Конспект по развитию речи в старшей группе. Рассказывание по картинке «Тайное становится явным»

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с

Ключевые слова: развитие речи, старшая группа


Программное содержание:

  • учить детей умению понимать сюжет картинки, образно и эмоционально описывать ее.
  • развивать творческое воображение детей и пополнять лексический запас.
  • работать над интонационной выразительностью речи.
  • учить детей восстанавливать последовательность событий по картинке.

Предварительная работа:

  • рассматривание различных иллюстраций в книгах к рассказам и сказкам.
  • понимание замысла художника и автора литературного произведения.
  • обучение эмоциональному рассказыванию.

Материал: книги с иллюстрациями и отдельные сюжетные картинки.

Методические приемы: вопрос, показ, рассматривание, творческие задания.

Методика проведения: Детям был предложен рисунок по рассказу В.Драгунского «Тайное становится явным». Сюжет рассказа детям не был знаком.

На первом этапе воспитатель провел с детьми беседу. Разговаривали о том, что некоторые дети не любят кашу, а мама готовит ее и настаивает на том, чтобы ребенок ее съел. Воспитатель просил детей поделиться своим опытом, как дети поступают в таком случае. Ответы детей: «Я не ем, но мама маня не ругает»; «А я прошу положить мне чуть-чуть, тогда я все съем, и мама улыбается и говорит «молодец!»; «Я говорю, что меня тошнит, и мама не заставляет ее есть»; «Мама злится и дает мне другую еду» и т.п.
Затем воспитатель обсуждает с детьми другую тему: можно ли что-то плохое совершить, чтобы мама не узнала. Правда ли, что тайна всегда разгадывается.

Дети высказывают разные мнения: одни дети убеждены, что не все тайны даже мама разгадает. Другие говорили о том, что мама все равно узнает все и тогда строго накажет. Третьи считали, что если нечаянно совершить какой-то плохой поступок, надо самому честно признаться.

Воспитатель предложил внимательно рассмотреть картинку и подумать, что же произошло в этом рассказе.

  • Кто изображен на картинке?
  • Почему взрослый дядя в каше?
  • Почему вдруг появился полицейский?
  • Почему мальчик пытается спрятаться за маму?
  • Какие лица у всех героев картинки, что они изображают?

Эти и другие вопросы помогают детям вообразить ситуацию и рассказать, что они увидели на картинке.

Вот, к примеру, рассказы двух девочек. Даша М. «В одном доме жил дядя. Один раз он варил кашу. И поставил ее на окно. Прилетел голубь и нечаянно сбил кашу. Каша упала на голову и потекла. Он испугался и пошел домой переодеваться. Соседи испугались и позвонили в милицию, что к ним пришло чудище».

Эвелина Д. «Жил-был дядя. Он хотел наложить кашу, но у него потерялась ложка. Он стал руками накладывать и был очень грустный, что пропала его ложка. Кастрюля упала на него. Милиция приехала и спросила: «Почему дядя в каше?» Его отправили в милицию».

Некоторые дети просто перечислили изображенные предметы и явления, не сумев построить отдельных предложений.

Чтобы помочь детям правильно разобраться в сюжете, воспитатель напомнил, что на рисунке еще изображен прячущийся и испуганный мальчик.

Как объяснить его роль? Воспитатель предложил детям вспомнить, с чего начиналась беседа.

Воспитатель - Мы говорили о том, что многие дети не любят кашу и ищут выход, как бы ее не есть. Давайте предположим, что мальчик не любит кашу и пытается от нее избавиться, пока мама не видит.

Эта подсказка многих детей приводит к правильному умозаключению. Они высказывают такие мысли: «Мальчик не стал, есть кашу и выбросил ее в окно»; «Мама ушла в комнату, а мальчик быстро встал на стул и бросил кашу в окно»; «Мальчик думал, что никто не узнает, что он выбросил кашу, но пришел полицейский и наказал мальчика».

В итоге, общими усилиями картинка сложилась в логический сюжет.

В заключение воспитатель прочитал рассказ В.Драгунского. И дети сделали выводы, что тайна всегда бывает, раскрыта, поэтому нельзя совершать плохих поступков, лучше все рассказать маме.

Итоги занятия: дети познакомились с новым литературным произведением; научились внимательно рассматривать картинку и иллюстрацию, интерпретировать ее; воображать по картинке сюжет; определять эмоции персонажей. У детей значительно расширился словарный запас. Помимо этого, дети вынесли из занятия нравственные уроки о хороших и плохих поступках.

Список использованной литературы

  1. Ушакова О.С.; Гавриш Н.В. «Знакомим дошкольников с литературой». Творческий Центр «Сфера». Москва, 2008.
  2. Развитие речи и Творчества дошкольников. Под редакцией Ушакова О.С. Творческий Центр «Сфера». Москва, 2009.
  3. Развитие речи детей 6-7 лет Ушакова О.С. Творческий Центр «Сфера». Москва, 2011.
  4. Виктор Драгунский «Тайное становится явным». Издательство Проф-Пресс, Ростов-на-Дону, 2012.