонь

отважный

шалун

скакать

неряха

азбука

несложный

пламя

прыгать

озорник

бросать

простой

смелый

кидать

- Закончили работу. Обменялись карточками с соседом по парте и проверьте друг у друга задание. Оцените правильность выполнения работы. Если работа выполнена верно, без ошибок, то поставьте - «!»; если допустили 1 - 2 ошибки, то поставьте - «+»; в задании 3 и больше ошибок, поставьте - «-».

5. Физкультминутка

6. Закрепление изученного материала

Работа по учебнику (парами).

- Откройте учебники, упражнение 220 на странице 168. Прочитайте задание.

Поработайте парами устно. Обсудите, какое слово и куда нужно поставить. Прочитайте текст со словами, которые вы вставили. Подумайте, как называются эти слова? (Синонимы)

- Запишите первое, второе и третье высказывание в тетрадях.

- Подчеркните слова - синонимы.

7. Подведение итогов урока

- Вот и закончилось наше путешествие. У каких слов мы сегодня гостили?

- Какие слова называют омонимами? (Слова, у которых одинаковое написание, но разное значение).

- Какие слова называют синонимами? (Слова, у которых разное написание, но означают они одно и тоже).

- Для чего нужно знать и употреблять в речи омонимы и синонимы? (Для разнообразия речи, чтобы речь становилась более точной, эмоциональной).

8. Домашнее задание

Упражнение 221 на странице 169.

Все сегодня молодцы! Всем спасибо!