В современном мире большое значение и актуальность приобретает изучение ребенка в системе его отношений со сверстниками. Дошкольный возраст является возрастом первоначального становления личности ребенка. В это время в общении ребенка со сверстниками возникают довольно сложные взаимоотношения, существенным образом влияющее на развитие его личности.
Детский сад - это социальная среда, в которой ребенок проживает свою жизнь в тесном взаимодействии с другими детьми и взрослыми, контакты с которыми с возрастом становятся все важнее. Уклад жизни в детском саду складывается по-другому, нежели дома. Сверстники не так внимательны и доброжелательны, проявляют равнодушие, иногда обижают.
Дружба со сверстниками важна для развития ребенка. Детская дружба: как быстро она возникает, так же быстро она может быть закончена. Это меняется с возрастом, потому что дружба приобретает другую ценность. Для детей друзья - это одновременно товарищи по играм и образцы для подражания, с которыми можно что-то испытать и многому научиться. Таким образом, друзья помогают приобрести важные навыки для дальнейшего развития. Дружба обогащает чувства ребенка, развивает его потребности и интересы, укрепляет волевые черты характера, а также рождает желание не подвести товарища, не потерять его доверие, стать самому лучше, смелее и активнее. Дружба чутких, отзывчивых, внимательных, выдержанных, организованных, дисциплинированных детей со сверстниками, у которых еще не развиты эти качества, положительно влияет на последних, вызывая у них стремление стать лучше.
Среди круга ценностей, определяющих отношение ребенка к сверстникам, особое место занимает взаимопонимание. Опыт общения со сверстниками приводит детей к осознанию необходимости учитывать интересы, желания, настроение партнеров в общении. Проблемы в общении, конфликты, отказ сверстников от совместных игр вызывают у старшего дошкольника негативные переживания, нарушают благоприятный ход социального созревания. Это имеет отрицательные последствия для его личностного развития.
Проблема развития у детей умения находить пути взаимопонимания со сверстниками подтолкнула нас к поиску эффективных педагогических форм и методов, направленных на формирование дружеских взаимоотношений между детьми в детском саду.
Одной из таких форм работы стало проведение недели «Доброты и дружбы», цель которой - создание доброжелательной атмосферы для развивающей деятельности; формирование доброжелательного, вежливого отношения к окружающим, умения оказывать помощь другу; развитие способности оценивать свое отношение к позитивным и негативным поступкам сверстников.
Каждый день этой недели был приурочен к определенной теме.
Понедельник: «Сказочный денек». Дети вспомнили свои любимые сказки и постарались оценить поведение героев, их дружелюбное отношение друг к другу.
Вторник: «Денек друзей». Увидеть в своих товарищах положительные качества ребятам помогла «Волшебная труба». Главное, что дети, рассматривая в «Волшебную трубу» своего товарища, учились говорить друг другу не комплименты, а открывали для себя сверстника с новой стороны, обнаруживали в нем некоторую черту, заслуживающую одобрения. В этот деть мы разучили игры, которые помогают устанавливать дружеские контакты и лучше узнать друг друга: «Опиши друга», «Сказочный ковер», «Дорожные сборы», «Здравствуй, сосед», хоровод «Дружат дети всей земли».
Среда: «Поговорим о доброте». Утро мы начали с беседы «Что такое доброта и как она проявляется?» Я предложила сделать в группе «Шкатулку добрых дел», в которую можно будет записывать хорошие поступки всех ребят. Воспитанию нравственных качеств способствовала акция «Добрые дела», а завершила' день выставка детских рисунков «Дерево доброты».
Четверг: «День хорошего настроения». В этот день ребята решили устроить маленький праздник для детей других групп. Они показали театрализованное представление «Теремок» и предложили ребятам как можно больше совершать хороших поступков. Закончился этот денек веселыми дружными танцами.
Пятница: «Как правильно дружить». В заключительный день мы разобрали несколько проблемных ситуаций. Подумали над тем, как бы поступили дети, когда столкнулись с трудностями взаимопонимания в играх со сверстниками. Обсудив это, составили правила дружбы, которые будем соблюдать в нашей группе. Закончилась неделя «Доброты и дружбы» коллективным изготовлением «Дерева дружбы» и вкусным чаепитием.
Начатая работа по формированию дружеских отношений сплотила ребят. Дети стали дружнее, приобрели умение договариваться, оказывать друг другу поддержку, понимать настроение других детей, выражать своё настроение в различных видах творчества. Они учатся не только слушать, но и слышать своих товарищей.
В заключение следует отметить, что процесс освоения доброжелательных взаимоотношений предусматривает целенаправленное развитие у старших дошкольников умения проявлять позитивную готовность к контактам со сверстниками, внимание к эмоциональному состоянию друг друга, регулировать отношения на основе культурных норм, поддерживать друг друга и эмоционально-положительную атмосферу общения и совместной деятельности. Ведь дружба, возникшая в дошкольном детстве, может быть очень прочной и сохраняется на всю жизнь.